Технологии будущего

Ни для кого не секрет, что компьютеры, и в особенности персональные компьютеры - это наиболее интенсивно развивающаяся в последнее время область техники. Ведь всего 20 лет назад появился на свет простенький I8086, да что там говорить - не прошло еще и 40 лет со дня создания первой интегральной схемы. А ведь современный процессор Pentium (далеко не лучший) имеет производительность 200-300 стареньких 8086. Остальные технологии, связанные с компьютерами, претерпели не менее взрывные превращения - тут и мониторы, и жесткие диски, и память. Причем, пока рост этой технологической волны идет по нарастающей: чем дальше, тем быстрее. Зачастую не успеваешь проследить за новинкой и разобраться, что же это такое, как она уже устаревает и сменяется другим стремительно развивающимся стандартом. Одним словом - страшное дело. Поэтому мне бы хотелось познакомить читателей с некоторыми перспективными компьютерными технологиями, на упоминания о которых я наткнулся во время прогулок по Internet. Некоторые из них могут в самое ближайшее время стать новыми компьютерными стандартами, некоторые уже используются, но не очень широко. Часть по тем или иным причинам зашла в тупик развития, но, тем не менее, интересна с технической точки зрения и вполне может получить признание в будущем. В любом случае - это передний край современных компьютерных технологий, а посмотреть, что делается на переднем крае, всегда интересно.

Virtual Retinal Display

Пока человек не сможет передавать и принимать цифровую информацию непосредственно в мозг, основным средством получения данных будет зрение. Дисплеи были и остаются необходимым атрибутом любого компьютера. Однако задумаемся, что объединяет все существующие типы дисплеев (плазменные, на жидких кристаллах, электронно-лучевых трубках и т.д.). Это экран. Изображение всегда создается на экране и затем уже попадает на сетчатку глаза. Основной недостаток этого метода связан с размерами экрана. Ведь если он будет слишком маленьким, то пользователь просто не сможет рассмотреть детали изображения. Опять же постоянное напряжение глаз приводит к прогрессирующей близорукости (явление, весьма распространенное среди компьютерщиков). Но от дисплея никуда не денешься, единственное достижение, это его "сплющивание" в портативных компьютерах. Однако даже в этом случае остаются два измерения, определяющие качество изображения. И даже в шлемах виртуальной реальности (VR) именно размер дисплеев (хоть и миниатюрных) определяет их габариты.

Ну вот, перспектива получилась достаточно мрачная и выхода никакого, казалось бы, нет. Правда, в таком случае я и писать бы ничего не стал. Идея, что называется, проста до безобразия (со всех точек зрения, кроме технической). Что если проецировать изображение прямо на сетчатку глаза? Тогда не нужен будет громоздкий экран и решится проблема габаритов. Идея эта была выдвинута американской фирмой Microvision, разработавшей технологию VRD (Virtual Retinal Display - виртуальное изображение на сетчатке). Работает она следующим образом (см. рисунок):

 

на вход устройства поступает видесигнал (с компьютера, видеокамеры и т.д.). На основании этого сигнала определяется расположение, интенсивность и цвет отдельных пикселов. Дальше наступает самое интересное: данные об интенсивности и цвете поступают на маломощный (скорее, даже сверхмаломощный) лазер (в случае цветного изображения используются три лазера). Затем с помощью специального устройства (на которое поступает информация о координатах пикселов) происходит развертка лазерного луча (как для электронного пучка в обычном мониторе или телевизоре). В результате изображение рисуется лучом лазера непосредственно на сетчатке глаза без всяких промежуточных экранов. Рисование происходит по одному пикселу, развертка идет справа-налево, сверху-вниз. При этом можно забыть о понятии разрешения, так как в пределе толщина и мощность луча может быть сколь угодно мала. Практически можно получить изображение, не отличимое от реального. Причем, оно может накладываться на то, что человек видит в данный момент. Можно, к примеру, сделать так, чтобы хирург видел координатную сетку во время операции, а пилот невооруженным глазом различал радиомаяки во время посадки. Что касается систем виртуальной реальности, то тут фантазия вообще не знает границ.

Учитывая миниатюрные размеры современных лазеров, всю VRD-систему можно будет разместить, к примеру, на оправе очков. Вот вам и карманный дисплей. Если стекла черные, то видно будет только компьютерное изображение. Если прозрачные - оно будет накладываться на окружающее. И учтите - источик сигналов может быть любым: хотите - видите в ультрафиолете (с соответствующей камерой), хотите - в инфракрасной области. Есть, правда, у VRD и недостатки. Во-первых, пока еще неизвестно точно влияние микромощного лазерного излучения на глаз человека. Во-вторых, изображение VRD сможет видеть только один пользователь, поскольку луч будет попадать только в его глаз.

Будет совершенно справедливо спросить - насколько реальны эти радужные перспективы? Конечно, лазерных очков и систем наведения, вроде тех, что так любят показывать во всяческих фантастических боевиках, в ближайшие годы не будет. Но черно-белый прототип VRD демонстрировался на Comdex еще в 1995 году и пользовался там бешеным успехом (помнится, его даже по телевизору показывали). Тогда как раз была показана система, позволявшая накладывать синтезированное компьютером изображение на реально видимое. Выглядело это весьма впечатляюще (особенно если задуматься о возможностях). Microvision с тех пор не прекратила заниматься VRD. Более того, теперь эта технология выходит из стадии научных разработок и постепенно становится коммерческой. Летом 1997 года Microvision заключила контракт с Saab AB и Ericsson Saab Avionics на поставку VRD-шлема для тренировки летчиков. Первая часть контракта была успешно завершена в октябре этого года (Saab осталась весьма довольна обновкой) и теперь ведутся переговоры о проведении исследований с целью создания VRD-систем для воздушных и наземных войск, а также потребительских VRD-продуктов. Ходят слухи про аналогичный контракт с Boeing. Так что, может, я и ошибся на пару лет? Поживем - увидим.

Константин АФАНАСЬЕВ,
AKG_Monster@usa.net

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

48 за 1997 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!