Что происходит с Onliner’ом?

Новость об уходе Александра Стельмаха из второго по посещаемости и, пожалуй, первого по востребованности проекта в Байнете вызвала, скажем прямо, большой интерес в нашей редакции, и довольно живо обсуждалась на KV. Понимая, что пытаться получить комментарии у самого «Онлайнера» бессмысленно, мы решили попробовать включить впавший в зимнюю спячку мозг и посмотреть, что происходит сегодня с любимцем активной части Байнета.

Вообще, конечно, публиковать такие измышления на претендующем на некую серьезность и значимость портале – моветон. Но в этом месяце на KV еще нет возможности завести свой блог (да, такой маленький спойлер по поводу того, над чем мы сейчас работаем), а руки написать очень уж чешутся. Что ж, удовлетворим этот постыдный писательско-редакторский зуд.

Начнем с набора не связанных друг с другом, на первый взгляд, фактов.

Задолго до новости об уходе Александра Стельмаха другой заметный в белорусской журналистике человек, связанный с «Онлайнером», шеф-редактор портала Денис Блищ, запустил собственный блог Blisch.by. Это было летом, до этого у Дениса долгое время был блог в ЖЖ, но с переездом на отдельный домен автор стал находить куда больше времени и сил на его ведение. Сегодня там размещают свою рекламу «Филипс», «Атлант телеком» и несколько кафе, а автор блога работает с ними как ИП.

Чуть позже, на «Деловом интернете» этой осенью, Юрий Зиссер рассказал, что главный конкурент TUT.by сегодня вовсе не «Онлайнер», а российский Mail.ru. Кстати, по данным исследовательской компании Gemius, этот портал далеко обгоняет двух «хозяев Байнета», а на следующих за «Онлайнером» строчках довольно близко расположились Aliexpress и Kufar.by, несколько, скажем так, повторящие функциональность любимого потребительского портала среднестатистического белоруса.

 

В частном разговоре с владельцем одного из многочисленных интернет-магазинов я услышал фразу о том, что с 2015 года он планирует отказаться от размещения в каталоге «Онлайнера». Почему? Просто дорого – а в его нише, связанное с тематикой KV и ныне забытым онлайнеровским «digital lifestyle», хорошие продажи обеспечивают и менее дорогие для магазина каталоги. Кстати, мы в своё время изучали вопрос – в Беларуси существует некоторая разбежка цен между различными каталогами, но в некоторых категориях спрос столь эластичен, что продавцы не могут закладывать эти издержки в цену товара.

На этом факты кончились, и начинаются размышления.

Как это бывает с любым проектом на локальном рынке, сумевшим попасть в тренд, рано или поздно он достигает потолка рынка, и начинает испытывать некоторые проблемы. Что-то похожее случилось во времена основания самого «Онлайнера» с тогда еще газетой «КВ». Очевидно, что и руководство обсуждаемого сейчас портала понимает, что если не развиваться, то дальше быть флагманом станет очень трудно (что сами «КВ» успешно всем доказали, спасибо, не нужно аплодисментов). Развиваться же на рынке, который тесно обнял тебя всеми своими невидимыми руками, тоже нелегко. Очевидным вариантом будет поиск новых рынков.

Такой опыт у Onliner’а уже есть. Не очень удачный, но сами знаете, сколько нужно сделать попыток, чтобы что-нибудь получилось. Может быть, российских пользователей снова автоматически перекидывают на onliner.ru, но уж точно какие-то поползновения в этом направлении видны и сейчас - имеющие гугл да загуглят, остальным хватит и скриншота.

Онлайнер Россия

Очевидно, что для взращивания из локальной компании международной, особенно на таком сложном многостороннем рынке, на котором работает Onliner, усилий минского офиса не хватит (думаю, что гомельское представительство только укрепило руководство ресурса в этом мнении). Вряд ли хватит и опыта белорусских руководителей портала, которые не работали внутри других рынков.

Выходить на соседние рынки, самый очевидно привлекательный из которых – Россия, сегодня очень трудно. И дело даже не в курсе рубля или наличии у россиян «Яндекс.Маркета» и «Авито». В России на голову выше уровень журналистики, и контент, за счет которого «Онлайнер» превратился из нишевого, в общем-то, сайта, в крупнейший портал, знакомый каждому, в России может не сыграть роль такого акселератора роста, как это было в Беларуси.

Наверное, именно поэтому на странице «Вакансии» Onliner.by крупными буквами написано о наборе PHP-разработчиков и front-end-разработчиков. «Мы решили выделить отделу разработки отдельную комнату — 150 м2», ‑ пишут HR’ы портала, и мне, честно говоря, немного не по себе, потому что нашей редакции со всеми техническими специалистами много комнаты в 30 м2. Но, видимо, в недрах Onliner’а уже куются новые сервисы, которые смогут выдержать нагрузку миллионов российских пользователей, набирающих в адресной строке знакомое каждому белорусу название. Кстати, заметьте, мобильных разработчиков в списке вакансий нет.

Пожалуй, на этом размышления можно и закончить. У нас впереди будут еще большие новости о втором по значимости (а может, уже и первом, это как посмотреть) портале Беларуси. Впрочем, всё это лишь предположения. Но если они хоть на сотую долю верны, будем надеяться, что Onliner’у окажется только на руку российский кризис, который ударит по российским же игрокам рынка, и он гордо пополнит пьедестал крупных международных компаний, выросших в Беларуси, где уже гордо стоят EPAM, Wargaming и другие.

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя Petro42

Соревноваться с "Майл Ру" и "Яндексом", у которых - миллиарды долларов, тысячи разработчиков и сотни успешных проектов, да ещё на их территории - это даже не смешно. 

P/s Контент сайта неуловимо - изменился - появились цитаты президента, научно-популярные материалы, чего не было. Что, в общем, доказывает: никакого особого "пути" с надуванием щёк не существует - есть обычная работы и обычные законы СМИ и они берут верх над юношеским прыщавым максимализмом, возведенным в абсолют. 

Аватар пользователя John

все течет...

все меняется...

А я-то думаю, чойта Каталог превратился из уникального и на удивление удобного во всех отношениях (кроме редких юзкейсов) в типовой шлак с кратким и полным описаниями по щелчку, занимающими тонны места. Из плюсов заметил только выезжающие номера телефонов справа.

Аватар пользователя Petro42

другой заметный в белорусской журналистике человек, связанный с «Онлайнером», шеф-редактор портала, запустил собственный блог...

Если Денис думает, что сможет раскручивать этот блог в отрыве от большого проекта - это ошибка. На эти же грабли уже наступали и ребята из Тут Бая и другие. Только сваливаешь - и ты никто и никто тебя не читает - не смотрит.

Оперативно-аналитический центр при Президенте Беларуси принял решение об исключении Onliner.by из реестра национальной доменной зоны за нарушение законодательства о торговле. Об этом сообщено на сайте ОАЦ.
Читать полностью:  http://42.tut.by/428870

Теперь уж точно переезд в Литву не за горами:)