Из врачей - в "айтишники". Часть вторая: смена профессии - путь к диплому

В первой части статьи были рассмотрены причины, ведущие к необходимости смены профессии. Герой статьи с профессией врача, - обобщенный образ человека, желающего "влиться" в ИТ - решает получить новую профессию в сфере информационных технологий. Как же это сделать?

Самый быстрый и заманчивый способ - пойти на курсы. Их огромное множество, поэтому можно найти что-то поближе к дому. Они кратковременны и обещают быстрое получение необходимых навыков. Стоимость относительно невысока. Но возникают вопросы:

  1. Как устроиться на новую работу после окончания таких курсов?
  2. Какие будут перспективы новой карьеры?
  3. Достаточно ли будет знаний, полученных на курсах, для полноценной работы в новой профессии?

Что же решает наш врач? Как человек, привыкший все делать основательно, он сразу отметает курсы. Раз уж первую профессию он приобретал в ВУЗе, то и вторую он хочет получить тоже в ВУЗе. По его убеждению, только в таком образовательном учреждении можно получить глубокие базовые знания по профессии. А курсы хороши для расширения этих знаний. Так что курсы остаются "на потом".

Какие ВУЗы предлагают образование в сфере IT? В первую очередь, такие:

 
  • БГУИР - Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники,
  • БГУ - Белорусский государственный университет,
  • БНТУ - Белорусский национальный технический университет.

Получение второго высшего образования - это основательный вариант. Условия поступления такие же, как и для получения первого образования. А значит, опять экзамены. Хотя существует возможность сверки учебных планов на основании выписки к первому диплому и зачисление сразу на второй курс для получения второго высшего образования. Практически это возможно при первом техническом образовании. Гуманитариям все же придется идти на тестирование. И, откровенно говоря, шансов его успешно сдать без усидчивой подготовки через десять и более лет после окончания школы немного. К тому же, учиться придется не менее 5 лет, при этом изучать дисциплины, не всегда относящиеся к новой профессии, и каждые полгода сдавать экзамены. В нужно ведь еще и работать - чтобы жить за что-то. В общем, долго, тяжело и ненадежно. Так что нашему врачу этот вариант тоже не подходит.

ВУЗы предлагают еще один способ получения новой профессии - переподготовка специалистов, имеющих высшее образование. Чем она хороша?

  1. обучение длится не более двух лет,
  2. при поступлении не нужно сдавать экзамены,
  3. изучаются дисциплины только по специальности,
  4. выдается диплом ВУЗа о переподготовке.

Наш герой останавливает свой выбор именно на таком способе обучения.

Теперь нужно подобрать специальность. Выбирать переподготовку в сфере IT можно из:

  • 1-40 01 71 "Программное обеспечение встроенных компьютерных систем",
  • 1-40 01 73 "Программное обеспечение информационных систем",
  • 1-40 01 74 "Web-дизайн и компьютерная графика".

Первые две специальности сугубо технические. Здесь гуманитарию будет нелегко. Придется вспоминать, а порой и учить заново математику, настраиваться на технический лад. Третья же более творческая, мобильная, с вкраплениями технических знаний. Именно эта специальность может подойти для гуманитария. Поэтому наш герой останавливает свой выбор на "web-дизайне".

Осталось дело за ВУЗом. Какой предпочесть? Давайте обратимся непосредственно к участникам образовательного процесса и спросим у них о программах переподготовки "Web-дизайн и компьютерная графика".


Первым нашим собеседником, а вернее собеседницей, будет менеджер программы переподготовки "Web-дизайн и компьютерная графика" магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента технологий ИБМТ БГУ Светлана Владимировна Яскевич.

- Светлана Владимировна, с какого времени открыта программа переподготовки "Web-дизайн и компьютерная графика" в университете?

- Программа переподготовки работает в стенах ГУО "Институт бизнеса и менеджмента технологий" БГУ с 2004 года. Форма получения образования - вечерняя. Начиная с 2007 года добавлено обучение по заочной форме получения образования.

- Сколько выпусков у программы?

- За это время было подготовлено и выпущено 27 выпусков слушателей.

- Есть ли ограничения при наборе слушателей? Могут ли каким-то специалистам отказать в приеме документов?

- Ограничений никаких нет. Главное, чтобы у человека было высшее образование или он являлся студентом 4-5 курсов. Приветствуется владение элементарными навыками работы с компьютером. В случае, если таких навыков нет, мы можем предложить обучение по адаптационному курсу для будущих слушателей программы "Web-дизайн" "Компьютер для начинающих". Но самое важное - это мотивация, желание наших слушателей освоить профессиональные знания и навыки и стать профессионалами.

- Есть ли отличия в уровне подготовки специалистов при очной и заочной форме обучения?

- Нам удалось создать такую образовательную среду с использованием различных технологий обучения, что наши слушатели имеют практически одинаковые возможности для своей профессиональной подготовки. Как результат, уровень квалификационных работ слушателей, обучающихся по очной форме получения образования и по заочной форме одинаково высокий. Это демонстрирует результативность выстроенного учебного процесса переподготовки специалистов в Институте.

- Какова квалификации преподавателей программы? Они преимущественно теоретики или работают на каких-то проектах практически?

- За время существования нашей программы нам удалось сформировать сбалансированную команду преподавателей, которая, тем не менее, постоянно пополняется новыми кадрами. Преподавательский состав сформирован по следующим критериям: высококвалифицированные преподаватели-практики, работающие по современным методикам преподавания и использующие интерактивные электронные технологии обучения. В итоге у нас получилась такая структура:

  • 21% кандидаты наук,
  • 36% старшие преподаватели,
  • 43% преподаватели.

- Какие у программы есть особенности (изюминки) в отличие от аналогичных программ других ВУЗов?

- Ключевой заслугой нашей программы переподготовки, на мой взгляд, являются учебные программы, по которым мы осуществляем переподготовку. При разработке учебных программ по изучаемым дисциплинам был сделан упор на соблюдении принципа целостности и междисциплинарности - темы, входящие в содержание учебных программ нескольких дисциплин, должны изучаться от дисциплины к дисциплине на более высоком уровне и с учетом особенностей изучаемого предмета. К примеру, тема "Оптимизация изображений для веб-страниц" первый раз встречается в дисциплине "Компьютерная графика". При ее изучении помимо технологии оптимизации изображений для веб-страниц делается упор на правила подбора форматов графических файлов в зависимости от вида изображения. Повторно эта тема рассматривается в дисциплине "Верстка web-страниц". В этом случае правила подбора форматов графических файлов уточняются в зависимости от поддержки этих форматов браузерами. Тем самым соблюдается принцип междисциплинарности.

Яркой иллюстрацией принципа целостности процесса подготовки специалиста в нашем Институте является стратегия исследовательских проектов, суть которой заключается в следующем: проходя обучение от дисциплины к дисциплине, слушатели продолжают работу над одним и тем же своим проектом, последовательно развивая его и переводя на более высокий уровень подготовки. Такой подход позволяет им увидеть целостность процесса проектирования, разработки, размещения в Интернете и SEO-продвижения (Search Engine Optimization - поисковая оптимизация) готового веб-продукта.

- Практикуются ли у вас методики дистанционного обучения?

- Это еще одна особенность нашей образовательной программы. Вне зависимости от формы получения образования очной или заочной занятия построены в максимально интенсивной форме, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения:

  • Электронные конспекты учебных материалов - оперативно можно найти ответы на возникшие в процессе обучения вопросы.
  • Система интерактивных тестов, упражнений, практических заданий, исследовательских проектов и т.п.
  • Учебные коммуникации осуществляются в виртуальной среде учебного портала - "Виртуальном университете".
  • Активное проведение занятий в виртуальном классе - вебинары.
  • Использование инструментов Skype, сетевого сообщества "ВКонтакте" для коммуникаций между слушателями, преподавателями, методистом.

- А есть ли у вас электронные обучающие материалы (методички, книги, лекции, тесты)?

- Да, это обязательное условие для каждой дисциплины. Обучающие материалы в электронном виде можно просмотреть и скачать в "Виртуальном университете". Там же наши слушатели получают практические задания, которые после их выполнения проверяет преподаватель, проходят промежуточные и финальные тесты, получают консультации и многое другое, что входит в понятие "образовательная среда".

- Нужно ли дополнительно оплачивать получение такого материала?

- Нет. Никакой дополнительной оплаты не нужно.

- Все ли поступившие доходят до "финиша" и получают диплом?

- Все, кто осмысленно поставил себе цель - овладеть новой, востребованной специальностью, стать профессионалом и получить диплом о переподготовке и целенаправленно к ней шел, дошли до "финиша" и получили новую квалификацию "Программист - web-дизайнер".

- Востребованы ли выпускники этой программы переподготовки? Отслеживаете ли вы их трудоустройство и дальнейшую практику?

- Безусловно, востребованность специалистов в IT-отрасли сегодня очень высокая. С уверенностью могу сказать, что основная масса наших выпускников нашли себя в новой профессии. Мы сотрудничаем со многими компаниями, работающими в области Web-дизайна и компьютерной графики, где уже работают наши выпускники. Привлекаем своих же бывших слушателей к совместной работе в проектах преподавателей, это и наш кадровый преподавательский резерв.

- Предлагаете ли вы какие-либо факультативные курсы для изучения по смежным направлениям?

- Да, дополнительно основному процессу обучения предлагается повышение квалификации по востребованным на сегодняшний день направлениям: "Тестирование веб-ориентированных приложений" и "SEO-продвижение сайтов" и другие.

В заключение хочу отметить, что "входной диапазон" специальностей наших слушателей очень широк - гуманитарии, "технари" и "естественники", а после наших тренингов - это профессиональные айтишники, уверенные в своей новой профессии.


Спасибо Светлане Владимировне за интересную беседу и полезную информацию.

В следующей статье нас ждет еще один не менее интересный собеседник.

Лилия САВКО

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Страницы

Аватар пользователя leo3

Мне режет слух нелепое название и возмущает нелепая фабула статьи. Медицина - серьезнейшая профессия, которой не разбрасываются. Профессия айтишника не менее серьезна и не приобретается на курсах переподготовки на основе медицинского образования. Переподготовка - это имеет какой-то смысл, например, если вы врач и хотите расширить свою квалификацию в области ай-ти дабы эффективнее использовать компьютерную технику в вашей медицинской практике или научных исследованиях.

Аватар пользователя mike

Все, кто осмысленно поставил себе цель - овладеть новой, востребованной специальностью, стать профессионалом и получить диплом о переподготовке и целенаправленно к ней шел, дошли до "финиша" и получили новую квалификацию "Программист - web-дизайнер".

А кто нашёл работу -- статья умалчивает. ИМХО умышленно. Рекламная статья! На самом деле веб-дизайнеров сейчас в стране, что блох на барбоске. Заработок -- 300-400 уе. Конкуренция офигительная -- студенты тех ВУЗов, куда автор не рекомендует соваться, так и прут. Удачи автору в освоении вебдизайна. :))

Аватар пользователя Al

Моё мнение: вот сейчас автор и дошёл до цели написания. В принципе, если бы это называлось "Обзор курсов переподготовки", то интересно и полезно. А подача на данном примере - неудачна.

Аватар пользователя leo3

Объем рынка web-разработки в республике МИЗЕРНЫЙ - его объем по самым завышенным оценкам, насколько мне известно, примерно $5 000 000. Это примерно стоимость одного поезда в метро. В то же самое время, рынок медицинских услуг несопоставимо больше. Поэтому менять профессию врача на web-разработчика глупо даже из самых примитивных экономических соображений.

Ну вот бывает в жизни так. Учился человек, работал, и понял однажды, что теряет время зря, это не его. Какие тут экономические соображения?!

Аватар пользователя mike

Учился человек, работал, и понял однажды, что теряет время зря, это не его. Какие тут экономические соображения?!

Ага. И чел ударился в творчество. :)

Аватар пользователя Dmitry

$5 000 000. Это примерно стоимость одного поезда в метро

?!

Аватар пользователя mike

Вполне $5 млн. Если один "Сапсан" стОит $50 млн, то поезд метро на порядок меньше.

Аватар пользователя leo3

Да, да, Дмитрий:), - один вагончик в метро стоит под миллион баксов:) Это вам не ламборджини:), а настоящая техника - почти корабль:)

Ну, вагоны всегда стоили дорого. Зато у них срок службы большой.

Страницы