Белорусские школы уходят в виртуальные просторы

Недавно стало известно, что с сентября текущего года 11 образовательных школ столицы опробуют на себе проект «Электронная школа». Но что под ним подразумевается? И какие нововведения ждут работников и учащихся этих учебных заведений?

Электронная школа: что это?

Новый проект «Электронная школа» представляет собой перевод разнообразных школьных документов в виртуальное пространство. Другими словами, ученики, их родители и преподаватели ведут отчетность не в обычных журналах, дневниках и графиках успеваемости, а в электронных. А также общаются на школьные и смежные темы на специальном веб-ресурсе.

Реализуется данный проект в рамках Национальной стратегии развития информационного общества Беларуси. В частности – согласно Концепции информатизации системы образования, рассчитанной до 2020 г. Координацию и научно-методическое сопровождение проекта осуществляет Минский городской институт развития образования.

Этапы реализации проекта «Электронной школы» в Минске

 
  1. Апробация российской платформы «Дневник.ру» (http://dnevnik.ru/) в 8 столичных школах (2012 г.).
  2. Создание собственной платформы «Schools.by» по российскому аналогу (http://schools.by/) (2012-2013 гг.).
  3. Апробация новой белорусской школьной платформы «Schools.by»  в 11 столичных школах (начало – осень 2013 г.).

Принципы работы платформы Schools.by

Главная задача платформы «Schools.by» – обеспечить возможность онлайн-работы с различными школьными документами. Для этого для каждой категории пользователей: учеников, родителей, учителей – устанавливается свод правил. И в соответствии со статусом предоставляется различный уровень доступа к информации.

К примеру, электронный журнал с оценками, пропусками и комментариями к занятиям могут просматривать лишь преподаватели, классный руководитель и директор. Для остальных же посетителей сайта этот раздел закрыт. Правда демо-версию журнала может посмотреть любой желающий: http://demo.schools.by/journal/100121.

Часть информации из журнала дублируется в индивидуальных дневниках учащихся (демо-версия http://demo.schools.by/pupil/100140#dnevnik), доступ к которым предоставляется непосредственно родителям ребенка. А таблица успеваемости доступна для просмотра всем.

Помимо электронных дневников и журналов, на платформе размещается смежная информация об учебном процессе:

- классное и учительское расписание;

- расписание звонков;

- даты начала/окончания четвертей/триместров;

- график успеваемости классов и учащихся;

- персональные страницы пользователей.

К тому же у платформы «Schools.by» есть элементы социальных сетей. Директор и учителя, ученики и их родители – все могут общаться в данном виртуальном пространстве: оставлять сообщения, комментировать видео и фотографии и т.д.

Платформа «Schools.by» бесплатна для школ и ее сотрудников. А вот родителям за такое нововведение придется отдать определенную сумму. Оплата производится каждую четверть, при этом предлагается два тарифа на выбор:

  1. «Только WEB» - 20000 бел. руб/месяц.
  2. «WEB +SMS» - 25000 бел. руб./месяц.

Сверх своей непосредственной задачи, белорусская платформа «Электронной школы» предоставляет следующие дополнительные услуги (http://schools.by/sites/paid-modules#tests):

- online-разработка тестов и контрольных работ с помощью специального конструктора (стоимость услуги 500000 бел. руб./год);

- размещение сайта школы на собственном домене (стоимость услуги 200000 бел. руб./год).

Преимущества проекта «Электронная школа»

Новый электронный формат для общеобразовательных учреждений призван:

- расширить возможности использования привычных школьных документов: дневников, журналов и т.д.;

- улучшить взаимодействие между учениками, их родителями и учителями;

- увеличить активность вовлечения родителей в образовательный процесс (оповещать о школьных делах ребенка, доносить всю необходимую информацию и т.д.);

- научить школьников с детства цивилизованно и продуктивно использовать Интернет для решения определенных задач (для реализации учебных проектов, участия в исследовательской деятельности и т.д.);

- сформировать культуру виртуального общения;

- организовать общение учителей-родителей вне стен школы.

Недостатки проекта «Электронная школа»

На сегодняшней стадии развития, спустя год после начала реализации, проект сталкивается со следующими проблемами:

  1. В Беларуси нет нормативно-правовой базы, регламентирующей предоставление электронных услуг.
  2. Отсутствует системный характер предоставления электронных услуг в учреждениях образования: «электронификацию» осуществляют лишь отдельные школы по собственной инициативе.
  3. Платформу Schools.by пока еще трудно назвать единой образовательной средой – сетевым сервисом, однако к этому следует стремиться.
  4. Чаще всего под электронными услугами подразумевается предоставление информации, что же касается сложных сервисов, обеспечивающих интерактивность, на сегодняшний день они встречаются редко. Фактически отсутствуют ресурсы, позволяющие получить результат выполнения электронных услуг в виде специального документа. Другими словами, наблюдается нехватка транзакционности.
  5. Отсутствует постоянный доступ к ПК у многих учителей (в Минске в среднем 4,3 учителя на 1 ПК), а также наблюдается явная нехватка необходимых навыков владения компьютером и Интернетом.

Для решения данных вопросов Беларуси стоит проанализировать опыт ближайшей соседки. В вопросе реализации проекта «Электронная школа» Россия ушла на несколько шагов вперед, и успешно продвинулась во многих вышеупомянутых вопросах (сетевой сервис Дневник.ру, единая нормативно-правовая база и т.д.).

Что же касается подготовки учителей, этот вопрос полностью лежит на плечах Минского городского института развития образования. Решить его позволит система специальных программ, включающих обучающие семинары, совещания, консультирование и т.д.

Статистика проекта «Электронная школа»

Согласно опросу на главной странице платформы Schools.by, 61 % респондентов считает, что электронные дневники и журналы для школьников – это «очень удобно». Ведь многие родители в виду специфики работы, каких-либо привычек проводят немало времени в Интернете, а значит проект «Электронная школа» позволит им с максимальным удобством и оперативностью следить за жизнью своего ребенка. Однако оправдает ли проект их надежды, будет видно лишь в наступающем учебном году.

Вероника Юренкова

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также