Классический университет против Coursera-аналогов

За время, прошедшее с запуска самого популярного сервиса онлайн-образования Coursera, разговоры о том, что интернет-обучение полностью заменит классическое образование, поутихли. Все чаще говорят о том, что онлайн-образование дополнит классический университет, станет неотъемлемой частью высшего образования, но только частью. А в качестве ответа на вопрос "куда пойти учиться" станут звучать как названия университетов, так и Coursera-курсов.

Активные интернет-пользователи в последние несколько лет часто слышали названия сервисов, предлагающих бесплатные или платные онлайн-курсы. Наиболее популярными среди них стали Coursera, "Академия Хана", edX, FutureLean, Udacity. Но именно с появлением Coursera в апреле 2012 года случился всплеск популярности онлайн-образования. Тогда для таких сервисов и было придумано название - MOOC или  "Massive Open Online Courses", что переводится как "Массовые открытые онлайн-курсы"

Только на Coursera доступно более 500 курсов, а работает сервис при поддержке 33 американских университетов, которые предоставляют свои учебные материалы ресурсу и чьи преподаватели работают со студентами на Coursera.

У MOOC-курсов есть определенные общие черты. Кроме того, что они доступны по интернету, практически не существует ограничений для желающих учиться на них. Прародителем MOOC-курсов были так называемые открытые университеты – учебные заведения, доступные для всех вне зависимости от уровня предыдущего образования.

 

Если в обычный университет или колледж принимают людей, у которых есть аттестат о среднем образовании, то для открытых университетов такого требования не было, то есть учиться в открытом университете может любой человек. Открытые университеты являются учебными заведениями, реализующими принципы открытого образования. Кроме того, открытые университеты часто практикуют дистанционное обучение для своих студентов.

Таким образом, Coursera "и компания" – это курсы, работающие в интернете по принципу открытого образования. Основой обучения на MOOC-курсах являются видеолекции, львиная доля которых доступна бесплатно. Лекторами при этом являются как профессора ведущих мировых вузов, так и специалисты-практики.

Студентам на MOOC-курсах часто предлагается входное тестирование, позволяющее оценить свой уровень знаний по тому или иному вопросу, дополнительная литература, изучив которую можно сформировать для себя базовые понятия изучаемого предмета. Обучение состоит из нескольких модулей, по завершении которых, равно как и по завершении всего курса, студентам предлагаются тестовые задания для проверки усвоенного. Часто курс содержит чат для обсуждения изучаемого. В некоторых случаях предлагаются возможности консультаций с преподавателями.

Всплеск популярности MOOC-курсов породил мнение, согласно которому Coursera и аналоги заменят обычный классический университет. Когда Coursera-страсти немного поутихли, стало понятно, что этого не произойдет, хотя бы потому, что это отчасти принципиально разные системы обучения.

Критики MOOC-курсов называют главную их проблему: упрощенность по сравнению с традиционными университетскими курсами и некоторую ограниченность, отсутствие глубины, присущей классическому образованию. Этому способствует и ограниченность таких курсов во времени.

Например, на  Coursera есть 10-недельные курсы основ программирования, на котором учат писать программы на Python; и введения в математический анализ, на котором основное внимание почему-то уделено тригонометрическим функциям. Таким образом, системности и целостности явно MOOC-курсам недостает. Поэтому говорить, что только обучаясь на Coursera-аналогах университетских курсов можно получить высшее образование такого же уровня и качества, нельзя.  

В качестве контраргумента в пользу MOOC-курсов говорит тот факт, что они зачастую более современны изучаемого в университетах и более узконаправлены. Например, на Coursera можно записаться на курс "Как изменить мир", или выучить основы иррационального поведения, желающие могут изучить музыку Битлз или разобраться, что такое геймификация и как ее использовать в интернет-бизнесе, можно пойти на курс "Введение в производство музыкальных произведений", изучить возникновение жизни, изменение климата или торговлю людьми. Можно смело заявить, что на Coursera и аналогах практически каждый человек найдет то, что ему было бы интересно изучать – курсы здесь действительно есть "на любой вкус".

Поэтому Coursera и другие сайты с MOOC-курсами будут интересны, прежде всего, любознательным людям, которые любят учиться, а также тем, кто хочет изучить довольно специфическую область человеческих знаний. MOOC-курсы – замечательный инструмент повышения квалификации для людей, которые четко знают, чего они хотят и четко представляют, как та или иная информация поможет им в жизни или в работе. В то же время для молодых людей, которые еще только "ищут себя", MOOC-курсы могут стать инструментом расширения кругозора, возможно, платформой для получения дополнительных знаний, но никак не средством профессионального образования. По этой причине MOOC-курсы бизнес-ориентации являются более востребованы, недели курсы общего направления. Человек, которому для карьерного роста нужно получить определенные навыки, будет более мотивирован, нежели просто скучающий студент, решивший в дополнение к своей основной специальности выучить, например, историю рок-музыки.

При обучении на MOOC-курсах слушатель сталкивается с некоторыми сложностями, к которым он может быть и не готов. Одно из главных – готовность учиться практически полностью самостоятельно, без какого-либо контроля со стороны преподавателя (деканата или куратора). Это бывает довольно сложно, особенно для тех, у кого недостаточный уровень мотивации для обучения. Зачем тратить драгоценные вечерние часы или время выходного дня на обучение, если можно потратить их на сериал, пиво с друзьями либо прогулку. Поэтому без самодисциплины и высокого уровня самосознания закончить MOOC-курсы не получится. Кстати, по разным оценкам, от 90 до 95% записавшихся на курсы в Coursera, не заканчивают их.

Вот еще одна наглядная статистика использования MOOC-сервиса eDX: в первый год работы сервиса на курсах от eDX зарегистрировалось более 841 тыс человек. Из них более 469 тыс просмотрели менее половины материалов выбранного ими курса и только 43 тыс пользователей (около 5%) изучили материал в таком объеме, чтобы получить сертификат об окончании курса. А 292 тыс или более 40% ни разу не зашли на страницу курса и не просматривали учебные материалы.

Коммерциализация обучения весьма наглядно отражена и в принципах работы некоторых MOOC-сервисов, где пользователь получает бесплатный доступ ко всему контенту курса, а за деньги он может получить возможность индивидуальных консультаций у преподавателя. Кроме того, некоторые дистанционные курсы выдают сертификат тоже только после оплаты.

Признание сертификатов и доверие к качеству MOOC-образования – тоже весьма важный момент, который не решен до сих пор. С одной стороны, некоторые американские университеты засчитывают курсы из Coursera в рамках традиционной университетской учебной программы. С другой стороны, проверить качество MOOC-диплома довольно сложно, если не сказать – практически невозможно. Соответственно, MOOC-курсы пока не могут считаться полноценной заменой образования еще и с этой точки зрения.

Несмотря на то, что MOOC – это, скорее, дополнительное образование, ценное, прежде всего, человеку, который его получает, попытаться закончить какой-нибудь Coursera-курс обязательно стоит. Хотя  бы для того, чтобы получить новый опыт и рассуждать о том, сложно ли учиться дистанционно.

Надежда Баловсяк

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также