Мобильные мессенджеры: борьба за внимание пользователей

Мобильные телефоны в свое время изменили способ коммуникации между людьми. Казалось бы, что может быть более оперативным и удобным, чем голосовая связь всегда и везде, в любом месте и в любое время? Оказывается, что еще более удобным инструментом общения уже стали мобильные мессенджеры – приложения для общения, которые устанавливаются на смартфоны пользователей и позволяют им обмениваться сообщениями.

Мобильные мессенджеры уже назвали "убийцами" SMS – ведь с их помощью краткие текстовые сообщения отправлять и получать гораздо проще и, главное, не нужно платить за них по тарифам мобильных операторов. Мобильные мессенджеры заменяют и голосовые звонки, особенно в среде молодежи и подростков. Понимая эту популярность, крупные ИТ-компании и инвесторы демонстрируют свой интерес к мобильным приложениям для обмена сообщениями.

От ICQ к Viber

Когда речь заходила об обмене сообщений в начале 2000х годов, подразумевались, скорее всего, программы ICQ, Odigo, MSN Messandger. На рубеже столетий активно пользовались Skype и Google Talk, позже владельцы мобильных устройств BlackBerry получили свой защищенный инструмент общения – мессенджер BlackBerry Messenger, число пользователей которого превышает на данный момент 80 млн человек. В 2014 году Skype остается основным инструментом обмена сообщений на ПК и ноутбуках, а самыми популярными мессенджерами стали WhatsApp, Viber, Snapchat, WeChat (в Китае), Line (в Японии) и многие другие.

 

Интерес к мобильным мессенджерам измеряется и во вполне реальной сумме – в той, которую заплатила за приложение WhatsApp социальная сеть Facebook. А сумма эта не малая – более $22 млрд. Почти одновременно около $900 млн за мессенджер Viber заплатила японская компания Rakuten. Если вспомнить о сделке двухгодичной давности – по покупке корпорацией Microsoft  VoIP-мессенджера Skype за $8.5 млрд и о том, что мессенджер Line готовится выйти на биржу исходя из оценки в $10 млрд, то можно смело сказать, что инструменты коммуникации в интернете переживают активный интерес и мы увидим не одну сделку по покупке мобильного мессенджера, а также запуск новых приложений этого типа.

Причина популярности приложений этого типа – не только в сверхбыстрой коммуникации. Мобильные мессенджеры – это еще и сервисы, которые позволяют добавить эмоциональности обычному обмену сообщений. Эту функцию отлично эксплуатируют разработчики Line и Viber, создавшие целые магазины наклеек – небольших картинок, которые можно отправлять друзьям. Наклейки стали развитием идеи эмотиконов – небольших значков-смайликов, присутствующих практически во всех мессенджерах – от ICQ до Skype.

Многие мобильные мессенджеры поддерживают возможность обмена мультимедиа-контентом – видео и фотографиями. А экономия на связи, которую обеспечивают эти приложения в эпоху повального распространения Wi-Fi столь велика, что некоторые мобильные операторы стали блокировать WhatsApp и аналоги. Так аналитики подсчитали, что уже в этом году через мобильные мессенджеры будет передано 50 млрд сообщений, а посредством SMS – всего 20 млрд.

Snapchat & Co: защищенная коммуникация

Проблема приватности в обмене информацией уже давно и прочно интересует пользователей современного, довольно открытого веба. На этом интересе и даже на неких нотках паранойи решили сыграть разработчики "особенно защищенных" мессенджеров, тоже ставших активно появляться в последнее время.

Одним из первых и наиболее известных защищенных мессенджеров стал Snapchat. Главное отличие этой программы от целого ряда других – самоуничтожающиеся сообщения. После того, как пользователь прочел сообщение, оно будет уничтожено. Таким способом авторы приложения защищают сообщения от перехвата. Интерес к покупке Snapchat проявляли и Facebook (готовая заплатить за него $3 млрд), и Yahoo, но полный контроль над компаний не удалось получить никому. В то же время, недавно стало известно, что некие инвесторы вложили в проект $20 млн.

Свой защищенный мессенджер в начале 2013 года представил основатель "ВКонтакте"  Павел Дуров. Его проект Telegram стал довольно популярным, особенно после покупки соцсетью Facebook (одним из главных нарушителем онлайн-приватности в современном интернете) мессенджера WhatsApp. Многие пользователи стали опасаться по поводу безопасности своих данных и перешли на Telegram. К слову, совсем недавно Павел Дуров обвинил WhatsApp в подражании Telegram.

Интерес к идее защищенных коммуникаций привел к появлению мессенджера Cyber Dust, который даст на прочтение сообщений всего 30 секунд, после чего они будут удалены. Свой защищенный мессенджер представил создатель антивируса Mc’Afee Джон Макафи, недавно Yahoo купила защищенный мессенджер Blink. Интерес к такого рода сервисам, а также популярность Snapchat привела к тому, что собственные защищенные приложения для обмена сообщениями стали запускать и крупные ИТ-компании. Facebook заявила, что делает свой аналог Snapchat, предварительное название которого Slingshot. Позже приложение Slingshot появилось как инструмент для обмена фотографиями и видеороликами. Основатель проекта Digg Кевин Роуз представил мессенджер свой Tiiny, для которого сообщения, отправляемые с его помощью, будут удаляться через сутки после получения.

А во второй половине октября социальная сеть Facebook выпустила еще один мессенджер – приложение для анонимного общения Rooms. Здесь идея защищенности передаваемых данных реализована по-другому – в отличие от Snapchat или других мессенджеров, в Rooms общение происходит максимально обезличено. Анонимные пользователи в группах (комнатах) могут вести диалоги на разные темы. Мессенджер Rooms больше похож на приложение для создания чат-комнат и анонимного общения в них.

После запуска Rooms можно сказать, что социальной сети Facebook принадлежит три, даже четыре инструмента обмена сообщениями – кроме Snapchat и Rooms, у Facebook есть купленный ею за огромные деньги WhatsApp и собственный мобильный мессенджер, предназначенный для обмена сообщениями с другими пользователями Facebook.

Интересно, что в октябре появились слухи о том, что компания Google готовит собственный мобильный мессенджер. А летом этого года компания купила мобильный мессенджер Emu, который призван расширить функции виртуального помощника Google Now, а также сервиса видеоконференций Hangouts, используемого в мобильных устройствах на Android.

В средине октября корпорация Microsoft представила свой мессенджер. С одной стороны, его можно сравнить с упомянутым выше Snapchat, с другой – это приложение позволяет отправлять видеоролики длиной не более 40 секунд, поэтому его можно назвать, скорее, аналогом Skype или Coub. Программа под названием Qik позволяет отправлять видеоролики одному человеку или группе контактов. Отправленный ролик будет удален автоматически со всех устройств (и отправителя, и получателя), но только через две недели. Если удалить ролик вручную, он также удалится со всех устройств: откуда был отправлен и куда.

Недавно собственный мессенджер появился и в популярном сервисе фотоблогов Instagram. Еще одна недавняя новинка – приложение для обмена фотографиями Bolt.

Заслуживает также упоминания и недавний рекордсмен среди мессенджеров по аскетизму и минимализму – мессенджер Yo, недавно получивший миллионные инвестиции. Суть этого приложения состоит в том, чтобы просто обратить внимание собеседника, который получает только одно слово "Yo" от своего визави. Интересно, что через короткое время разработчики Yo выпустили фотомессенджер Mirage.

Чего же ждать?

Всплеск интереса к мобильным мессенджерам, а также объективные причины для такого интереса приведут к тому, что мы увидим еще много стартапов, предназначенных для обмена сообщениями на мобильных телефонах. Многие из таких приложений будут обещать нам защиту наших транзакций, многие будут поддерживать отправку видео или кратких аудиороликов, не исключена интеграция мессенджеров в популярные социальные сети.

Пока еще на мобильных устройствах не существует такого стандарта, каким в свое время стал мессенджер ICQ. За внимание пользователей и экраны мобильных устройств будут бороться много компаний. Которая из них победит – вопрос времени и функций, которыми они будут удивлять пользователей.

 Надежда Баловсяк

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя savely

MSN Messandger

Класс!!