Социальные сети начали превращаться в реальные деньги

На чем, в целом, держится рынок социальных сетей, что приносит компаниям основной доход и каковы его перспективы - попробуем разобраться в этой статье.


До - И ПОсле

Май нынешнего года стал историческим для социальных сетей. Сразу два портала, крупнейшая социальная сеть Китая Renren и самая популярная в мире социальная сеть для делового общения американская LinkedIn, разместили свои акции на фондовой бирже. Причем выход на IPO (от англ. Initial Public Offering - первоначальное публичное предложение акций компании на продажу неограниченному кругу лиц) можно назвать весьма успешным.

Первые дни торгов акциями "китайской Facebook", как называют Renren из-за схожести дизайна и функционала, на Нью-йоркской фондовой бирже принесли ее владельцам 743 млн долларов. Всю социальную сеть эксперты оценивают в 5,7 млрд долларов.

Перспективности Renren добавляет тот факт, что она является монополистом на громадном китайском рынке. Из-за жесткой цензуры в Китае нет доступа к Facebook и Twitter. На данный момент в Renren зарегистрировано 117 млн пользователей. За 2010 год компания заработала 77 млн долларов.

 

Спустя неделю после китайцев свои акции на бирже в Нью-Йорке выставил на продажу и заметный выходец из Кремниевой долины - LinkedIn. В ходе IPO LinkedIn разместила на бирже 7,8 млн своих акций по цене в 45 долларов за акцию, что значительно превысило ожидания аналитиков. Всего в рамках первичного публичного размещения компании удалось привлечь 352,8 млн долларов.

Общая же стоимость социальной сети для делового общения оценивается примерно в 4,5 млрд долларов. Это, по мнению финансовых экспертов, является впечатляющим показателем для данной компании, особенно принимая во внимание тот факт, что прибыль LinkedIn в прошлом году составила всего 15 млн долларов.


Перспективность в цене

Что же так привлекает инвесторов, готовых выкладывать миллионы долларов? Попытаемся разобраться, в чем же перспективность социальных сетей и на чем они уже сейчас способны зарабатывать.

По примеру различного рода СМИ, а социальные сети вполне можно считать дальним родственником информационных ресурсов, основной доход порталы получают от рекламы. Интернет-реклама при этом находится в значительно более выигрышном положении - она намного эффективнее, поскольку позволяет рекламировать товары, интересные конкретному потребителю. Подобная практика существует и на телевидении - например, во время трансляции футбольного матча рекламируется пиво, а не косметика. Но в Интернете это одно из самых важных условий.

Правда, в подобной схеме присутствуют и минусы. Ведь пользователь, который заходит на сайт социальной сети, в большинстве своем не заинтересован в потреблении товаров. На телевидении реклама прерывает телепередачи, поэтому у зрителя нет возможности продолжить просмотр, пропустив ее. В то же время на сайте пользователь может продолжать общение с друзьями, не обращая внимания на рекламу.

В целях увеличения эффективности рекламы в социальных сетях компании разрабатывают свой, по возможности уникальный инструментарий, чтобы их рекламное предложение стало направленным и привлекательным. Впрочем, не всегда проекты завершаются удачно.

Например, компания Facebook в 2007 году запустила специальную функцию "Маяк" (Facebook Beacon). Суть проекта заключалась в том, что соцсеть заключила с несколькими интернет-магазинами договор, согласно которому информация о том, что пользователь приобрел какой-либо товар в этом магазине, распространялась среди всех его друзей. Цели понятны: люди больше склонны доверять информации от своих друзей, чем простому рекламному сообщению. За это различные компании и платили Facebook.

Однако славное продвижение "Маяка" длилось недолго. Дело в том, что функция устанавливалась по умолчанию, и от нее нельзя было отказаться. Это многим пользователям показалось нарушением права на частную жизнь и договоров о конфиденциальности предоставляемой информации. На Facebook и интернет-магазины посыпались судебные иски за нарушение закона о конфиденциальности приобретений. В результате соцсеть была вынуждена сначала сделать согласие пользователя необходимым для включения функции "Маяк", а потом и вовсе отказаться от проекта.

Тем не менее, рекламные доходы крупнейшей в мире соцсети в 2010 году составили порядка 2 млрд долларов.

У другой американской сети, MySpace, стратегия несколько иная. Компания запустила систему HyperTargeting, собирающую информацию обо всех действиях пользователя на сайте. На основе этой и предоставляемой пользователем в профиле информации программа выбирает товар, который следует рекламировать конкретному потребителю с учетом его интересов. Запуск программы привел к существенному увеличению стоимости рекламы на MySpace, однако программа работает не идеально.

Еще одним, и едва ли не самым простым способом получить прибыль за счет огромной аудитории, является предоставление платных сервисов и функций. При этом существуют три основные стратегии привлечения пользователя к платному сервису. Зачастую компании начинают предоставлять новые, очень удобные функции по невысокой цене. В этом случае они создают новое предложение, от которого пользователь вряд ли откажется.

Иногда сервис или функцию, которые раньше были бесплатными, начинают предлагать за деньги. В этом случае компания сначала как бы "подсаживает" пользователя "на иглу", а потом предлагает ему заплатить некоторую сумму, чтобы не отказываться от привычки пользоваться некоторой функцией.

Самым необычным является предложение за деньги отключить некоторые "мешающие" функции портала. Подобную тактику, в частности, применяет российская сеть "Одноклассники", которая имеет платную услугу "Невидимка", позволяющую на 30 дней отключить сообщения о том, что пользователь находится в сети, и о том, какие страницы он посещает.

Опять же, с учетом того, что ведущие социальные сети обладают многомиллионной аудиторией, они активно занимаются пропагандой и лоббированием интересов определенных лиц. Создание сети со 100 млн пользователей стоит значительно дешевле, чем создание телеканала с такой же аудиторией. Поэтому уже сейчас социальные сети стали ареной политической борьбы - как внутренней, так и международной. Кандидаты на различных выборах создают свои страницы и группы, пытаясь привлечь как можно больше сторонников. К примеру, сейчас через Facebook активно начал свою вторую предвыборную кампанию Барак Обама.

Огромное поле для деятельности открывается также для лоббистов крупных компаний. Социальные сети предоставляют отличную возможность повлиять на общество, заставив требовать запрета конкурентного товара или поддерживать иные интересы компании. Учитывая, что расходы крупных компаний на лоббирование интересов зачастую превышают миллиард долларов в год, социальные сети получают свою существенную долю.

И все же главный ресурс, которым обладают социальные сети, - это базы данных о пользователях. Поэтому, как считают некоторые эксперты, получение прибыли сейчас не является приоритетным для социальных сетей.

"Компании готовы вкладывать деньги, чтобы собрать данные о как можно большем количестве пользователей", - заявил в интервью российской газете "ВЗГЛЯД" эксперт по тенденциям развития медиарынков и рынков высоких технологий, генеральный продюсер телеканала Russia.Ru Сергей ПИМЕНОВ.

По мнению Пименова, в современном мире информация является одним из самых дорогих товаров. "Компании готовы платить за информацию, и сейчас социальные сети проходят только первый этап - ее сбор, - уверен он. - Сейчас они не ищут прибыли, они пытаются нарастить будущий потенциал".

Пименов подчеркивает, что договоры о защите информации пользователя не закрывают доступ к ней другим компаниям. "Практически всегда в договор включен пункт, в котором сообщается, что базы данных передаются компании, купившей пакет акций социальной сети, чтобы она могла оказывать пользователям поддержку и улучшать сервисы. То есть компании достаточно купить 1% акций, и она получит доступ ко всей информации, которую сообщает про себя сам пользователь и его друзья", - пояснил он.


Пузырь может лопнуть?

Казалось бы, владельцам популярных порталов не о чем тревожиться. Их проекты приносят неплохой доход, а стоимость отдельных ресурсов и вовсе оценивается в заоблачные суммы. Однако недавний анализ, проведенный группой экспертов в США, выявил целый ряд подозрительных для социальных сетей тенденций.

Согласно данным, полученным экспертами на примере Facebook и нескольких других американских порталов, количество времени, которое пользователи проводят в социальных сетях, сократилось на 24%. Число активных пользователей, которые заходят на свою страницу не только для чтения новостей, но и совершают какие-то действия (отправляют сообщения, загружают фото и так далее), снизилось на 37%. Количество людей, которые заходят на свою страницу в социальной сети ежедневно, упало на 18%.

Результаты исследования любопытны. Правда, пока непонятно, временное это охлаждение любви пользователей к ресурсам подобного рода или длительный тренд. Тем более, если речь идет об американском рынке, где социальные сети работают заметно дольше, нежели в остальном мире.

В то же время уже в нынешнем году или в течение 2012 года со своими акциями на IPO должны выйти многие интернет-проекты. В первую очередь речь идет, конечно, о Facebook и Groupon. Эксперты рынка говорят о том, что по итогам торгов акциями сети Марка Цукерберга вся компания может быть оценена более чем в 100 млрд долларов. Groupon на этом фоне со своими возможными 25 млрд выглядит просто дешево. Стоимость Twiiter оценивается на данный момент примерно в 10 млрд долларов, "Вконтакте" - 1,5 млрд.

Хотя о конкретных цифрах и вовсе можно будет говорить только в момент размещения акций, так как здесь существует большая зависимость от общей ситуации в мировой экономике. Некоторые игроки рынка, в частности, российский миллиардер, акционер Facebook Алишер Усманов, начали осторожнее относиться к инвестициям в интернет-компании, так как их оценки "могли достичь пика". "Инвестиции в Интернет становятся менее прибыльными, чем два-три года назад, когда мы начинали вкладывать деньги в стартапы", - заявил Усманов агентству Bloomberg.

Так что вероятность того, что интернет-пузырь может лопнуть и больно ударить по многим, все же велика. Но как оно сложится на самом деле - покажет только время.

Евгений ВАРАКСА

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также