Три поколения в третьем измерении

Можно ли назвать авиасимулятор авиасимулятором, если играть на нем приходится без джойстика? Ответ на данный вопрос будет зависеть, в основном, от наличия у вас этого игрового манипулятора. Тот, кто пару лет пролетал на Comanche с клавиатурой, вряд ли согласится с мнением единожды попробовавшего летать даже с самым простейшим, но все же добротным джойстиком. А ведь это так естественно - тянешь на себя рукоятку и с легкостью, подобно птице, взмываешь к невиданным высотам.

Конечно, использование джойстиков в летных симуляторах - обязательное условие для достижения максимальной реалистичности полета. Никакая клавиатура, мышь или геймпад не заменят естественность перемещения в трехмерном пространстве с помощью джойстика. Но и тут есть свои нюансы: джойстики имеют большую предрасположенность к изнашиванию, поэтому дешевые манипуляторы из-за расшатывания механизма могут в течение двух-трех месяцев потерять свою былую точность позиционирования, а полеты будут превращены в борьбу за удержание стабильности высоты и направления. Из-за пыли загрязняются рабочие поверхности переменных резисторов, а это может придать перемещениям некоторую дискретность.

Описывать и рекомендовать для приобретения дорогие, проверенные временем устройства от "законодателей мод" в мире джойстиков я не стану. Манипуляторы от компаний ThrustMaster, CH Products и Advanced Gravis имеют хорошую поддержку в играх и за свои выдающиеся характеристики получили немало призов, учрежденных периодическими изданиями, и положительных откликов специалистов летного дела (конструкторов боевых самолетов и летчиков). Про эти джойстики написано море статей и, конечно же, этим устройствам были посвящены многие обзоры. Поэтому речь сейчас пойдет о наиболее важных шагах в развитии функциональных возможностей аналоговых джойстиков. Для примера выбрана линейка джойстиков, производимая компанией Trust Computer Products. Очень похоже на Thrustmaster, но все же удар и доверие (дословный перевод) - разные понятия.


Самый простой, но самый удобный

Функционально любой джойстик должен позволять перемещаться по двум степеням свободы (наклон вправо-влево, вперед-назад или вверх-вниз) и иметь две кнопки (основное оружие и дополнительное). Раньше, во времена процветания аркадных стрелялок, этого было вполне достаточно. Но с течением времени игры стали сложнее, оружия стало больше. В общем, к двум кнопкам добавились еще две и переключатель, позволяющий заменить многократное нажатие на курок автоматической стрельбой очередями с помощью одного нажатия и удержания кнопки.

 

Именно такой минимальный набор необходимых функциональных возможностей представлен в джойстике Predator Lite. Манипулятор очень легкий. В связи с этим тотчас же появились опасения возможной ненадежности крепления джойстика к поверхности стола. Но пружины, стабилизирующие центральное положение, как оказалось, очень податливы, поэтому проблема с постоянно отрывающимися присосками не наблюдалась. К сожалению, большинство джойстиков рассчитано на управление правой рукой. Этого недостатка лишен Predator Lite. Благодаря своему симметричной форме, и левши и правши смогут в полной мере насладиться полетом независимо от того, с какой стороны от клавиатуры расположен джойстик. Напрашивается один вывод: Predator Lite предназначен для ненакачанной армрестлингом руки начинающего летчика-левши.

Теперь о кнопках. Их, как упоминалось выше, четыре. Вдобавок - еще один переключатель режима огня. Курок и центральная кнопка при установке переключателя режима огня в положение "ON", когда вы постоянно держите кнопки в нажатом состоянии, генерируют чередующиеся нажатия.

На поверхности базы расположены два колесика. Это - trim-калибраторы, которые предназначены для точной настройки центрального положения джойстика.

В целом Predator Lite - неплохая модель для начинающих. Да и цена вполне приемлема ($20). Специалистам в области полетов на авиасимуляторах я все же предлагаю обратить внимание на более совершенные модели как в функциональном, так и в эргономическом плане.


Начало трастмастерства

Что ни говори, а ведь компания ThrustMaster сделала достаточно много для того, чтобы ее именем называли все манипуляторы с "HAT-switch" или, если выражаться по-русски, с переключателем видов. Это функциональное расширение возможностей джойстика внешне представляет собой еще один небольшой джойстик, расположенный на верхушке рукоятки манипулятора. Предназначается он для поворота головы или перемещения прицела. В отличие от основного джойстика, HAT-switch, как правило, имеет четыре или восемь фиксированных положений. Им нельзя плавно изменять угол поворота головы: смотреть можно в четырех или восьми направлениях. Этого вполне достаточно, так как, если бы переключатель видов имел такое же плавное позиционирование, как и сама рукоятка джойстика, большому пальцу пришлось бы точнее и, соответственно, с большим напряжением управлять его положением.

Predator Pro - типичный представитель ThrustMaster-совместимых джойстиков. Эта совместимость позволяет при инсталлировании джойстика в панели управления Windows 95/98 выбирать драйвер "Thrustmaster Flight Control System", а для русской версии - "Система управления полетом Thrustmaster". В опциях самих игр аналогично - выбираете Thrustmaster или словосочетание с этим величественным для каждого геймера названием и вперед на охоту за ненавистными врагами, не беспокоясь о бесполезности наличия тех или иных дополнительных функциональных возможностей.


Перемещение по четырем степеням свободы

Трехмерное пространство подразумевает перемещение в шести направлениях: вверх-вниз, вправо-влево и вперед-назад. Для полной 3D-ориентации нужно добавить повороты вверх-вниз и вправо-влево. Обычно для этих целей используется клавиатура. Это крайне неудобно, особенно когда летать приходится на симуляторах машин будущего типа Descent или Forsaken. Функцию управления ускорением (Throttle control) возлагают на клавиатуру, т. к. джойстик используется для поворотов вверх-вниз и вправо-влево. О постоянном значении скорости в таком случае речь вести нельзя: вы либо перемещаетесь, либо стоите на месте.

Джойстики более высокого класса рассмотренных выше моделей снабжаются дополнительным переменным резистором, который выполняет функцию управления скоростью перемещения. Ручка или колесо такого throttle-контроллера чаще всего располагается в левой части базы джойстика. При наличии возможности плавного регулирования скорости движения вы всегда сможете в прямом смысле слова подкрасться к врагу, выполнить миссию, а уж потом на полном ходу скрыться. Существует даже класс отдельных throttle-контроллеров. Они работают совместно с джойстиком и за счет наличия дополнительных кнопок в значительной степени расширяют функциональные возможности манипулятора.

Производители джойстиков решили не ограничиваться только реализацией в своих устройствах дополнительной возможности плавной регулировки скорости. Они пошли дальше: стали размещать на базах своих манипуляторов колеса, выполняющие роль руля (Rudder control). А, например, специалисты Microsoft доверили выполнять эту функцию той же рукоятке, которая уже и так принимает участие в перемещении по двум осям координат. Рукоятку джойстика SideWinder можно не только наклонять вправо-влево, вперед-назад, но и вращать вокруг своей оси. В результате можно набирать высоту, отклоняться вправо-влево и при необходимости той же рукояткой разворачиваться по горизонтали. Эту прекрасную возможность полного задействования рукоятки положительно не оценили лишь знатные летчики с большим стажем. Конечно, при резком отклонении в сторону можно непроизвольно повернуть рукоятку вокруг своей оси и тотчас же развернуться к противнику легко уязвимым боком. Но это дело привычки. Кто способен переучиться, будет с легкостью маневрировать, используя все доступные рукоятке функции.

Как плавная регулировка скорости, так и встроенная в рукоятку функция руля реализованы в джойстике Predator Pro 3D. По форме и внешнему виду он совершенно идентичен Predator Pro, только вот база Predator Pro 3D значительно утяжелена для достижения более надежного крепления к столу. Уникальный в своем роде, но почему-то ограниченно документированный переключатель "TM-CH" предназначен, как указано в руководстве пользователя, для совместимости с играми для Windows 3.1Х и DOS. На самом деле все намного интереснее и полезнее. Переключатель "TM-CH" предназначен для совместимости расширенными режимами управления переключателем видов и Throttle-Rudder функциями джойстиков всемирно известных компаний ThrustMaster и CH Products. Сокращения "TM-CH" сами говорят об этом: хотите полную совместимость с ThrustMaster - выбирайте "TM", а хотите CH Products - "CH".


Заключение

Поэтапное развитие аналоговых джойстиков привело к тому, что сегодня с помощью этих уже достаточно сложных манипуляторов игрок в состоянии полностью погрузиться в виртуальный полет и отказаться от использования клавиатуры как средства для выполнения игровых функций. Джойстик для того и предназначен, чтобы играть, а клавиатуру лучше оставьте для кого-нибудь другого.

Дальнейшие шаги развития технологий, используемых в джойстиках, привели к замене аналоговых переменных резисторов оптико-цифровыми, что положительно сказалось на долговечности манипуляторов и точности позиционирования. Технология Force Feedback (в переводе - обратная силовая связь) получила широкое развитие во второй половине 90-х, но программно была реализована только с выходом в свет DirectX 5.0 для Windows 95. Пока интерфейс обратной силовой связи - I-Force 2.0 - поддерживается небольшим количеством производимых манипуляторов. То, что за ними будущее джойстиков - нет сомнения. Но об этом в следующий раз.

Дмитрий КОЖУРО,
Dm.Kozhuro@usa.net
pb8268@solo.belsonet.net
www.kv.minsk.by/has/

Джойстики Predator Lite/Pro/Pro 3D вы можете приобрести в компьютерном отделе ООО "UniSatel" (тел. 221-43-58). Компакт-диски с играми предоставлены фирмой "ГВиН - Компьютер".

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

03 за 1999 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!