Shareconomy: делись или проиграешь

Благодаря интернету в нашей жизни привычными стали понятия удаленной работы и дистанционного обучения. Но интернет меняет не только способ заработка или получения знаний. Он стал площадкой для рождения нового способа потребления материальных благ, попытавшись таким образом изменить некие незыблемые (на первый взгляд) базовые экономические принципы.

Shareconomy (Sharing economy) или долевая экономика – это новый способ потребления, когда люди организовываются и совместно используют те или иные услуги и материальные блага, оплачивая только свою часть. Например, вместо того, чтобы самому ехать в такси либо ехать на своей машине на работу, можно найти себе попутчика, с которым разделить затраты. Кроме того, Shareconomy можно сравнить с услугой проката – когда люди, которые не хотят переплачивать за зачастую ненужные сервисы, вместо гостиницы бронируют квартиру или комнату на сайте типа Airbnb.

Shareconomy порождает не только новый способ потребления, но и новый вид экономических взаимоотношений, когда одна сторона предлагает другим людям поделиться с ними имеющимися у нее материальными благами. Например, отдать в аренду на Airbnb временно пустующий дом или предоставить свой автомобиль в качестве такси в рамках сервисов Lyft или Uber. Владелец такого материального блага может с минимальными усилиями заработать деньги, всего лишь "давая попользоваться" своими ресурсами.

Сама идея Shareconomy на самом деле не нова. Совместное использование и прокат давно существовали. Но благодаря интернету, мобильным технологиям, функциям геолокации Shareconomy вышла на новый глобальный уровень. Онлайновые площадки помогают без особенных усилий найти "клиентов" – людей, заинтересованных в том, чтобы заплатить за возможности или вещи, принадлежащие другим людям. Мало кто задумывается над тем, что просто отдавая в аренду свой велосипед, простаивающий, пока его владелец находится на работе, можно заработать деньги. Точно так же можно, например, вернуть себе стоимость дрели, использованной 2-3 раза во время ремонта. Интернет-сервисы эпохи Shareconomy не только помогут найти желающих воспользоваться этими вещами, они еще и подскажут людям, как именно они могут заработать.

 

Совместное потребление стало логичным продолжением других понятий, возникнувших благодаря интернету. Прежде всего, это системы коллективного труда, работающие по принципу краудсорсинга – самым известным примером такого коллективного труда является "Википедия". Кроме того, в последние годы активно развивается идея краудфандинга – совместного финансирования, а в интернете успешно работают краудфандинговые платформы Kickstarter, Indiegogo.

В Беларуси успешно работает проект "Мае Сэнс", который отчасти объединяет идеи Shareconomy и краудфандинга. Пользователи регистрируются на сайте и предлагают через него свои услуги, зарабатывают деньги, но тратят их не на собственные нужды, а на благотворительность.

Самые известные проекты Shareconomy

Airbnb - аренда жилья

Пионер эпохи Shareconomy, стартовавший в 2008 году, капитализация которого по оценкам аналитиков превышает $10 млрд. С помощью Airbnb более 1 млн. человек нашли для себя жилье почти в 200 странах мира

Rover.com – аренда "жилья" для собак

Rover.com еще называют  Airbnb для собак. Сервис позволяет найти место, где хозяева могут оставить собаку на время отъезда, просматривая отзывы от предыдущих заказчиков. По аналогичному принципу работает проект DogVacay

Zipcar, Getaround, RelayRides- аренда автомобилей

Сервисы позволяют "одолжить" автомобиль на время у других людей. Liquid – аналогичный проект, но только с арендой велосипедов.

Lyft– аренда места в автомобиле

Сервис Lyft позволяет забронировать не автомобиль, а только место в машине, которая следует по определенному маршруту

ParkatmyHouse и Parking Panda - эти сервисы позволяют сдать в качестве парковки несколько свободных квадратных метров рядом с домом или в собственном дворе.

Необычные товары

Zilok, Rentoid– сервис проката совершенно разных товаров, часто – самых необычных. Например, уникальный музыкальный инструмент, костюм сказочного героя или необычный гаджет.

Share-экзотика

Rent a Friend – необычный сервис Shareconomy, позволяющий "арендовать" друга для совместного посещения кино или музея.

И прочее…

Getartup— аренда предметов современного искусства, Liquidspace — аренда рабочих мест, Easynest  – сервис поиска попутчика в отпуск,  Feastly – поиск ужина в гостях у людей.

Shareconomy в цифрах

Исследователи пришли к выводу о том, что Shareconomy – это весьма выгодная концепция, позволяющая заработать практически на пустом месте. Например, специалисты подсчитали, что при покупке дрели обычный человек использует ее только на 0.02% от ее мощности, использование лодки составляет 2.5%, а вечернее платье используется всего на 10%. Частные автомобили в среднем простаивают более половины времени, а по некоторым подсчетам – до 23 часов в сутки.

Цифры также показывают, что за последние пять лет в США доля людей, готовых к совместному потреблению, выросла в два раза. Хотя уже на данный момент более половины американцев арендовали либо сдавали в аренду вещи, которые раньше покупали. А 83% хотят получить или расширить свой опыт  в этом направлении.

По оценкам Forbes, в 2014 году оборот Shareconomy превысит $3.5 млрд, что на четверть выше показателя годичной давности.

Интерес "офлайнового" бизнеса к Shareconomy

Многие крупные компании используют всплеск популярности к идее Shareconomy и предлагают своим клиентам различные акции и программы аренды их товаров.

Автомобильный производитель Daimler развивает программу car2go – программу аренды автомобилей Smart с поминутной оплатой. Программа работает в Германии и ряде городов США.

Крупный ритейлер Home Depot открыл в ряде магазинов отдел, в котором можно взять напрокат различные товары. Компания так пытается конкурировать с услугами аренды от частных лиц, подчеркивая, что в аренду поступают только новые товары или товары в хорошем состоянии.

General Motors инвестировала $3 млн в сервис аренды автомобилей RelayRides, рассматривая это вложение как инвестиции в маркетинг: в General Motors считают, что испытав таким образом их автомобили, люди захотят их купить. А плата за аренду будет учтена в стоимости автомобиля.

Надежда Баловсяк

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя mike

Вообще-то в РБ давно практикуется сдача буков и проч. в юзание через Интернет. Но, это ещё, как я понял, не Sharing economy, когда не хозяин прокатной фирмы, а любой желающий через сайт может оказывать подобные услуги. Только вот как быть с налоговой? :)

Давно известно, что в РБ налоговая система сложная для простого гражданина и тормозящая прогресс