Страшная сказка о генетике

Уже не только ученые-футурологи, но и вполне рациональные экономисты сходятся во мнении: следующая технологическая революция будет уже не электронно-компьютерной, а биологической. В самом деле, благодаря прогрессу в физике в 60-70-е произошла компьютерно-телекоммуникационная революция 80-90-х. Но в те же 90-е решительный прорыв произошел в биологической науке. Так что вполне логично ожидать теперь новую технологическую революцию - биомедицинскую.

Я не буду рассматривать весь спектр возможностей и достижений современных биотехнологий - это невозможно. Сосредоточусь только на проблемах, которые создает быстрое развитие современной генетики.

Помню, в 1993 году на биофаке БГУ преподаватель генетики рассказывал нам, что "когда-нибудь ученым все же удастся невероятное - расшифровать геном человека". Это "невероятное" произошло уже в 2003-м. С тех пор технологии секвенирования (определения последовательностей нуклеотидных пар) ДНК быстро дешевели и совершенствовались. Сегодня уже существуют ДНК-секвенсоры размером немногим больше флешки, подключаемые к USB-порту ноутбука.

Понятно, что первыми новые генетические технологии востребовали криминалисты и ревнивые мужья, затем к ним подключились ученые-антропологи. Затем - врачи. А далее возможностями новых генетических технологий захотел воспользоваться большой бизнес. Тут-то и начались настоящие неприятности.

Как это нередко происходит, будущее очень точно предсказал Голливуд. Так что отвлекусь от темы, чтобы вкратце пересказать содержание фантастического (уже не очень) фильма 1997 года - "Гаттака" (Gattaca). Именно в нем впервые были действительно серьезно подняты вопросы будущего генетических технологий и их влияния на свободу выбора человека. Этот фильм породил дискуссию об опасности конечной цели современных биотехнологий - беспрестанного совершенствования генетических характеристик тех или иных видов. "Гаттака" упоминалась видными генетиками на страницах солидных научных изданий. В январе 2011-го специалисты NASA признали киноленту "Гаттака" самым достоверным с научной точки зрения фильмом, в котором правильно показаны те или иные научные факты и теории.

 

Итак, сюжет. В недалеком будущем практически каждый может стать космонавтом, но с одним условием - он должен родиться безупречным в генетическом плане человеком, без изъянов, слабостей и несовершенств. Биотехнологии завтрашнего дня развились до такого уровня, что генетические дефекты и их потенциальные последствия легко расшифровываются, и люди делятся на два социальных класса - "Годных" (Valid) и "Негодных" (In-valid). Первые получают от общества всемерную поддержку, а вторые оказываются лишенными выгодных жизненных перспектив. Как правило "Годные" - результат похода родителей к врачу, где он предлагает им на выбор самые удачные комбинации их генов, чтобы завести ребенка. "Негодные", как правило, результат абсолютно естественного оплодотворения - обычного секса, когда гены родителей сошлись наудачу, почему их также называют "божьи дети".

Главный герой Винсент Фримен - человек второго сорта. Он близорук, страдает от порока сердца, а анализ крови сулит ему всего 30,2 лет жизни. Но Винсент мечтает - полететь в космос. Ради этого он идет на сделку с Джеромом Юджином Морроу - искалеченным "Годным", продающим ему свой генетический материал для прохождения тестов. Благодаря чужой крови, моче, волосам и частичкам кожи Винсенту удается обмануть службу безопасности аэрокосмической корпорации ГАТТАКА и войти в команду рейса на Титан. Но все тайное рано или поздно становится явным. Для исполнения своей мечты Винсенту понадобится нечто большее, чем безукоризненные анализы.

Далее мы видим психологический детектив, уже не имеющий прямого отношения к генетическим технологиям. Главное уже сказано: в будущем жизненные перспективы человека будут во многом зависеть не от реальных способностей и талантов, а от его генетической карты. И такое будущее, например, в США наступило неожиданно быстро. Первыми генетические карты стали требовать спортивные тренеры - будущих звезд NBA выгоднее всего отбирать и начинать тренировать уже с детского сада.

А затем уже в самых разных отраслях экономики компании начали требовать от соискателей результаты тестов ДНК - для оценки профессиональной пригодности сотрудников и "оздоровления их образа жизни" (официальная мотивировка). Американские законодатели, к их чести, отреагировали быстро, ограничив доступ работодателей к результатам медицинских генетических тестов сотрудников или кандидатов. В 2008 году был принят закон о недискриминации по генетической информации (GINA), который прямо запрещает работодателям запрашивать у работников медицинские данные о семье или результаты тестов ДНК.

С тех пор, потребовав результаты генетического теста в рамках обязательного медосмотра при трудоустройстве, американский работодатель становится нарушителем федерального закона. Кроме того, GINA запрещает использовать генетическую информацию как основу для приема на работу, повышения в должности или увольнения сотрудников. Администрация Джорджа Буша утвердила этот закон, желая в числе прочего дать гражданам возможность проходить генетическое тестирование без опасения, что конфиденциальная информация затем будет использована работодателями против них.

Но для американских бизнесменов соблазн использовать генетические технологии при подборе персонала все же оказался слишком сильным. Так что в 2012 году Комиссия по обеспечению равных возможностей трудоустройства (EEOC) США была вынуждена подать первые иски о нарушении GINA рядом компаний. Как утверждается в документах для судов, эти компании при приеме на работу требовали от претендентов семейные медицинские карты - HR-менеджеров интересовали прежде всего данные о сердечных и онкологических заболеваниях и умственных расстройствах.

Российское деловое издание "Ведомости" цитирует Пегги Мастроянни, юрисконсульта EEOC, который, в свою очередь, приводит такой пример нарушения: "Работница в возрасте 50 лет, ждет повышения в должности, но работодатель узнает, что в ее семье были случаи раннего развития болезни Альцгеймера. Женщине отказывают в повышении, поскольку опасаются, что она может стать неработоспособной. Такая политика абсолютно недопустима, и закон не предусматривает никаких исключений".

В общей сложности от не прошедших собеседование соискателей, а также от нынешних и бывших сотрудников различных компаний в EEOC уже поступило порядка 170 жалоб на незаконные запросы генетической информации. Причем иногда оказывалось, что генно-медицинскую информацию запрашивали не сами мегакорпорации, а нанятые по контракту сторонние поставщики HR-услуг. Отмазка, да...

"В будущем генетическая информация о нас станет еще более доступной, так что законы о ее правомерном использовании очень важны, - говорит Джереми Грубер, президент и исполнительный директор Совета по ответственной генетике. - Работодатели не являются ни учеными, ни врачами, а значит, не могут адекватно оценить и истолковать такую информацию".

Однако законы о запрете генетической дискриминации существуют и работают (пусть не очень хорошо) только в странах "первого мира" - Европе, Северной Америке, Японии, Австралии и т. п. Но вряд ли стоит рассчитывать, что такие этические нормы, даже закрепленные законодательно, будут соблюдаться, скажем, в Китае, Латинской Америке или на постсоветском пространстве.

К тому же многие кадровики активно ищут доводы в защиту права требовать от соискателей их генетические карты. Например, заявляют, что генетическая информация может быть очень полезной, например, для организации оптимальной диеты и здоровых условий для сотрудников. К тому же есть люди, которые проходят медицинские обследования только на работе, и для них предоставление генетической информации и семейных медицинских карт может оказаться жизненно важным. То есть корпоративные врачи должны иметь доступ к таким сведениям, но не иметь права делиться ими с руководством компании. В идеальном мире, конечно.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя mike

Совершенно бесполезная статья. Можно подумать, что работодатели требуют генетические карты. Они предлагают тесты с ограничением по времени. Для программеров. Такие, которые автор статьи вряд ли пройдёт. И нанимают не навечно, а на время. Причём тут грядущий альцгеймер, хехе. Выжмут сок -- и долой.

mike, а где в статье про программеров? Там про спортсменов и руководящих работников. Для них генетические тесты - разумнее, чем для прогеров.

Аватар пользователя mike
>>>>>про спортсменов и руководящих работников.<<<<< А.... Дык это не про нас? Сорри, сорри. Стар я стал, отупел, альцгеймер одолевает...

mike, не передергивайте. Скажите лучше, когда за своим сувениром зайдете.

Аватар пользователя mike

Передёргиваю?!.. Уточняю: таким, как я, -- статья бесполезная.

А за сувениром... Я же мылом просил вручить "дилетантке". Ну, если это невозможно... За сувениром  сейчас не могу. Застрял в командировке в Могилёве. Позже.

 

Аватар пользователя erun

Ну, не знаю. Могу попытаться еще разок шараду теоретическую преподнести, впопыхах. Но разгадывать ее придется уже другим. Как и определять состоятельность данного сообщения. Итак:

1. Кодируем нуклеотидные пары в некоем пространстве посредством координат.

2. Весь изученный геном размещаем в этом пространстве. Строим по полученному облаку - выпуклый многогранник. 

3. Если п.2. удался -  запоминаем многогранник, абстрагируемся, и припоминаем некий любопытный принцип линейного программирования (дисциплина математики), который в общих чертах гласит - что целевая функция, заданная на выпуклом многограннике, достигает своих экстремумов в некоторых вершинах этого многогранника. 

4. Внимательно рассматриваем детскую игрушку, а лучше вместе играемся: 

а) http://www.antoshka-toys.ru/kiwi-public-data/Kiwi_Img/transformed/JH1001-350x350x90.jpg

б) http://www.antoshka-toys.ru/kiwi-public-data/Kiwi_Img/JH1001-3.jpg

5. С осторожностью пытаясь соотнести заведомо различные области науки - делаем выводы.