Технологии иллюзий

Версия для печатиВерсия для печати


Intro

То, что раньше считалось иллюзорным, как говорится, в диковинку, сегодня находит широкое применение во многих отраслях и сферах деятельности человека. Иллюзия - обман, базирующийся на человеческих слабостях, и самая главная наша слабость - стереотипы. Иллюзия заставляет срабатывать стереотипы, вызывая смех или удовольствие ее создавшего. С другой стороны, иллюзия - жанр, в котором есть первопроходцы и продолжатели. Сегодня нельзя сказать, когда появилась впервые эмуляция 3D на плоскости, кто придумал боевики и сколько лет первому "красивому" обману. А причиной тому - неуемная человеческая фантазия.

Да, мы на протяжении нескольких номеров будем говорить об иллюзиях, о том, как они пришли в наш мир и где применяются. В последней статье данного небольшого цикла я размещу ссылки на ресурсы, которые использовал при его создании. А сейчас давайте начнем знакомиться со знаменитыми иллюзиями.


Самая знаменитая иллюзия - лицо девушки-старушки

Эта картинка, пожалуй, знакома многим. Посмотрите внимательно, кого вы видите: девушку или старушку? Девушка имеет свои контуры, старушка - свои. Глаз старушки и ухо девушки - один и тот же элемент, но при разных вариантах видения это не заметно. Честно сказать, девушку я увидел не сразу, а только через день после первого просмотра. Для тех, кто не увидел, скажу, что контур лица девушки - это контур носа старушки.

В этом, 2000-м, году картине исполняется 85 лет с момента первой публикации в 1915 году английским карикатуристом У.И.Хиллом. Хилл адаптировал в данном рисунке концепцию, которая уже была популярна в то время в индустрии развлечений: "Вы видите мою жену, а где же моя теща?". Причем первые подобные рисунки уже ходили в мире задолго до того - в 1888 и в 1890 годах были представлены похожие работы.

С тех пор к данной концепции возвращались много раз. Например, в 1961 году Дж. Ботвиник переделал рисунок под "Муж и тесть".

После внимательного изучения данных рисунков я стал искать современные работы в этом направлении. Казалось бы, сейчас у нас есть такой мощный инструмент, как компьютер… Но так получилось, что ни с использованием фотомонтажа, ни с другими производственными технологиями данное представление иллюзии не нашло своего продолжения сегодня. Почему, интересно?


Невероятная лестница

На рисунке представлена разработка Лайонела Пенроуза, получившая в дальнейшем название "Невероятная лестница". Попробуйте ткнуть стержнем ручки в разные области рисунка или же подвести курсор мыши, если вы читаете интернет-вариант. Ощущение разной высоты присутствует? Это специально разработанная многоуровневая физическая модель, причем единственная в мире по своей оригинальности.

Разработка Л.Пенроуза легла в основу знаменитой картины М.К. Эшера "Ascending and Descending" (что на русский можно перевести примерно как "Восхождение и Спуск").

Помимо графического искусства, физическая многоуровневая модель, представленная и популяризированная М.К.Эшером, Лайонелом и Роджером Пенроузами, нашла свое отражение и в музыке. В 1964 году психолог Роджер Шепард изобрел аудио-иллюзию, используя диатонику от Cmaj в диапазоне четырех октав. Сейчас эту музыкальную иллюзию создают с помощью синтезаторов и компьютеров. Но для того, чтобы суметь ее правильно сыграть, нужен, конечно, опыт и специальные тренировки. Сегодня, например, вы можете купить CD с музыкальными иллюзиями на сайте Д.Дойче из Университета Сан-Диего.

Думаю, что все это - еще только начало применения физической модели "невероятной лестницы" во многих областях искусства.


Комната Амеса

Изобретение названо в честь реализовавшего его Адельберта Амеса-младшего, офтальмолога (США). Он впервые сконструировал свою комнату в 1946 году. Данный дизайн создан на основе представлений от Г.Гельмгольтца, ведущих свое начало еще в 19-м веке.

В комнате Амеса представлены совместно две иллюзии. Первая - то, что комната выглядит кубической, хотя на самом деле она трапецеидальная, вторая заключается в том, что любые объекты смотрятся или увеличенными, или уменьшенными в зависимости от приближения/удаления от дальнего угла к ближнему.


Восприятие кубической комнаты

Если вы смотрите в комнату Амеса через смотровое отверстие (чтобы исключить ненужные точки просмотра), то данная комната кажется нормальной, то есть кубической, но этот образ обманчив. Пол, потолок, стены и дальние окна имеют форму трапеции. Например, дальний левый угол значительно ниже правого переднего. Стены смотрятся перпендикулярными полу, хотя на самом деле они не находятся под прямым углом по отношению к нему.

На схематическом рисунке показаны ощущения смотрящего и данность.

Основная форма - это действительная комната Амеса, пунктирные линии - линии света, форма, нарисованная пунктирно, - это то, какой вы ощущаете саму комнату Амеса. Причем два видимых угла комнаты смотрятся практически равноудаленно от точки просмотра. Но по-настоящему левый видимый угол дальше правого почти в два раза.

Если смотреть в комнату Амеса с другой точки, то ощущение иллюзии исчезнет, то есть комната перестанет быть кубической и откроются все секреты.

Хотя стоит только внимательно присмотреться к представленной фотографии, и элемент трапецеидальности можно найти. Но... На этом и держатся многие современные технологии, а также всевозможные технологии индустрии шоу-бизнеса - стереотипы:).


Практическое применение

Дело в том, что комната Амеса моделируема в современных условиях. Причем сие действие вполне под силу компьютерному дизайнеру. Не тому, кто сидит дома и изучает Photoshop, а тому, чья работа напрямую связана с Blue Box, с так называемой "голубой комнатой", в которой все действующие персонажи снимаются на голубом фоне, после чего оный вырезается и заменяется на компьютерный пейзаж (кстати, есть и Green Box). Так вот, помимо стандартных пейзажей, можно применить и комнату Амеса. Эффект будет превосходен, если создать компьютерное окружение, отталкиваясь от точки просмотра. Хотя это только в теории…

Кристофер М. ИХИХО,
christopher@tut.by

Номер: 

46 за 2000 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Добавить комментарий