Флейм: классика сетевых войн

"Когда мне бросают вызов, это на самом деле значит, что они хотят говорить со мной, и, приняв вызов, я таким образом веду с ними диалог"

(с) Пауло Коэльо

Любой человек, которому доводилось общаться в интернете, рано или поздно (чаще рано) сталкивается с таким явлением, как "флейм" (от английского "вспышка"). Чаще всего это разовый немотивированный "наезд", скажем, в чате, но бывает, что в Сети разворачиваются целые flame wars - обычно в различных форумах или конференциях. С точки зрения одних, флеймы - это издержки сетевого общения, для других - это вид развлечения или игры, но для многих - способ психологически самоутвердиться.

Со вспышками немотивированной агрессивности сталкивается любой посетитель чатов, участник веб-форумов и частый автор гостевых книг. Однако исторически флеймы намного старше самой WWW - изначально "флеймом" (flame) именовалось электронное письмо или сообщение в конференции Usenet, имеющее целью оскорбить, упрекнуть или спровоцировать адресата. Флеймом называют также сам акт посылки такого сообщения. Если адресат или другие читатели конференции отвечают на провокацию в той же манере, начинается "война флеймов" (flame war), состоящая в перестрелке оскорблениями и упреками. Считается, что эти термины возникли в начале 70-х в США, одновременно с развитием компьютерных сетей.

По мнению психологов, само появление флеймов связано с необходимостью психологической разгрузки и наличием у каждого человека большого количества фрустрированных, подавленных эмоций, которые зачастую выходят из-под контроля именно во время виртуального общения в онлайне. Почему в онлайне? Все достаточно просто: намного сложнее устраивать публичный скандал в ходе непосредственного общения с человеком, так сказать, тет-а-тет, когда ты его видишь и слышишь. Тут срабатывают психологические барьеры и простой инстинкт самосохранения. Но именно эти барьеры снимаются при общении в Сети, которая сама по себе создает некую обоюдную анонимность.

Сразу, думаю, следует оговориться: нужно четко различать именно разовые вспышки агрессивности при сетевом общении и наличие в интернете "виртуальных хамов" - "флеймеров", людей, которые постоянно находятся в состоянии войны со всем миром. Устраивать в Сети публичные скандалы для них - навязчивая психологическая потребность. Интересно, что многие талантливые флеймеры, ведущие себя весьма агрессивно и хорошо владеющие словом, в "реальной" жизни оказываются весьма блеклыми личностями, без каких-либо выдающихся талантов, а зачастую еще и косноязычными. Все-таки интернет обладает некой загадочной способностью в корне преображать людей...

 

Конечно, "наехать" на кого-либо можно и в частной переписке, но все же e-mail и ICQ для "перестрелок" используется очень редко. Во-первых, после одного-двух кругов взаимных оскорблений одна из сторон попросту перестает отвечать. Во-вторых, любому флеймеру нужны зрители, публика (иначе он не получит морального удовлетворения), и именно поэтому для него форумы и чаты выглядят заметно более привлекательными. Кроме того, когда в перестрелку включаются другие любители наездов и начинается всеобщая свалка, флеймер-инициатор может пропустить две-три аргументированные публикации противника, выжидая, когда тот, наконец, что-нибудь ляпнет, и можно будет ударить его наверняка.

Есть и более тонкий метод ведения flame war - злонамеренное стравливание людей друг с другом. Один из интернет-журналистов метко заметил по этому поводу: "Не удивляйтесь, если узнаете, что человек, кричащий в конференциях о превосходстве армян над азербайджанцами, сам по национальности эскимос. Чтобы раздуть громкую войну, достаточно просто поддакнуть в нужном месте и в нужное время, а затем сидеть и наслаждаться побоищем в качестве простого зрителя".

Учитывая, что практически каждый интернетчик рано или поздно оказывается втянутым в ту или иную войну флеймов или становится объектом атаки опытного флеймера, имеет, наверное, смысл дать несколько общих советов. Первое: никогда не воспринимайте сетевые оскорбления всерьез. Мне доводилось встречать множество людей, которые, будучи новичками в Сети, не спали ночами, получив пару-тройку талантливо написанных персональных оскорблений ("Ну за что они меня так ненавидят?!"). Так что определенная психологическая устойчивость просто необходима. Второе: чтобы вообще участвовать в сетевой перепалке, необходимо достаточно талантливо владеть языком. Так что если в школе сочинения вы писали не на "пятерки", то в войны флеймов лучше не лезьте - раздавят и не заметят. Третье: если уж ввязываетесь во flame war, то позаботьтесь о должном уровне анонимности (все флеймеры всегда работают под псевдонимами). Лучше всего - создайте себе виртуальную личность. Четвертое: овладейте основами психологии общения. Стоит заглянуть в пособия по ораторскому искусству и искусству ведения спора (особенно в духе "Анти-Карнеги" Шострома Эверетта), что сильно экономит время: чем мучиться и придумывать, легче почерпнуть готовые сентенции. Пятое: лучший способ избежать втягивания в войну флеймов (особенно если мало опыта) - это просто не реагировать на атаки. Скажем, в чате полностью игнорировать чьи-то выпады лично против вас, сделав вид, что нахала просто не существует, и продолжая общаться с другими. Как правило, после трех-четырех безответных выпадов флеймер просто переключается на другую жертву. Ну и последнее: ни в коем случае не пытайтесь "договориться о мире" с нападающим в приватном порядке - скажем, по e-mail. Будьте уверены: он тотчас же опубликует ваше письмо, да еще и с самыми язвительными комментариями.

А вот, кстати, и более конкретный совет, как-то опубликованный одним опытным флеймером: "Никогда ничего не доказывайте. Всегда только утверждайте. Цитируйте только то, что может пойти вам на пользу. Никогда не выказывайте раздражения в своих статьях, что бы ни написали ваши враги. Это только вызовет ликование у противника. Всегда сохраняйте копии своих статей. Через некоторое время (скажем, через год) вы обнаружите, что легче послать слегка измененную старую статью, чем сочинить новую".

И напоследок: всегда помните, что, по большому счету, есть у флейма и другой аспект, который часто упускают из виду - само желание общения, акта коммуникации. А уже как вы используете понимание этого факта, зависит только от вас.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

07 за 2004 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Бушуй24
Статья понравилась. Добавить практически нечего. Единственно не хотелось бы обойти вниманием перспективы сего способа общения.

Мне кажется, что с развитием (если не появлением) сетевой культуры флейм, по меньшей мере, перестанет быть столь ярко выраженным явлением. И дело даже не в уменьшении степени анонимности - уже сейчас технически несложно указывать "происхождение" респондента с точностью до страны. Форумы, в которых "сражались" флеймеры без поддержки широкой публики, представляют уже сейчас жалкое зрелище.

Аватар пользователя Rembo II
Очень интересная статья! =)
Аватар пользователя Ф. И. Отчество
"есть у флейма и другой аспект, который часто упускают из виду - само желание общения, акта коммуникации. А уже как вы используете понимание этого факта, зависит только от вас." (из статьи)

"уже сейчас технически несложно указывать "происхождение" респондента с точностью до страны" (Бушуй24)

Какой там страны?! Rembo II(Профессиональный флеймер) узнаёт с точностью до телефона. Затем он использует понимание этого факта так. В порядке совершения акта коммуникации. Звонит и вызывает на улицу пиписками меряться. Если там девки из фирмы, то с ними он не меряется пиписками, как истинный жентельмен, а стучит их начальнику, что они его, любимого, на форуме забижали в ихнее рабочее время. Да, очень интересная статья. Но написана она про рафинированных, идеальных, потемкинских флеймеров. Реальные же флеймеры, называющие себя профессиональными, представляют из себя жалкое зрелище. Тем паче - в реальной жизни. Решпект:)

Аватар пользователя унутраны голас
рембо берет своей невменяемостью. флеймер с него фуевый.