Четырехлетняя система убьет образование в сфере ИТ?

Очередная реформа белорусского образования может серьезно подкосить ИТ-отрасль, одну из немногих отраслей белорусской экономики, приносящих в страну живую валюту - по крайней мере, такого мнения придерживаются представители ведущих белорусских ВУЗов, готовящих сегодня ИТ-специалистов.

Впрочем, и эта проблема не главная - из-за высоких заработков в ИТ-отрасли страна теряет ценные кадры, которые могли бы двигать вперед белорусскую науку. В погоне за "длинным рублем" олимпиадники используют престижные ВУЗовские специальности как средство быстрее приступить к заработку заветных "килобаксов" в ИТ-компаниях, выполняя значительно менее интеллектуальную работу, чем могли бы.

В работе круглого стола, который был посвящен проблемам ИТ-образования в Беларуси и прошел на прошлой неделе в компании Itransition, приняли участие представители ведущих белорусских ВУЗов, готовящих программистов, и учебного центра Itransition: декан факультета прикладной математики и информатики БГУ Павел Мандрик, декан механико-математического факультета БГУ Дмитрий Медведев, декан факультета компьютерных систем и сетей БГУИР Валерий Прытков, заведующий кафедрой интеллектуальных информационных технологий факультета информационных технологий и управления БГУИР Владимир Голенков, главный инженер компании Itransition Павел Лебедев и руководитель корпоративного учебного центра Itransition Юрий Анушкин.

Темы, поднимавшиеся на круглом столе, нельзя не назвать животрепещущими для белорусской ИТ-отрасли. Но, пожалуй, наиболее интересной стала та часть дискуссии, которая была посвящена переводу отечественной высшей школы на четырехлетние "рельсы". Представители ВУЗов смотрят на грядущую реформу с нескрываемой тревогой, поскольку она может лишить белорусскую ИТ-отрасль притока свежих высококвалифицированных кадров, которые будут способны конкурировать по уровню с западными разработчиками.

 

По мнению представителей ведущих белорусских ИТ-ВУЗов, Беларусь вряд ли в состоянии перейти сегодня на болонскую образовательную модель, поскольку предложенная Министерством образования система строится по принципу 2 + 2 (два года учебной подготовки и два года производственной практики), а не 4 + 2 (четыре года бакалавриата и два года магистратуры). Беларуси просто не хватит денег на реализацию системы 4 + 2, поэтому "лишние" два года студентов никто учить не будет. Вполне естественно, что подготовка специалиста, учившегося по 6-летней программе будет лучше, чем у учившегося по 4-летней.

В таких условиях особенно важной становится подготовка абитуриентов в профильных лицейских классах, которые могут взять на себя часть учебной программы младших курсов ВУЗов. К сожалению, из-за того, что сегодня руководство лучших школ часто стремится сделать их гимназиями, а в гимназиях нельзя организовывать профильные классы, и из-за этого ВУЗы, работая с учениками таких заведений, вынуждены работать "обходными путями": с помощью факультативов, курсов по выбору и т.п.

Конечно, сегодня, когда образование становится массовым, специалистов, которые разбираются во всём, не нужно много. Но ведь белорусская ИТ-отрасль сегодня конкурирует со странами, где оплата труда программиста намного меньше, чем у нас. Поэтому о ценовой конкуренции за западного заказчика речи уже идти не может, а конкуренции по качеству и уровню выполнения заказа при недостаточно квалифицированном персонале уже может не получиться. Не рубит ли Беларусь тот сук, на котором сама же и сидит?..

Впрочем, если смотреть на долговременную перспективу, и сама ИТ-отрасль отбирает лучшие кадры у науки, а значит, лишает страну надежды на значимые в мировом масштабе инновации, которые могли бы родить наши ученые. Почему так получается, объяснил Павел Лебедев: многие, кто хотел бы заниматься наукой, ощущают возможность самореализации в ИТ, при этом, в отличие от других отраслей, где можно заработать деньги, эта отрасль не кажется им скучной. А поскольку ИТ-индустрия предлагает, в отличие от науки, не только самореализацию, но и приличные деньги за неё, то выбор, естественно, складывается в её пользу.

Каков выход из сложившейся ситуации? По мнению собравшихся, ключевое понимание решения проблемы состоит в том, что само общество должно осознать свою ответственность за сферу образования. И если все перестанут жить одним днем и начнут смотреть хотя бы на несколько шагов вперед, то подобные проблемы разрешатся сами собой.

Вадим СТАНКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя batt

Если учить специальности, без левой бредятины - время хватит, и спецы будут нормальные, а, если сокращать именно профильные предметы - тогда действительно сокращение срока обучения во вред.

Вспомниете, много ли из того, чему вас учили  в ВУЗе вам пригодилось в работе? Мне так процентов 10. остальное можно выкинуть и дать больше знаний по профильному предмету. Например для прогеров  языки програмирования, математику и пр. увеличить время обучения в 2 раза, а другие предметы сократь до понятий или выкинуть совсем.

Лучше учить конкретно, более узко, зато классного спеца, чем  всему понемногу, но специалист получается никакой. 

 

Аватар пользователя mike

Вспомниете, много ли из того, чему вас учили  в ВУЗе вам пригодилось в работе? Мне так процентов 10.

А мне эдак 50-60. Возможно, раньше лучше учили?

Аватар пользователя batt

может раньше было и лучше...

Аватар пользователя Seth

"Каков выход из сложившейся ситуации? По мнению собравшихся, ключевое понимание решения проблемы состоит в том, что само общество должно осознать свою ответственность за сферу образования. И если все перестанут жить одним днем и начнут смотреть хотя бы на несколько шагов вперед, то подобные проблемы разрешатся сами собой."

   Причём сдесь общество? Вы про какое общество? Общество это кто? Решать проблемы могут только заинтересованные и мотивированные люди. А не общество. И тем более не министры, которые уже давно оторвались от реальности и не общество, которому есть дело только до собственного живота.

   ИТ компании в первую очередь должны поддерживать ВУЗы, давать возможность расти молодым дарованиям и потдерживать науку.  Должна появиться статья расходов - развитие науки. ИТ компания может взять на себя оплату зарплаты молодых учёных через гранты, размещение заказов в ВУЗах, беря ВУЗы в соисплнители своих проектов.  Есть и другие схемы, ВУЗы к этому приспособлены.  А сейчас  происходит высасывание из ВУЗов людских ресурсов. Через 5-10 лет некому будет готовить ИТ специалистов, т.к. профессура (сейчас им по 60-70 лет) вымрет, а заменить будет некем, т.к. все дружно рубят килобаксы... Ещё могу порассуждать, но времени нет...

  

  И ещё. Про 10%.  Основная задача ВУза научить человека учиться, а не обучить его как обезъянку парочке приёмчиков (за приёмчиками для обезъянок обращайтес в техникумы). Т.к. этот процесс можно осуществлять на примере разных сфер деятельности и появились специальности и напрвления в образовании.  Если человек уже умеет учиться, или не хочет этому учиться, то ему ВУЗ нужен только для корочки или как откос от армии... Инженер в переводе с латыни - думающая единица. К сожалению в ВУЗах это не вдалбливают с первого курса. 

Аватар пользователя mike

Причём сдесь общество? ... Могу порассуждать, но времени нет...

Какой занятый философ! Кстати, "здесь", "здание", "здоровье", "зги" пишутся с буквой "з". А за ВУЗы не опасайтесь. Там преподаёт не только "профессура". Привлекают и специалистов.

Аватар пользователя DA

Лучше учить конкретно, более узко, зато классного спеца, чем  всему понемногу, но специалист получается никакой. 

как же тяжело читать таких специалистов

>Вспомниете, много ли из того, чему вас учили  в ВУЗе вам пригодилось в работе? Мне так процентов 10. остальное можно выкинуть и дать больше знаний по профильному предмету. Например для прогеров  языки програмирования, математику и пр. увеличить время обучения в 2 раза, а другие предметы сократь до понятий или выкинуть совсем.

Математика прогеру НЕ нужна. И алгоритмы - типа сортировки - НЕ нужны.

4-ре года для прогера - это и так много. 2-года хватит. и КОДИТЬ И КОДИТЬ И КОДИТЬ....