Российский стартап Endurance: "Мы как Lego, только с пользой в повседневной жизни"

Российский стартап Endurance занимается разработкой высокотехнологичной продукции, в основе которой диодные лазерные граверы и роботизированные системы. Его основатель Георгий Фомичев рассказал «КВ» о том, как ему удалось привлечь отечественные инвестиции в размере двух с половиной миллионов российских рублей и какое разочарование и фиаско его постигло в Америке.

Поиск трендов в Hi-tech

− Идея создать SelfieBot (СелфиБот − «умная» подставка для смартфонов и планшетных компьютеров, которая вращается за лицом пользователя, прим. ред.) пришла мне после поездки в Америку, где я изучал последние новинки в Hi-tech, общался с бизнесменами, посещал инкубаторы и т.д. И почти перед самым отъездом познакомился с итальянцем, который работает в NASA по контракту. Когда пришёл к нему в гости, то увидел много летающих и ползающие роботов в квартире. Этот итальянец рассказал мне про свой проект, который он запустил на Indiegogo, собрал нужную ему сумму денег и успешно вышел на рынок. Его рассказ меня вдохновил, и я решил попробовать сделать что-то своё.

Команда и инвестиции

 

Сначала команду собирал из друзей и знакомых. Это люди с инженерным и научным опытом за спиной, прошедшие и МФТИ и Политехнический институты. А спустя несколько месяцев начали присоединяться студенты из МГТУ имени Н. Э. Баумана и МАМИ (Московский государственный машиностроительный университет) и просто заинтересовавшиеся в разработке SelfieBot ребята.

Первую часть инвестиций получили сразу, вторую – через полгода. В основном деньги брали у частных российских инвесторов. В общей сумме получилось два с половиной миллиона российских рублей. На такие деньги, конечно, не разгуляешься, но это позволило нам проверить ряд рыночных гипотез, сделать несколько рекламных роликов и внедрить некоторые технологические решения.

Через полгода я снова поехал в Америку и столкнулся с тем, что коммерческий проект там продвигать достаточно сложно. Серьёзные американские инвесторы ждут готовую упакованную компанию, а не стартап, у которого даже клиентов пока нет. Чтобы американский венчурный фонд или инвестор заинтересовались твоим продуктом, нужно, чтобы знаменитые персоны его зарекомендовали или известные компании им уже пользовались. А без продаж и клиентов там ничего не найти.

SelfieBot как Lego, но имеет практическую ценность

SelfieBot является инструментом, который превращает мобильное устройство в "умную" машину. Сама разработка состоит из электроники, механики, которая связана с сервоприводами, корпуса, напечатанного на 3D принтере, прошивки для внутренней электроники и девайса, который устанавливается в держателе.

Смартфон или планшет крепятся на SelfieBot, который вращает мобильное устройство, отслеживая лица пользователей с помощью Google API и нашего приложения. Таким образом, можно записывать видео, делать фото, разговаривать по скайпу, когда занимаешься какими-то другими делами, и нет возможности взять устройство в руки.

Также SelfieBot может управляться дистанционно и позволяет перемещаться в 2-х плоскостях. То есть возможно и горизонтальное вращение и вертикальное. Это как голову поворачивать и кивать.

Распространять роботов мы хотели бы не в готовом виде, а наборами, состоящими из отдельных частей и деталей, чтобы люди собирали их как Lego. Так пользователи будут знакомиться с робототехникой и создавать своих роботов на основе нашего. Отличие нашего продукта от Lego в том, что он имеет практическую ценность и его можно использовать в повседневной жизни. Но, скорее всего, для продаж мы сделаем две вариации: готовых роботов и SelfieBot Base (DIY).

Учебная программа «научи себя сам»

После неудачных попыток найти инвестиции в Америке, мы решили сменить направление нашей деятельности. Одна моя знакомая, которая работает в компании Aldebaran Robotics (компания производит NAO роботов размером с человеческую руку, прим. ред.),посоветовала наладить связи с образовательными учреждениями. Идея показалась нам достаточно интересной, ведь так мы и продукт «прокачаем», и пользу обществу принесём.

Мы сделали SelfieBot base (упрощённую версию) нашего робота для учебных учреждений, открыли для них пакеты документации и набор электроники. В этот набор вошли CAD схемы, файлы STL для 3D-печати, прошивка для Arduino, APK файлы для Android, список всех частей, которые нужны для сборки робота.

В Америке я уже договорился с пятью университетами, а до сентября планирую наладить контакты ещё с 20-тью учебными учреждениями. А вот в России с этим гораздо сложнее. В школах вообще отказываются сотрудничать, думаю, это из-за низкой осведомлённости в области, которую мы представляем. Чтобы внедрить что-то новое в российское образование, нужна конкретная программа, утверждённая Министерством образования, разработанный план, количество часов и т.д.

А наша программа представлена в формате DIY (от англ. Do It Yourself). Мы предоставляем готовый набор инструментов для создания робота, объясняем, как всё это работает, а дальше студенты или школьники сами придумывают, что и как им создавать. Смысл нашей программы в том, чтобы развивать креатив, заставлять ребят самим искать ответы на вопросы, придумывать, что изменить или улучшить.

А как же монетизация?

Если бы Марк Цукерберг думал о монетизации Facebook в момент его создания, вряд ли у него что-то получилось. Для нас важно, чтобы люди пользовались нашим продуктом. Мы будем слушать рынок и, если разработка будет востребована, мы ее монетизируем, а если нет, то и навязывать не станем.

Пока мы распространяем продукт как Open source и считаем, что главное – правильно подать его и создать нужное сообщество − тогда проблем с продажами не будет.

А для школ и вузов, вообще, сделаем non commercial, так как мы считаем, что зарабатывать на образовании – неправильно. Знания в современном мире должны быть бесплатны и общедоступны. Наша миссия в том, чтобы помогать подрастающему поколению становиться ближе к робототехнике, и брать за это деньги – за пределами морали.

Конечно, если учебные учреждения захотят приобрести у нас комплектующие разработки, тогда это буде стоить каких-то денег. Но мы не будем против, если они решат закупать составляющие разработки в каком-то другом месте.

Диана Васильева

Фото команды Endurance

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя Dmitry

какое разочарование и фиаско его постигло в Америке

коммерческий проект там продвигать достаточно сложно

В Америке я уже договорился с пятью университетами, а до сентября планирую наладить контакты ещё с 20-тью учебными учреждениями. А вот в России с этим гораздо сложнее

так где стартапера постигло фиаско: в Америке или России?..

Если бы Марк Цукерберг думал о монетизации Facebook в момент его создания, вряд ли у него что-то получилось

+1

Аватар пользователя mike

Если бы Марк Цукерберг думал о монетизации Facebook в момент его создания...

Именно об этом он и думал, судя по доступным материалам. Более того -- его наняли под реализацию его же идеи, которую (релизацию) он затем удачно прихватизировал, пользуясь несовершенством судебной системы США. Думаю, в России это ему вряд ли бы удалось. Хотя...

Именно об этом он и думал, судя по доступным материалам. Более того -- его наняли под реализацию его же идеи

Да, именно так и было. Он перехватил удачный проект, на мелочевку не разменивался и чуйка его не подвела.