Топ-7 событий мирового IT-бизнеса: 18 - 24 марта

Парадокс: IT-стартапы разрушают экономику. Венчурные инвесторы, избалованные быстрой окупаемостью и высокой прибыльностью интернет-проектов, предпочитают вкладывать средства именно в них. Индустрия IT-стартапов процветает, совершенно не испытывая денежных затруднений. На наших глазах надувается новый "пузырь доткомов", аналогичный лопнувшему в 2000 году. А тем временем реальные секторы экономики остаются без инвестиционных денег. Ведь они не обещают инвесторам прибылей в "1000% уже через полгода".

Исследование Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) показало: в России число виртуальных проектов, связанных с созданием всевозможных интернет-сервисов, мобильных приложений, социальных сообществ, выросло за 2012 год в два раза. А за последние три месяца динамика их роста составила уже более 50%.

Инвесторов это радует. По опросу НАИРИТ, 61% венчурных инвесторов предпочитают иметь дело с "короткими" проектами. В них риски не так велики, как в проектах реального сектора, сроки возврата инвестиций короче, а хлопот - меньше. Так, новое мобильное приложение окупит себя или провалится на рынке менее чем за полгода. А в медицинском секторе одни только клинические испытания, скажем, нового лекарства займут четыре-пять лет. И только потом станет понятна его судьба. А срок возврата инвестиций и того больше. Вопрос: во что вложатся спешащие жить инвесторы?

Сегодня только ленивый еще не придумал какой-нибудь виртуальный сервис. Создатели стартапов за короткий срок научились получать "быстрые" деньги, "упаковывать" свои проекты, умело считать экономические показатели, на одном языке вести диалог с инвесторами - то есть успешно преодолевать препятствия, прежде сильно мешавшие развитию инновационной сферы.

Россия, Беларусь, другие страны СНГ и Восточной Европы сейчас сталкиваются с проблемой, через которую уже прошли США и Западная Европа. Ее суть в том, что многие молодые специалисты, работающие в реальном секторе, в погоне за быстрым заработком меняют свой профиль и переключаются на создание виртуальных стартапов. По данным НАИРИТ в 2012-м полностью сменили основной профиль около 17% специалистов реального сектора. Из оставшихся 89% готовы отдать часть времени своей профильной деятельности в пользу участия в виртуальном проекте. Все это грозит экономике существенными потерями. Российские эксперты подсчитали, что в результате ухода специалистов из реального сектора потери к концу 2013 года могут достичь 20 млрд руб.

 

При этом США, как и многие другие ведущие страны, уже сменили тренд. Теперь инвесторы там тяготеют именно к реальным и содержательным разработкам. В Топ-50 лучших стартапов по версии Wall Street Journal на сентябрь 2012-го доля интернет-проектов заметно сократилась в пользу реального сектора. В тройке лидеров - перспективные беспроводные сетевые решения, технологии передачи голоса для телеком-отрасли, новый подход к созданию полупроводниковых чипов. По сравнению с рейтингом-2011, число виртуальных проектов в первой десятке Wall Street Journal сократилось в два раза, а из первой тройки они выпали совсем.


Европейские торговцы недовольны Apple

Европейские дистрибьюторы iPhone, iPad и других устройств Apple недовольны политикой американской корпорации. Они утверждают, что Apple ограничивает конкуренцию на рынке и требует продавать определенное количество устройств, а также слишком много тратить на рекламу iPhone и iPad. Также "яблочная компания" без объявления причин отказывает некоторым фирмам в сотрудничестве, говорится в жалобе европейских торговцев.

Дистрибьюторы направили жалобы в антимонопольное ведомство Европы, которое теперь изучает торговые контракты Apple на предмет нарушений антимонопольного законодательства. В ведомстве признали, что большинство претензий поступает от французских фирм, но не раскрывают подробности жалоб.

Формально дело на Apple пока не заведено, так как официальная процедура антимонопольного расследования еще не запущена. "Мы поддерживаем связь с участниками рынка и внимательно следим за ситуацией", - сказал представитель Европейского антимонопольного ведомства.

В ответ пресс-секретарь Apple Натали Керрис заявила, что корпорация работает с поставщиками во всем мире в соответствии с законодательством тех стран, в которых идут продажи устройств.

Комментируя очередной конфликт европейцев с американскими IT-производителями, The New York Times пишет: "Apple предлагает дистрибьюторам с небольшими объемами продаж сотрудничество на более жестких условиях, чем крупным поставщикам. Компания предлагает им такие условия, на которых конкурировать с крупными ритейлерами невозможно. ... В контракте Apple прописывает количество смартфонов и планшетов, которое дистрибутор должен продать за определенный период времени - как правило, в течение трех лет. В случае если поставщика не устраивают эти условия, Apple отказывается от сотрудничества. А если дистрибутор не успевает продать оговоренное количество продуктов, то он обязан выплатить Apple неустойку за нереализованные гаджеты".

В свою очередь, прямые конкуренты Apple заявляют, что производитель давит на дистрибьюторов, требуя тратить большую часть маркетинговых бюджетов на продвижение продуктов калифорнийской компании.


YouTube достиг миллиарда

Корпорация Google сообщила, что ежемесячная аудитория принадлежащего ей видеохостинга YouTube достигла 1 млрд уникальных пользователей. Получается, что YouTube как самостоятельный веб-ресурс почти догнал по популярности соцсеть Facebook - она перешла миллиардный рубеж в октябре 2012-го.

"Если бы YouTube был государством, то по численности населения он занял бы третье место в мире после Китая и Индии, - написала команда YouTube в корпоративном блоге. - Примерно каждый второй пользователь Сети посещает YouTube".

Сегодня YouTube - второй в мире по посещаемости ресурс после самого поискового портала Google. В числе рекламодателей YouTube - все 100 ведущих брендов мира. При этом, однако, Google ни разу не сообщала, является ли видеохостинг прибыльным. Известно только, что в 2012 году году реклама в видеороликах принесла YouTube порядка $1,3 млрд. "Не исключено, что рост популярности YouTube среди пользователей ухудшает ее финансовые показатели, - пишут аналитики eMarketer. - Точной картины мы не представляем. Рост числа пользователей важен, но прежде всего следует поинтересоваться, растет ли число рекламодателей, и если да, то как темп этого роста соотносится с динамикой капитальных и текущих расходов".


Acer удвоил прогнозы по планшетам

Тайваньская компания Acer увеличила свои целевые прогнозы по планшетам на 2013 год с 5 до 10 млн штук. Об этом президент компании Джим Вонг сообщил 19 марта на конференции инвесторов. В 2013 году Acer выпустит планшеты под управлением Android и Windows 8, сообщил Вонг.

Маркетологи Acer ожидают, что рост поставок планшетов в I квартале составит 260-300%. При этом доля 7-дюймового Iconia B1 достигнет 70-75% от общего объема продаж планшетов Acer.


Мобильные приложения превосходят сайты

Компания Compuware опубликовала результаты опроса 3,5 тыс. респондентов со всего мира по теме сопоставления мобильных приложений и аналогичных по функционалу сайтов. Как оказалось, 85% опрошенных пользователей мобильного Интернета предпочитают использовать приложения, а не мобильные версии сайтов. Они считают приложения удобнее и оперативнее мобильных сайтов.

В комментарии к исследованию Compuware, в частности, говорится: "Мобильные приложения делают жизнь проще. Пользователи сегодня ассоциируют приложения с банковскими операциями, оплатой счетов, покупками, бронированием, работой и развлечением. Именно поэтому, несмотря на относительную новизну приложений, пользователи куда охотнее пользуются ими для взаимодействия с компаниями, чем мобильными сайтами".

Мнения о том, что ценность мобильного приложения для потребителя больше, чем ценность мобильного сайта, придерживаются многие отраслевые эксперты. "Когда вопрос стоит о потребности постоянно просматривать и работать с информацией на смартфоне или даже планшете, то это удобнее делать через специально адаптированное под размер экрана и возможности устройства приложение. Например, чтение новостей с любимого ресурса через приложение проще и юзабильнее, чем на мобильных версиях сайтов. Конечно, есть барьер - под каждую мобильную ОС надо разрабатывать свое приложение", - пишет в Сети Евгения Григорьева, глава департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента российского оператора "ВымпелКом".


Samsung готовит часы-смартфон

Источники в Samsung неофициально сообщили СМИ, что южнокорейская корпорация разрабатывает электронные наручные часы под управлением ОС Android, которые возьмут на себя значительную часть функционала современных смартфонов. Уже после первой волны сообщений о "часах-смартфоне" на техносайтах эту новость официально подтвердил Ли Юнг Хи, вице-президент электронного гиганта. По его словам, Samsung долгое время вела разработку такого гаджета, и сейчас работа близка к завершению. Соответственно, уже в ближайшее время корейский производитель представит свою разработку. Впрочем, Ли Юнг Хи не сообщих никаких деталей относительно функционала, электронной начинки и стоимости устройства.

Напомню, недавно стало известно, что часы-смартфон на базе собственной мобильной операционной системы iOS планирует выпустить корпорация Apple. Так что смело можно предположить, что выпуск аналогичного устройства от Samsung - это во многом проявление жесткой конкуренции за имеющиеся и перспективные рынки.


YouTube, вероятно, станет платным

Если эта информация - правда, то это настоящая сенсация. По данным из ряда источников, в ближайшее время подписка на видеохостинг YouTube может стать платной. Вероятно, платная подписка появится уже во II квартале нынешнего года. По данным сайта cnet.com, ее стоимость в месяц составит от $1 до $5.

Косвенно эту информацию подтвердил Роберт Кинцл - вице-президент Google, курирующий развитие YouTube. Беседуя с журналистами, Кинцл заявил, что платные каналы подписки чрезвычайно важны и могут приносить дополнительный доход разработчикам и создателям контента.


Интернет достигает трети рекламного рынка

Как прогнозирует российское агентство Carat, в 2013 году расходы рекламодателей в российских медиа вырастут на 11,3%. При этом за год доля Интернета в рекламных бюджетах вырастет с 19 до 22%. А через 3-4 года Сеть захватит в России уже более трети рекламного рынка.

Показательно, что если еще не так давно Интернет "отъедал" рекламные доходы преимущественно у печатных СМИ, то теперь он забирает их у телевидения. По прогнозу экспертов Carat, в общих рекламных расходах 2013-го доля ТВ уменьшится с 48% до 46,4%, а газет и журналов - с 13,9 до 12,6%. И эти деньги уйдут в Сеть.

По мнению отраслевых аналитиков, российские телекомпании пока хуже адаптируются к давлению Интернет, чем та же "бумажная" пресса. В России издательские дома сейчас получают в Сети от 2 до 25% своих доходов. А вот из телеканалов в интернет-сегменте пока ни один не вышел на операционную прибыль. Хотя собственные видеопроекты есть у многих: у CTC Media это Videomore, у THТ - Now.ru, ВГТРК инвестировала в Zoomby и т. д. Другие пытаются заработать, продавая права на свой контент сторонним видеопорталам (например, Ivi.ru или YouTube).

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также