Как создавался Open.by: воспоминания о другом Байнете

Так получилось, что я, будучи одним из постоянных авторов KV, приложил свою руку и к созданию Open.by, который в следующем году выбывает из постоянно идущей между порталами гонки за читателя. Поэтому памяти одного из первых, если не самого первого, порталов Байнета и посвящается эта заметка-воспоминание о его первых днях работы.

В 1999-м я только встал на ноги после автокатастрофы, в которую попал в 98-м. Работал в БДГ, начал сотрудничать с «Белорусской газетой», редакция которой находилась на Кальварийской, 17 - в том же здании, что и «Открытый контакт». Тогда "БГ" руководил Александр Вольвачёв. В ней я отвечал за свои спецвыпуски - "Власть" и "Белорусский дом". Потом произошёл конфликт учредителей, поменялся главный редактор, а Вольвачёв ушёл вместе со всей командой. В этой команде были Роман Яковлевский, Александр Михальчук, Юрий Дубина, я и ещё несколько человек.

Но ушли мы, надо сказать, недалеко ‑ даже здания не покинули, а всего лишь переехали на 1-й этаж. Директор «Открытого контакта» Игорь Иванов привлёк всех нас к созданию той самой интернет-газеты Open.by. И так вышло, что во всей команде только я что-то понимал в интернете - освоил, пока полгода валялся дома в гипсе.

Стартовали - именно стартовали - как агрегатор новостей. Но так как при деле была, по сути, одна из мощнейших редакций СМИ того времени, то начали стараться делать свой оригинальный контент.

Помню, мешали две вещи. Первая - то, что тогда любому собеседнику сперва приходилось долго объяснять, что такое интернет-газета. Такого понятия тогда просто не было. Второе - никто не понимал, насколько работа онлайн-издания отличается по динамике от "бумажного" СМИ. "Белорусскую газету" выпускали раз или два раза в неделю, и все привыкли к такому графику, к цикличности. А интернет-СМИ подразумевает линейный график, моментальную публикацию материалов. Людям, всю жизнь работавшим с "бумагой", перестраиваться было очень трудно. Мне было проще - из-за молодости, из-за немного лучшего знания интернета. Плюс опыт работы большим начальником на радио - там тоже линейный график, ведь эфир - это не типография, там нет цикличности.

 

Примерно тогда же запускалась бесплатная почта mail.by. Больше никаких сервисов практически не было ‑  ни мы сами, ни руководство «Открытого контакта» ещё не понимали, что будет идти развитие именно в направлении портала. Ведь даже интернет-магазинов было всего несколько штук на всю Беларусь.

К сожалению или к счастью, столь тесные отношения с порталом, ставшим настоящей легендой Байнета, продолжались недолго. Я ушёл оттуда примерно через полгода, потому что получил выгодное предложение в Киеве, да и невеста у меня там была. Остальные проработали немного дольше, но в итоге тоже разошлись по более традиционным СМИ.

Я бы сказал, что именно в роли интернет-СМИ газета "Открытого контакта" на несколько лет опередила своё время - естественно, в белорусских условиях. Но она оказала влияние на Байнет, причем колоссальное. Все увидели, что кто-то уже нечто такое делает - следующими стали «Нетворк системс» и «Надежные программы». У первых интернет-газета развития не получила, а что случилось с TUT.by, известно многим в нашей стране.

Конечно, возникает закономерный вопрос: в чем причина успеха TUT.by и неуспеха Open.by? Попробую объяснить. «Открытый контакт» опирался на уже существующий провайдерский бизнес, который тогда был намного более маржинальным, чем сейчас. И не рассматривал интернет-медиа именно как бизнес. Возможно, Игорь Иванов просто не предвидел масштабы и скорость роста рынка интернет-рекламы. А у Юрия Зиссера просто не было выбора - его софтверный бизнес не мог долго "кормить" портал, поэтому и содержать его просто ради престижа смысла не было никакого. У NSYS было то же самое - интернет-газета как средство самопрезентации провайдера в Сети. А Юрий Зиссер сделал веб-медиа именно бизнесом, важной, а потом (не сразу) и ключевой составляющей портала.

Сегодня у «Открытого контакта» по-прежнему есть неплохая база, технологический задел как портала, неплохая структура. Есть достаточно популярная торговая площадка Shop.by, она могла бы хорошо подняться благодаря закрытию "Онлайнера". Но, опять же, нужна проактивность - под лежачий сайт трафик не течёт. И в этом плане как раз закрытие интернет-газеты, с моей точки зрения, - грубая ошибка. Этот динамичный источник новостей, очень неплохой в последнее время, был стержнем портала. Лично я заходил туда именно почитать новости по итогам дня - а потом уже нередко переходил на другие сервисы. Теперь стимула заходить на Open.by ежедневно уже не будет.

К сожалению, руководству «Открытого контакта» не хватает какой-то смелости, готовности рисковать. Насколько мне известно, сегодня там довольно жесткая иерархическая структура управления, и инициатива "снизу" не особо поощряется. Возможно, именно это мешает компании сделать несколько шагов в правильном направлении.

Виктор Демидов

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя Petro42

Интересно... Никогда не знал, что там, хотя заметок туда пару кинул когда-то очень-очень давно

R.I.P Open.by Cry

Аватар пользователя dnki

Да, печально. Захожу на их портал каждый день за новостями.