Раздел Google, Россия против Apple и как повлияла цена нефти на Microsoft

Нервная осень выдалась для IT-бизнеса. Я не удивлюсь, если в следующем году выяснится, что последние четыре месяца 2014 года кардинально поменяли весь облик мирового IT-бизнеса. Слишком уж много сейчас наблюдается действительно знаковых событий и тенденций. И как-то очень быстро меняется список отраслевых лидеров.

Продав одну только корпорацию Apple, можно купить все акции всех предприятий России, а на сдачу – прикупить пару небольших стран. Дело в том, что капитализация Apple поставила очередной рекорд, достигнув $670 млрд. В результате «яблочная компания» стоит сейчас на 36% дороже акций всех российских компаний, торгующихся на Московской бирже. Суммарная капитализация российского рынка акций составляет $493 млрд.

Всего несколько лет назад Apple в России почитали на государственном уровне. Стив Джобс лично дарил гаджет президенту Дмитрию Медведеву, который тогда только придумал «Сколково» и мечтал сделать его «российской Кремниевой долиной». После смерти Джобса на одной из высоток «Москва-сити» долго висел баннер с его фотографией и цитатой. А теперь все переменилось. В Петербурге снесли памятник Джобсу. Памятник в виде двухметрового iPhone (с интерактивным экраном, на котором можно было прочитать о жизненном пути Стива Джобса) снесли по решению главы компании «Западно-Европейский финансовый союз» Максима Долгополова, который выступил инициатором его установки в начале 2013 года. Тогда это решение вызвало критику со стороны организации «Коммунисты Петербурга и Ленобласти». В их заявлении говорилось, что монумент, цитирую, «рождает неприличные ассоциации с фаллообразными фигурами; кроме того, светящееся в экране злое лицо умершего Джобса будет пугать детей и студентов». Теперь же глава компании, поставившей скульптуру iPhone в память о Джобсе, заявил, что «инициаторы купились на легенду о гениальном программисте, но не подозревали, что история успеха Apple была ширмой для спецоперации АНБ США» (цитата по bfm.ru).

Между тем, падение цен на нефть привело к взлету именно IT-корпораций. Крупнейший частный нефтяной гигант Exxon Mobil потерял 2-е место в списке компаний с самой высокой капитализацией, уступив его Microsoft. Из-за пятимесячного снижения цен на нефть рыночная капитализация Exxon Mobil упала на $47 млрд. Одновременно выросла капитализация Microsoft – до $408,9 млрд. Напомню, кстати, что еще в 2013 году Exxon Mobil и Apple постоянно боролись за первое место в рейтинге, окончательно технологический гигант победил в августе прошлого года.

Что же касается Microsoft, то ее результаты за последний квартал этого финансового года превзошли ожидания и составили $23,2 млрд. I квартал финансового 2015 года (IV календарный квартал 2014-го) также ожидается весьма успешным. Microsoft выправляет ситуацию в сегментах, из-за отставания в которых теряла деньги ранее. Прежде всего, это, конечно, рынок планшетов. Удачный гибрид ноутбука и бизнес-планшета Surface Pro 3 обеспечил выручку в $908 млн. А покупка мобильного подразделения Nokia в попытке выстроить свой мобильный рынок принесла $2,6 млрд от продаж смартфонов.

 

Второй сегмент, в котором добилась успеха Microsoft – это облачное ПО: Office 365, Azure, Dynamics CRM и прочие продукты. Рост по этому направлению составил 128% и принес $1,18 млрд. Хотя в самом софтверном гиганте отношение к этому бизнесу двоякое. С одной стороны, перевод популярных продуктов Microsoft в форму веб-сервисов снижает доходы от традиционного десктопного и серверного ПО. С другой стороны, это позволяет удержать пользователей, которые все равно все чаще отдают предпочтение облачным сервисам, в том числе мобильным.

Ну и, конечно, важным событием этой осени стало проведение IPO и резкое укрепление позиций китайской Alibaba, рыночная капитализация которой ($285 млрд) превысила показатели Facebook, Procter&Gamble, Amazon, Walt Disney и других американских гигантов.

Тем временем у Google очередная порция проблем в Европе – и посерьезнее всех предыдущих. Европарламент пытается инициировать раздел интернет-гиганта на несколько компаний. Прежде всего, предлагается отделить онлайн-поиск Google от других коммерческих сервисов. Подготовленный депутатами документ призывает Еврокомиссию (правительство ЕС) «рассмотреть предложения о разделе интернет-поисковиков и коммерческих сервисов как единого долгосрочного решения» для обеспечения конкуренции на интернет-рынке. Основание для этого есть: доля Google в объеме обработанных в Европе поисковых запросов составляет около 90%, так что было бы странно, если бы к американской корпорации не выдвигались антимонопольные претензии.

Я уже не раз писал о том, что европейские страны пытаются ограничить влияние американских (а по сути – мировых) сервисов на местный интернет-рынок. В числе таких инициатив – право европейских пользователей на удаление личных данных из результатов поисковой выдачи (т. н. «право на забвение»), претензии к политике приватности, к механизму распространения мобильных приложений и тому подобное. Но требование европейцев разделить компанию, занявшую чрезмерно большую долю рынка, – это наиболее серьезная угроза бизнесу Google и других интернет-компаний американского происхождения. И одновременно – уникальный шанс для собственных европейских IT-компаний, в том числе из Восточной Европы (включая Беларусь).

Напомню, что не так давно претензии со стороны Еврокомиссии заставили Google отказаться от отметок «бесплатно» для мобильных приложений со встроенными покупками.

Тем временем американская компания Amazon преуспевает в освоении альтернативных технологий монетизации. И планирует в начале 2015 года запустить бесплатный для пользователя стриминговый видеосервис. Финансироваться сервис будет за счет рекламы, чем принципиально отличается от нынешнего видеосервиса Amazon Prime Instant Video – он предоставляется в рамках платной подписки за $99 в год.

Это не первый подобный опыт Amazon. В июне 2014-го компания выпустила обновление Instant Video для приложений на iOS и Android, позволяющее смотреть первые эпизоды популярных сериалов и ТВ-шоу бесплатно, но с рекламой. Но чтобы продолжать просмотр уже требовалось оплатить подписку.

Проект бесплатного стриминга от Amazon будет конкурирвать с такими онлайн-видеосервисами, как Netflix и Hulu. При этом в США на Netflix приходится 33% трафика широкополосного интернета в вечерний прайм-тайм, тогда как на Amazon – около 2,6%.

Но не только интернет-компании осваивают прежде незнакомые им направления бизнеса. Американская компания Qualcomm, крупнейший производитель процессоров для смартфонов, готовится выйти на рынок чипов для серверов, где ей предстоит напрямую конкурировать с Intel и AMD. «Мы обсуждаем это с клиентами, – рассказал журналистам исполнительный директор Qualcomm Стив Моленкопф. – Нам потребуется некоторое время на то, чтобы создать новый бизнес. Мы считаем, что это направление откроет перед нами новые интересные перспективы».

Пока неизвестно, когда Qualcomm может приступить к продажам серверных процессоров собственного производства, и сколько они будут стоить. Однако Моленкопф заявил, что, по подсчетам аналитиков Qualcomm, объем рынка серверных процессоров к 2020 году может достичь $15 млрд.

Что примечательно, речь не идет о лицензировании архитектуры x86. Серверные процессоры Qualcomm будут созданы на архитектуре ARM, лицензированной у британской ARM Holdings. То есть архитектура серверных чипов Qualcomm не будет отличаться от архитектуры большинства чипов для смартфонов и планшетов.

Смысл в таком подходе есть. Сейчас 90% мирового рынка серверных процессоров контролирует корпорация Intel, которая использует собственную архитектуру x86. На II месте – AMD, с долей около 3%, также использующая x86. Но подобный расклад уже не устраивает потребителей, и прежде всего – крупные интернет-компании. Именно они проявляют наибольший интерес к серверам на новой архитектуре. Расчет здесь делается на то, что чипы, альтернативные процессорам с архитектурой x86, будут иметь меньшее энергопотребление.

Так, Мэг Уитман, глава Hewlett-Packard – крупнейшего производителя серверов – как-то заявила, что энергопотребление дата-центров не может расти бесконечно, поэтому необходимо придумать нечто новое. В свою очередь, вице-президент Facebook по технической инфраструктуре Джей Парих считает: «Серверы с процессорами Qualcomm на архитектуре ARM позволят нам переосмыслить некоторые узлы нашей инфраструктуры».

Кстати, Hewlett-Packard уже пыталась выпускать серийные ARM-серверы – в них применялись ARM-процессоры X-Gen компании AppliedMicro. Однако запуск серийных поставок серверов на базе ARM столкнулся со значительными трудностями – прежде всего из-за отсутствия поддержки 64-битных данных.

И последнее. Российская компания Yota Devices планирует привлечь на развитие $100 млн, разместив свои акции среди ограниченного круга инвесторов. Это будут как инвестиционные фонды, так и частные лица. Согласно официальному заявлению Yota Devices, средства от размещения акций компания направит «на создание новых устройств и укрепление позиций на мировом рынке». Судя по всему, речь идет о продвижении смартфона YotaPhone 2. Этот аппарат будет представлен публике только в декабре, но Владимир Путин уже подарил его экземпляр председателю КНР Си Цзиньпину. Кстати, собираться «уникальный российский смартфон» будет именно в Китае.

Напомню, что компания Yota Devices стала широко известна в 2012 году. Тогда она представила LTE-смартфон с двумя экранами – один (лицевой) был цветной сенсорный, второй (на оборотной стороне) – монохромный на основе e-ink.

Виктор Демидов

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также