Роботы, современное оборудование и много бюджетных мест. Репортаж из ВГТУ

"Компьютерные вести" посетили Витебский государственный технологический университет, а именно – кафедру «Автоматизации технологических процессов и производств». Встретил нас заведующий кафедрой Кузнецов Андрей Александрович и сразу проводил в специализированную лабораторию, где мы беседовали со старшим преподавателем Ринейским Константином Николаевичем.

– История кафедры берет свое начало с 1967 года. Как это было? 

– Изначально это была кафедра электротехники и она не являлась выпускающей. Кафедра формировала обучение по дисциплинам "электротехника", "электрические машины и электроника". Первый набор специальности "автоматизация" состоялся в 1989 году. С этого года кафедра стала выпускающей по направлению "автоматизация технологических процессов и производств".

Почему? Эта специальность востребована на современном производстве. 

 

– Какого рода специалистов готовили в то время?

– Специалисты АТПП – специалисты широкого профиля. Начиная от сотрудников отдела АСУ (автоматизированная система управления): это вычислительные сети, сопровождение вычислительных сетей, и заканчивая разработкой, внедрением, ремонтом оборудования, программированием промышленных систем автоматизации и так далее. Если брать «зарубежную классификацию», то это специалист-системотехник в области автоматизированных систем управления технологических процессов.

– Расскажите о проекте «Автоматизированная система удаленного мониторинга тепловых пунктов».

– Это было в 2013 году. К нам обратилось одно из подразделений ЖКХ города Витебска – железнодорожный ЖРЭТ – с предложением разработать такую систему. Разработка была приведена к макетному образцу в течение 4-5 месяцев и поставлена на проработку на реальном тепловом пункте для сбора информации удаленно по GSM/GPRS связи. Проект был выставлен на первом славянском форуме, который проходил на базе Витебского государственного университета имени П. М. Машерова, в конкурсе «Invest Weekend». Там рассматривались стартап проекты, которые наиболее эффективны с точки зрения вложения средств и продвижения их на рынок. На конкурсе была присуждена первая премия. Далее эта разработка продолжалась силами кафедры. Было еще несколько пилотных проектов, которые прорабатывались в теплосетях Новополоцка и Витебска. Более углубленная проработка системы позволила использовать ее в конкурсе «100 идей для Беларуси» под эгидой БРСМ в 2013 году. Она прошла витебский отборочный этап и попала в 30-ку лучших проектов Республики Беларусь. Разработкой занимались как сотрудники кафедры, так и магистранты, и студенты.

– Сейчас есть проекты таких масштабов и амбиций?

– Чтобы появились проекты таких масштабов и амбиций нужно время. Сейчас у нас занимаются системами точного позиционирования мобильных объектов. Высокоточная навигация, по большому счету, – черный ящик автомобиля. Плюс инерциальные датчики. Через полгода это может выстрелить. Так же ведутся разработки в области промышленной автоматики и мобильной робототехнике. Идей много. 

– У вас две специальности: «Информационные системы и технологии» и «Автоматизация технологических процессов и производств». Чему учат на первой и второй, какая между ними разница? 

- Целесообразность открытия в университете направления «Информационные системы и технологии (в проектировании и производстве)» вызвана высоким спросом на специалистов данного направления на предприятиях. С внедрением информационных технологий появился новый класс систем управления АИС (Автоматизированные информационные системы управления предприятия и экономических объектов), и получили широкое применение инструменты автоматизированного проектирования (CAD – система конструкторского проектирования, CAE – система инженерного анализа, CAM – система разработки управляющих программ для автоматизированного оборудования). Для каждого типа производства разработка такого класса систем является узкоспециализированной задачей, связанной со спецификой технологий и приемов проектирования. 

По специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» ведется  подготовку специалистов по разработке, наладке и эксплуатации систем автоматики.

– Планируете вводить другие специальности?

– На данный момент планировать можно много. Вопрос в востребованности специальности. Специальность нужно вводить, когда есть специалисты, способные учить, и потребность в данной специальности. На сегодняшний момент, с учетом специфики кафедры, мы не видим необходимости в открытии новых специальностей.   

– К вам можно и после школы, и после колледжа? 

– Да, у нас есть подготовка на дневном отделении на базе среднего образования. Можно поступать и после колледжа, и после школы. Есть сокращенное обучение по обеим специальностям. Закончив профильную специальность колледжа, можно поступать на сокращенное отделение. Сокращенная заочная форма обучения длится 4 года. Есть и бюджетные места.   

 – Какие есть нюансы при поступлении в первом и втором случаях, различия в программе?

– На сокращенной форме обучения программа подразумевает то, что часть дисциплин уже изучалась в колледже. Поступающий на дневное отделение сдает 3 теста: русский или белорусский язык, математику и физику. Учитывается и средний балл аттестата. Если мы говорим о заочной сокращенной форме обучения, то поступающий сдает всего 1 тест: русский или белорусский язык. Затем сдаются экзамены по специальности.   

– Получают ли студенты практические навыки?

– Да, получают. Оглянитесь, кругом стоит оборудование. В начале года закупили мобильного робота. Это робот с операционной системой Linux с открытым программированием. Есть возможность программировать на Java и программировать с помощью своего конфигуратора. Это принцип конструктора: составляются готовые блоки и формируется логика работы системы. Ребята занимаются обоими направлениями. Роботом можно управлять, используя мобильное приложение. 

Также ведется работа с компонентами промышленных систем автоматики их наладкой и программированием. Используется оборудование и промышленные контроллеры таких фирм как «Siemens», «Mitsubishi», «Festo», «ОВЕН», «Европрибор» и т.д. Достаточно тесное и плодотворное сотрудничество сложилось у кафедры с НПЦ «Европрибор». Они являются производителями первого белорусского контроллера. Данная компания принимает активное участие и оказывает помощь в разработке и создании совместно со специалистами кафедры лабораторного оборудования.

Также студенты регулярно получают практические навыки, когда проходят практики в соответствии с учебным планом.

– Хватает технической базы для обучения специалистов?

– Технической базы на самом деле никогда хватать не будет. Но на сегодняшний момент, спасибо Министерству образования и университету, за последние два года на кафедру закуплено оборудования более чем на два миллиарда рублей. Причем это современное оборудование. Получилось наладить сотрудничество с фирмами. Они сделали стендовую реализацию при поставке оборудования. Со стендами удобно работать. Они отображают моменты, связанные с монтажом и эксплуатацией систем. Вот, например, упрощенный щит автоматики, изготовленный ООО «ПромКомплектПрибор» на основе средств автоматизации фирмы «ОВЕН». Как он на самом деле должен проектироваться и выглядеть.

– Кто в университете преподаватели (теоретики/практики)?

– Есть разные преподаватели, разная специфика, разные дисциплины. Некоторые дисциплины требуют более углубленного теоретического подхода. Некоторые требуют практических навыков. Нужны обе категории преподавателей. Надо смотреть на специфику дисциплин и направленность подготовки. В нашем случае это и дисциплины чисто теоретического характера, и практической направленности. В университете есть преподаватели, работавшие на производстве. Кафедра имеет тесную связь с производством и филиалы на предприятиях.

– Нагрузки на студентов большие? 

– Есть понятие общей подготовки специалистов и индивидуальной подготовки. Общая подготовка – общий курс, формирование у студента навыков и знаний, достаточных для получения им положительных оценок в соответствии с учебным планом и стандартом специальности. Индивидуальный подход – для тех, кому интересно работать. Например, есть ряд преподавателей на кафедре, которые начинают работать со студентами в рамках УИРС (учебно-исследовательская работа студентов) со 2-3 курса по уникальным проектам и профилируют их под конкретные задачи. Как раз роботом ребята начали заниматься на втором курсе. У них идет профильная подготовка. 

При обучении должен быть дифференцированный подход. Пока есть такие студенты, которые хотят учиться, – замечательно!

– Как много студентов отчисляется?

– Отчисления бывают в зависимости от неуспеваемости студентов. 

– Куда идут выпускники (распределение, как с платниками)?

– На специальности 100% распределение. Выпускники нашей кафедры востребованы на различных предприятиях РБ. Платники на специальности присутствуют. Обычно бесплатных мест больше, чем платных. На специальностях нашей кафедры всегда конкурс. Выпускники идут на предприятия легкой промышленности, предприятия, связанные с информационными технологиями, работают в фирмах IT-направленности, предприятиях машиностроительного комплекса, радиоэлектронной промышленности. Спектр распределения широк. Предприятия по всей Беларуси. Это и Пинск, и Барановичи, и Минск. Специалисты востребованы не только по витебскому региону. 

– Сотрудничаете с ИТ-компаниями?

– Мы пытаемся выстраивать отношения с IT-компаниями по направлениям возможного дальнейшего трудоустройства и распределения. Специальность «Информационные системы и технологии» готовит специалистов только второй год. Им еще учиться два года. Соответственно, возможное профилирование начнется со следующего года. В общем, личные связи по IT-компаниям развиты, потому что очень много выпускников работают топ-менеджерами и программистами. 

– Есть в ВГТУ свои звезды – люди, имена которых я могу встретить в какой-нибудь программе или игре? 

– Магистранты работают на фирме «Телематик Дизайн». Она является резидентом Технопарка университета и работает в тесном сотрудничестве с российской компанией «Навтелеком», которая специализируется на разработке, а также на опытном и серийном производстве радиоэлектронного оборудования для мониторинга транспорта и объектов недвижимости. Есть ребята, которые работают на IT-компаниях, разрабатывающих программы и игрушки под Android и iPhone. Разрабатывают игры под социальные сети

– У кафедры есть место, где студент может узнать о новостях, глянуть расписание, связаться с руководством, найти учебный материал?

– Да, это официальный сайт кафедры (atpp.vstu.by). Недавно он обзавелся новой версией. Существуют и группы в социальных сетях. Там студенты обмениваются информацией.   

По словам Константина Николаевича, кафедра ни с кем не конкурирует. Она занимает свою нишу. А робот забавный. Сначала студенты выстроили круговую стену и пустили машину гулять по полу. Доходя до стены, машина разворачивалась и меняла направление. Правда, немного дергалась: расчет плюс погрешность. Потом из стен получился лабиринт. Машина с легкостью по нему прошла, развернулась, и, кажется, ходила бы по лабиринту бесконечно. Робот также реагирует на цвета: красный – стой, зеленый – иди. Однако программистам сделать все наоборот не составляет труда. И тогда уже зеленой станет командой остановки, а красный – командой преследования объекта. Автоматизация – технический прогресс.    

Александр Демидов

Нина Михайлова


Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя mike

Особенно прикольна фотка с блоком питания и кучкой одноцветных проводов.

Аватар пользователя Dmitry

А кто фотограф?..

Аватар пользователя Dmitry

Человек

"Расплывчатый ответ!" (с) Мишулин & Рудин "А справочка есть?"

А кто фотограф?..

Скорее всего, кто-то из авторов 

dmitry > "Расплывчатый ответ!" (с) Мишулин & Рудин "А справочка есть?"

"А где вы были с 8 до 11?" (C)

Аватар пользователя Dmitry

Скорее всего, кто-то из авторов

хорошие ракурсы.

"А где вы были с 8 до 11?"

?! + это вообще Райкин.

Аватар пользователя mike

Точно. Райкин.

Аватар пользователя Al

Точнее - Жванецкий.