Skype отбивается от сотовых операторов

На телекоммуникационном рынке раскручивается новый виток противостояния между операторами мобильной связи и бесплатными (не всегда) мобильными интернет-сервисами. По оценке аналитической компании Ovum, только сервисы обмена сообщениями через интернет в 2013 году приведут к потере операторами доходов от SMS во всем мире в размере $32,6 млрд, а к 2020-му эта цифра составит $86 млрд. Но намного больший ущерб сотовые операторы несут от VoIP-сервисов, с которыми и пытаются бороться. Пока, к счастью, безрезультатно.

В начале нынешнего года финансовая компания AC&M-Consulting провела опрос, который показал, что около 18% российских абонентов мобильной связи используют Skype. А опрос J'son & Partners и Smartest, проведенный в августе 2012-го, – что в городах-миллионниках 20% респондентов ежедневно пользуются интернет-телефонией.

Тенденция значительного перетока голоса из мобильных сетей к провайдерам мобильной IP-телефонии видна на развитых рынках, а через два-три года она придет и в Россию, уверен аналитик J'son & Partners Виталий Солонин. По его оценкам, в общем голосовом трафике операторов на VoIP-сервисы пока приходится 1-2%, но ситуация будет быстро меняться. Постепенно Skype и подобные сервисы (Google Talk, а также WhatsApp, при помощи которого каждый день в мире передается около 27 млрд текстовых сообщений) забирают не только голосовой, но и SMS-трафик, подтверждает управляющий партнер AC&M-Consulting Михаил Алексеев. При этом деньги взимаются только за интернет-доступ, и сотовые операторы теряют источник дохода.

Конечно, потери от использования абонентами на смартфонах VoIP-приложений и сервисов несут мобильные операторы во всем мире. Ведь, по сути, поставщики интернет-сервисов, не инвестируя в инфраструктуру связи, пользуются сетями, в сооружение которых телеком-операторы вложили огромные средства. Однако пока только в двух странах мира компании сотовой связи попробовали предпринять какие-то серьезные действия против VoIP-сервисов – в России и Франции.

Так, в марте нынешнего года французский госрегулятор телекоммуникационного рынка обратился в прокуратуру Парижа с требованием расследовать деятельность Skype, утверждая, что тот оказывает в том числе услуги голосовой связи без лицензии. Впрочем, здесь все уперлось в европейскую бюрократию, так что решения по данному делу пока нет.

 

Российские мобильные операторы озаботились конкуренцией с VoIP-сервисами достаточно давно (по меркам рынка, конечно). Еще в 2010 году в интервью российскому деловому изданию «Ведомости» Александр Изосимов, занимавший тогда пост президента Vimpelcom, высказывал опасения, что операторы превращаются в «трубу»: «Весь трафик переходит в данные. Но непонятно, как телеком будет с этим работать, каков окажется уровень маржинальности, возврата на инвестиции в новые сети, которым предстоит эти данные через себя пропускать. Телеком должен научиться иному ценообразованию – тому, как работать не только с конечным потребителем, но и с различными интернет-посредниками».

Однако, похоже, сотовые операторы решили не напрягаться, оптимизируя существующие тарифы и разрабатывая новые. А вместо этого – просто ликвидировать конкурентов вроде Skype или ooVoo руками чиновников. Начали операторы с жалоб на то, что их выручка от интернет-доступа растет медленнее, чем интернет-трафик в их сетях. Например, в I квартале 2013-го в мобильной сети «Вымпелкома» трафик увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 72%, а выручка от него – только на 31%, у МТС трафик – на 200%, а выручка от него – всего на 37%.

Далее российские сотовые операторы продолжили бороться с конкурентами, предложив ввести регулирование интернет-сервисов связи. Нужно, чтобы у интернет-сервисов были такие же обязательства, как и у традиционных операторов, считают они. И главное из этих обязательств – инвестировать в инфраструктуру. Сами сотовые операторы в России в одном только 2012 году потратили на строительство сетей связи в России $6 млрд. Интернет-операторы пользуются этими сетями, но их собственный вклад в телеком-инфраструктуру значительно меньше.

Еще весной вице-президент МТС по корпоративным и правовым вопросам Руслан Ибрагимов обратился в Роскомнадзор и Минкомсвязи РФ с просьбой «обратить внимание» на деятельность сервисов over the top (OTT, осуществляющих доставку сигнала через интернет-канал, синоним VoIP). В своем обращении Ибрагимов жаловался, что такие сервисы все чаще конкурируют с операторами, но при этом их деятельность никак не регулируется. Вице-президент МТС хотел, чтобы регулятор рассмотрел вопрос о соответствии Skype и подобных ей компаний российским лицензионным требованиям и определил их статус как участников рынка.

Однако российские сотовые операторы потерпели тактическое поражение в борьбе с распространением Skype и других сервисов IP-телефонии. Роскомнадзор отказался лицензировать Skype и регулировать его работу в России.

Замруководителя Роскомнадзора Олег Иванов 3 июля направил МТС письмо, в котором сообщил, что служба не будет лицензировать Skype и регулировать его работу в России. Закон о связи устанавливает правовые основы в области связи на территории Российской Федерации, однако Skype не имеет филиалов и представительств на территории России, а юридическое лицо компании зарегистрировано в Люксембурге (хотя 100% Skype принадлежит Microsoft). Поэтому государственный контроль или надзор за деятельностью Skype по российскому законодательству невозможен.

Но даже если бы Skype захотел завести представительство в России, то его лицензирование все равно было бы невозможно, написал чиновник. Дело в том, что правительство еще в 2005 году утвердило список услуг связи, для оказания которых требуется лицензия. И с тех пор в него не входит та услуга, которую предоставляет Skype.

Справедливости ради надо сказать, что со вторым аргументом не согласны эксперты. В частности, главный инженер оператора IP-телефонии Sipnet Герман Мызовский в интервью «Ведомостям» заявил, что услуги Skype ничем не отличаются от стандартных услуг операторов IP-телефонии, чья деятельность лицензируется.

Другие российские операторы, хотя формально и не присоединились к обращению МТС, разделяют аргументы компании. В «Мегафоне» журналистам заявили, что закон предъявляет к ним достаточно жесткие требования, так почему же к OTT-сервисам они не применимы? «Интернет-сервисы оказывают услуги голосового соединения, отправки коротких сообщений, то есть, по сути, такие же услуги связи. Однако для таких интернет-сервисов отсутствуют какие-либо требования в части обеспечения безопасности данных пользователей. Это создает ситуацию неопределенности в отношении защиты прав пользователей», – отмечает юрист «Мегафона» Юлия Дорохина.

Однако, как отмечает исполнительный директор J'son & Partners Сергей Шавкунов, российские операторы мобильной связи «несколько передергивают». Прежде всего, у них имеется техническая возможность тарифицировать передачу данных в зависимости от их вида – веб-серфинг, видеостриминг или, например, IP-телефония. Но пока эта возможность не используется. А у того же МТС имеется успешный опыт коммерческого взаимодействия с крупным интернет-ресурсом: компания делит с Google доходы от сервисов, предустановленных в мобильники МТС. И этот способ монетизации выглядит достаточно эффективным.

«Важный аспект проблемы – сильная взаимная конкурентная борьба самих операторов связи, результатом которой стало сильное снижение цен на услуги широкополосного доступа в интернет, – продолжает Сергей Шавкунов. – В этом провайдеры ОТТ-сервисов не виноваты. Они просто используют ту данность, которая присутствует на рынке. Возмущение вызывает то, что провайдеры ОТТ-сервисов покусились на "святое": голосовые сервисы и услуги сообщений, которые по-прежнему являются основой дохода операторов связи».

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Страницы

Аватар пользователя mike

При этом деньги взимаются только за интернет-доступ, и сотовые операторы теряют источник дохода.

Ага. А кто  всяким планшетам-андроидам-хероидам и иже с ними прокладывает доступ в Интернет, как не сотовые операторы? Автор, не мутите воду.

Сравните цену часового разговора по скайпу (за трафик) и по обычному "голосу". Есть, наверное, разница?

Аватар пользователя mike

1. Сколько 3G-трафика по-вашему возьмёт часовой скайп? 2. Некоторые голосовые тарифы после нескольких минут разговора вообще бесплатные.

Аватар пользователя Piton

2. Некоторые голосовые тарифы после нескольких минут разговора вообще бесплатные.

А если вам нужно поговорить с абонентом не в РБ, а в каком-нибудь Гондурасе? Разговор по Скайпу будет на порядки дешевле, а это - недополученная прибыль оператора.

Аватар пользователя mike

И много кто говорит с Гондурасом? Если сотовые операторы что и теряют, то только не наши. Но подводят почву для удержания высоких цен на мобильный Интернет. Мол, скайп их обирает.

Операторы, реально теряют прибыль. Но это - процесс объективный. Интернет когда-то вытеснил обычную почту, теперь то же происходит с мобильной связью. Операторам надо добирать маржой от продажи сетевых услуг, прокладки и обслуживания локальных и региональных сетей, обеспечения доступа к 2,3 и 4G, что они и делают. Других путей, в общем-то и нет. Мобильная связь прошла свой цикл по Леонтьеву всего за 30 лет. Вначале это была просто дорогая игрушка, затем - средство поедания икры ложкой из ведра, потом вилкой из тарелки. Теперь это - обычный, высококонкурентный бизнес, как прокладка трансатлантических кабелей или интернет-провайдерство. Услуга - социальная, государство заинтересовано в нижнем пределе доступности цен на неё. Есть и острая конкурентная борьба, в которой главные средства - всё то же снижение цен, повышение качества связи, реклама с акциями по "втюхиванию" местным лохам добытых у производителей по обмену, за полцены, гаджетов и собственных сим-карт. Соответственно, прибыль - на грани рентабельности, но не хочешь работать или задерёшь цены - придут и всё отнимут.  

Аватар пользователя mike

Интернет когда-то вытеснил обычную почту, теперь то же происходит с мобильной связью.

Мобильная связь прошла свой цикл по Леонтьеву всего за 30 лет

Путаете цикл жизни (внедрение-рост-зрелость-упадок) устройства с циклом жизни способа. Журналистам следует разъяснить, ЧТО ЧЕМ вытесняется:  КОММУТАЦИЯ КАНАЛОВ КОММУТАЦИЕЙ СООБЩЕНИЙ. Насколько сотовые операторы к этому готовы -- отдельный вопрос. А то развели холивар: Интернет vs мобильность.

Не поймут читатели абстракции с каналами и сообщениями. Логично ведь, что число каналов будет только расти. Как вы собираетесь вытеснить то, через что передаётся сигнал?:-). Сам бизнес предоставления мобильной связи перестанет быть выгодным, он на спаде. Кстати, циклы Леонтьева или волны Кондратьева, как раз и отражают этапы роста, развития и спада целых отраслей или даже технических укладов. Возможно даже (гипотетически, конечно), что крупнейшие  компании, которые предоставляют услуги обмена сообщениями, если им удастся захватить рынок, сами возьмут себе некую долю в строительстве и обслуживании сетей, как это уже делает Google.

Число же каналов никак не может уменьшиться, оно всегда будет соответствовать потребности в траффике, которая пока только растёт. Т. е - говоря вашими же словами, снежным комом растущая коммутация сообщений, породит необходимость в расширенной (улучшенной, повышенной) коммутации каналов:-)

Насколько сотовые операторы к этому готовы -- отдельный вопрос.

Думаю, что никак не готовы. Нельзя подготовиться к тому, что тебе вывернут карманы. Будут выживать. 

Аватар пользователя mike

Не поймут читатели абстракции с каналами и сообщениями.

Если журналисты пишут криво, то да.

Сам бизнес предоставления мобильной связи перестанет быть выгодным, он на спаде.

Да-да, а компания "сиськи" настолько тупа, что прогнозирует рост мобильного Интернета к 2015-му году в 26 раз.

Циклы Леонтьева или волны Кондратьева, как раз и отражают этапы роста, развития и спада целых отраслей или даже технических укладов.

Леонтьева не раз критиковали за однобокость. Разве радиосвязь вытеснила проводную?

Число же каналов ... всегда будет соответствовать потребности в траффике ... которая растёт...

Про ширину каналов вы забыли. Вот ей-то и расти.

[сотовые операторы] никак не готовы [к коммутации сообщений.]

Да?! И GPRS, и EDGE, и LTE -- это всё коммутация сообщений.

Аватар пользователя mike

Будут выживать.

Не понял. Survive или cast out?

Страницы