Почему Минобразования Беларуси тратит бюджет на поддержку Microsoft?

Мне уже не раз доводилось писать о том, как белорусские чиновники любят похвалиться реальными или мнимыми успехами в деле информатизации страны. Дескать, и компьютерная грамотность у нас самая высокая, и по проникновению интернета мы лидеры в СНГ, и компьютер у нас едва ли не в каждой квартире...

Тем не менее, за прошедший год Беларусь не смогла продвинуться во всемирном рейтинге IDI ("Индекс развития ИКТ"). Белорусская ИКТ-отрасль как занимала 46 место среди 155 стран мира в 2010 году, так и на данный момент занимает ту же позицию. Даже несмотря на то, что само значение индекса IDI увеличилось с 5,08 до 5,57. Такие данные содержатся в отчете за 2012 год "Измерение информационного общества" (Measuring the Information Society), распространенном недавно Международным союзом электросвязи (ITU). Напомню, что "Индекс развития ИКТ" представляет собой интегральный показатель развития компьютерной индустрии в отдельно взятой стране.

То есть, прогресса нет. А чтобы он был, уже недостаточно принимать одну за другой программы "Электронная Беларусь". Нужно, что называется, "вернуться в школу". В буквальном смысле - пересмотреть программы IT-подготовки детей с того самого момента, как они начинают изучение информатики. Почему я об этом заговорил? Да потому что как раз в этой сфере наши чиновники ведут себя так, словно хотят причинить Беларуси максимум вреда.

Как говорил Жозеф Фуше, "Это хуже, чем преступление, это - ошибка". В конце сентября в Министерстве образования Беларуси состоялась встреча руководителя ведомства Сергея Маскевича и генерального менеджера региона 24-х стран Центральной и Восточной Европы корпорации Microsoft Такуя Хирано. Об этом журналистам рассказал директор главного информационно-аналитического центра Минобразования Николай Листопад.

На встрече были обсуждены вопросы развития стратегического сотрудничества между системой образования Беларуси и корпорацией Microsoft. Сергей Маскевич подчеркнул, что платформа Microsoft является базовой для белорусской системы образования.

 

Как сказано в официальном сообщении, "стороны пришли к соглашению о целесообразности подготовки и реализации проекта по полному переходу в ближайшие три года учреждений образования, в первую очередь, общеобразовательных школ, на использование лицензионного программного обеспечения Microsoft".

Как мило! Теперь бюджетные деньги, выделяемые на информатику в школах, будут отправляться прямиком в Microsoft. Видимо, в Беларуси избыток свободной валюты, можно поделиться с американским софтверным гигантом.

Теперь бюджетные деньги, выделяемые на информатику в школах, будут отправляться прямиком в Microsoft.

А ведь совсем рядом, в России, мы видим пример намного более разумной политики. Российские школы используют свободное ПО, которое разрабатывается и устанавливается в школах российскими же IT-компаниями. Результат: бюджетные деньги, направляемые на информатизацию образования, уходят не в Microsoft, а собственным "айтишникам". А детишки "с младых ногтей" привыкают к СПО вместо проприетарных решений.

В России все началось в октябре 2007-го, когда вышло распоряжение премьер-министра, согласно которому Министерству образования и науки и Министерству связи предписывалось "обеспечить разработку и внедрение в школы свободного программного обеспечения по перечню программ, входящих в стандартный (базовый) пакет программного обеспечения".

Уже через месяц Федеральное агентство по образованию провело открытый конкурс на право заключения государственного контракта по созданию пакета свободного ПО и пилотному апробированию этого пакета программ в образовательных учреждениях России. По итогам конкурса исполнителем этих работ стала компания "РБК-центр" (ГК "Армада"), а соисполнителями - ведущие отечественные разработчики ПО (ALT Linux, Linux Ink и др.).

На основе требований стандартного базового пакета программного обеспечения был разработан пакет свободного ПО для нужд школ, не требующий лицензионных отчислений.

А в 2008 году началось внедрение СПО в школы трех пилотных регионов России. Российские IT-компании проводили установочные семинары для школ и устанавливали пакет СПО на школьные компьютеры. Для школ была развёрнута бесплатная система техподдержки.

В сентябре-октябре 2008-го было выпущено новое издание пакета СПО для школ, разработан комплект методических материалов. Проведен творческий конкурс "Код свободы" для учителей, участвующих в проекте.

2009 год в России прошел под знаком массового внедрения СПО в школах. Был выложен в свободный доступ Software Development Kit, используемый при создании "Школьных дистрибутивов Линукс". Вскоре была выпущена расширенная редакция серверного дистрибутива для образовательных учреждений "Школьный Сервер".

Сегодня разработанный российскими IT-компаниями (прежде всего, ALT Linux) пакет СПО внедрен во всех школах России. Фактически таким образом российское правительство проинвестировало из бюджета национальные IT-компании, одновременно изрядно подтянув школьное IT-образование. Белорусское правительство в аналогичной ситуации предпочло отдать бюджетные деньги Microsoft.

А в России уже есть предварительные оценки того, к каким последствиям приведет политика внедрения СПО в школах. Совместное исследование Ассоциации предприятий компьютерной техники (АПКИТ) и компании McKinsey показало: российский рынок информационных технологий к 2020 году может собрать больше $150 млрд - в шесть раз больше, чем сейчас. Эта цифра приближается к стоимости российского нефтяного экспорта в 2011 году. Есть, правда, и инертный сценарий, который предполагает совокупный среднегодовой темп роста всего на 8%, в итоге объем рынка увеличится с $26 млрд до $49 млрд. Из этой суммы $26 млрд (54%) будет получено за счет производства аппаратного обеспечения, $10 млрд (20%) будет приходиться на ПО и $13 млрд - на сервисы.

Понятно, что инвестиции в "школьное" СПО сыграют тут не последнюю роль, простимулировав развитие национальных IT-разработчиков. Но еще более эффективным выглядит опыт государственного перехода на СПО на моей исторической родине. В Кодекс об электронно-цифровом управлении (Codice dell'amministrazione digitale), главный нормативный документ, определяющий политику Италии в области электронного правительства, внесена поправка. Согласно поправке, итальянские госучреждения, желающие внедрить новое программное обеспечение, могут пойти по одному из трех путей: разработать ПО самостоятельно; использовать ПО, созданное другими подразделениями госаппарата либо приобрести лицензию на "свободное и открытое программное решение". Таким образом, применение открытого ПО в Италии официально приобрело обязательный статус. Закупка проприетарного ПО отныне возможна лишь в порядке исключения - в том случае, если экспертизой доказано, что открытое ПО с задачей не справляется.

Статья 68 Кодекса гласит: "Приобретение проприетарных программных продуктов допустимо исключительно в тех случаях, когда сравнительный анализ технических и экономических аспектов демонстрирует невозможность внедрения решений с открытым кодом или иного ПО, уже разработанного (с меньшими затратами) внутри системы учреждений государственного управления".

Итальянские власти называют открытое ПО и открытые стандарты "надежными инструментами, стимулирующими развитие инноваций и снижающими расходы". Так, IТ-отдел парламента, применяя открытые технологии всего в одном сегменте инфраструктуры, добился того, чтобы урезать затраты на IТ на 19% в течение двух лет, заявил Марио Фиорони, IТ-директор при парламенте Италии.

Так, на открытом ПО полностью построена парламентская система создания и публикации электронных версий законодательных документов. Apache FOP применяется для форматирования, iText для создания PDF, Saxon для трансформации XML-документов, а генерация и валидация HTML/XHTML осуществляется при помощи Tidy. Репозиторий законов работает на открытой CMS Alfresco, а в качестве движка поиска применяетcя Apache Solr.

Поправка к кодексу об электронном правительстве все же не избежала критики со стороны итальянских Open Source-активистов. Так, EUPL.it, сайт сторонников открытого ПО в госсекторе Италии, отмечает, что поправка явно регулирует только приобретение лицензий на программное обеспечение для развертывания внутри организаций. В законе не уточняется, обязаны ли госорганы в первую очередь рассматривать открытые решения при закупке ПО, которое применяется удаленно - через APS или в облаке.

Кроме того, в законе отсутствует четкое определение свободного и открытого ПО. Вероятнее всего, организациям будет предложено воспользоваться определениями Open Source Initiative и Free Software Foundation, комментирует новую поправку итальянский IТ-юрист Карло Пиана.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Страницы

Аватар пользователя savely

Маленький момент - в РФ есть те же Альты. Они - МОГУТ.

В РБ - "кто ответит за базар"?

Аватар пользователя Al

"платформа Microsoft является базовой для белорусской системы образования" - И это правильно. Надо учить тому, что используется в реальной жизни при зарабатывании денег.

"Теперь бюджетные деньги, выделяемые на информатику в школах, будут отправляться прямиком в Microsoft. Видимо, в Беларуси избыток свободной валюты" - Во-первых, не прямиком. Налоги останутся в стране. А, во-вторых, не надо называть зайчики валютой, а именно ими расплачиваются при покупке программ.

Аватар пользователя mike

Хорошая  и нужная  статья. Базировать школы на закрытых "чёрных ящиках" несвободного ПО -- верх глупости и реально хуже преступления.

Кстати, я как-то послал в "Новости" сообщение про Стива Возняка, дык зажали. Видимо, кое-кому в редакции "Вестей" оно не понравилось. Там Возняк в интервью признаётся, что, будь он молодым, то ушёл бы на Линукс, и ратует за открытое ПО.

mike, не потому "зажали", а потому что новость из одной ссылки не очень интересна:) Переведем, тогда и опубликуем.

Аватар пользователя mike

Зажали, зажали! Не обижаюсь. Инфу я озвучил, а большего и не надо. Про накладку на экранную  клаву тоже переводить будете? :)

Был бы признателен, если бы вы узнали, что с Д.Евдокимовым aka Dmitry. Адрес (не мыло) у вас д.б., у меня был, но гробанулся внешник.

Видимо, кое-кому в редакции "Вестей" оно не понравилось. Там Возняк в интервью признаётся, что, будь он молодым, то ушёл бы на Линукс, и ратует за открытое ПО.

И что в этом кромольного, что может вызвать заговор против Линукс? :)

 

Аватар пользователя mike

"кромольного"

Хехе. Да ничего!

Аватар пользователя agorby

"Репозиторий законов работает на открытой CMS Alfresco, а в качестве движка поиска применяетcя Apache Solr." - не смешите мои тапочки!

В РБ на "бесплатных CMS", работающих на так любимой Вами Linux - подавляющее большинство. Часть из сайтов - вообще "самосады". Почему же тогда так криво они работают? Возьмём для пример так широко реламируемый "Pravo.by", который работает так, что даже указивки Президента или Совмина найти невозможно функцией "Поиск"!

Дело совсем не в Microsoft, которая в России бесплатно обеспечила лицензиями всех айти-студентов и широко занимается инновационной благотворительностью. Вы всё косите в сторону операционной системы Microsoft, но совершенно забываете о груде бесплатных сервисов за эту плату. Прикиньте, сколько тратится на платежи "Касперскому" или другой подобной братии. А облачные бесплатные сервисы, дающие синхронизируемые облачные диски и сервисы объёмом в 25Гб?

Детский лепет, право! А проектирование новых процессоров китайцы уже вовсю нахлебались на "бесплатном Linux".

И ещё скажу: разработку именно для школ и ВУЗов, которая используется даже в школе Гарварда, провела белорусская компания. Другое дело, что не говорите "гоп", пока не перепрыгнули в общее представление об отсталой системе образования в РБ по части законодательства, которое не даёт просто возможности задействовать эти разработки! Например, в части дистанционного образования, что в России уже давно законно работает :)

Аватар пользователя mike

Детский лепет, право!

И я так думаю. Про предыдущий пост. И не влом было региться, а? 

mike, не отвечает и по почте:(

Страницы