Станет ли программист аналитиком?

Новые экономические требования в сфере ИТ вызвали необходимость уточнения трудовых функций руководителей и служащих, а также корректировки их квалификационных характеристик. Сегодня уже странно выглядит, когда в трудовой книжке руководителя проекта или системного интегратора записано: "инженер-программист" или "менеджер по информационным технологиям". Появились новые профессии. Сейчас для них уже созданы проекты квалификационных характеристик (обзор наиболее значимых мы предлагаем вашему вниманию). Но будут ли они введены? Об этом - в нашем материале.

Итак, вначале обзор новых профессий и их квалификационных характеристик…

Системный аналитик (Бизнес-аналитик) должен анализировать потребности организации в автоматизации процессов производства товаров (работ, услуг), проводить предпроектное обследование и учитывать требования заказчика к разрабатываемому программному продукту. В его задачу входит также экспертиза существующих информационных систем, моделей и применяемых технологий. Он описывает текущее состояние объекта автоматизации, консультирует заказчика по вопросам оптимальной организации разработки программного продукта, а также по оптимизации процессов производства товаров (работ, услуг) и оказывает содействие в выборе варианта оптимизации с использованием информационной системы.

Специалист этого профиля должен знать: основные правила работы с программными продуктами; основы бизнес-анализа; архитектуру и устройство программного обеспечения; системы управления базами данных; офисные и общесистемные программные средства; методики оценки потребностей информатизации, иностранный язык; основы организации труда и управления; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

В обязанности системного архитектора входит разработка архитектуры системы программного обеспечения, общего алгоритма функционирования, технологии обработки информации, концепции построения и методологии адаптации системы ПО к структуре организации. Он должен вести контроль исполнения принятых архитектурных решений, координировать планирование проектов и разработку архитектуры нескольких систем, согласовывать взаимодействие и увязку компонент программного обеспечения.

От системного архитектора требуется знание методов организации производства программного обеспечения; принципов его архитектурного дизайна, методов и языков моделирования; архитектурных стилей и шаблонов; современных средств вычислительной техники, систем и методов программирования.

Следующая профессия, которую планируется ввести, - специалист по тестированию программного обеспечения. В его обязанности входит выявление ошибок и сбоев в системах, программном коде, в рамках установленных протоколов тестирования, инструкций и стандартов качества для обеспечения работы систем в соответствии со спецификацией. Он определяет объем и содержание данных контрольных примеров, разрабатывает тестовые наборы и сценарии, составляет специальный тест-план.

Кроме того, специалист по тестированию разрабатывает и внедряет типовые и стандартные программные средства, составляет технологию обработки информации, принимает участие в анализе проектной документации, анализирует и оценивает технические неполадки, определяет необходимый набор документов, в соответствии с которым проводится контроль качества программного обеспечения и осуществляет контроль качества ПО в соответствии с установленными требованиями.

Специалист по тестированию должен знать нормативные, методические материалы по вопросам испытания и тестирования программных продуктов; основы разработки программного обеспечения; общие принципы структурного программирования; современные методики и методологии тестирования программного обеспечения; методы и средства разработки тестовых сценариев и тестового кода; программные продукты, используемые в процессе тестирования программного обеспечения.

И, наконец, еще одна специальность, которой раньше не было, - технический писатель. Его должностные обязанности включают разработку, обновление и перевод документации к программным продуктам (руководствам пользователя, инструкциям по применению, техническим описаниям, справкам, электронным словарям, тезаурусам, и др.). Он должен разрабатывать концепции информационного наполнения программного продукта, участвовать в проектировании пользовательских интерфейсов. Технический писатель должен составлять тесты для контроля информационного содержания, тестировать техническую документацию, готовить информационное содержание к публикации, а также изучать рынок информационного содержания.

Он обязан знать технологии построения информационных ресурсов; языки разметки документов и сценариев; принципы визуального представления информации; основы когнитивной психологии; программные средства по проектированию информационного содержания; стандарты и типовые технологические решения проектирования пользовательского интерфейса; стандарты создания и оформления технической документации; методики технического перевода; стандарты допечатной подготовки; терминологию, словари и справочники в области информационных технологий; основы научного и литературного редактирования, грамматику и стилистику русского (белорусского) и иностранного языков.

Возможны изменения и в уже существующих квалификационных характеристиках. Например, "Системный администратор" может превратиться в "Специалиста по сопровождению программного обеспечения". Будут уточнены требования к другим профессиям.

Проекты квалификационных характеристик предназначены, в первую очередь, для того, чтобы сделать организацию труда на предприятиях и в компаниях ИТ-сектора более рациональной. Ведь упомянутые профессии давно уже существуют и востребованы, но в документах не отражены, что усложняет работу кадровых служб и лишает их возможности определить и официально задокументировать общие требования при приеме на работу сотрудников с необходимой квалификацией и опытом.

Это особенно актуально для госпредприятий, которые обязаны максимально точно придерживаться существующего законодательства.

Новые профессии сразу же взяла бы на вооружение и система образования. Имея под рукой официальный документ и зная потребность в тех или иных специалистах, вузы могут скорректировать собственные учебные программы, ввести новые дисциплины и профессии, что в конечном итоге позволило бы и системе образования идти в ногу со временем, обеспечивая подготовку квалифицированных кадров.

К сожалению, пока квалификационные характеристики нигде не утверждены. Они не рассматривались ни Министерством труда и социальной защиты, ни правительством. Когда же новые профессии обретут право на существование и долго ли еще бизнес-аналитикам быть "менеджерами" и "системными программистами"? На этот вопрос пока ответа нет.

Эдуард ТРОШИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

36 за 2009 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!