Внутренности Цивилизации

После месяца непрерывной игры в Sid Meier's Civilization IV я решил сделать перерыв и первым делом, наконец-то, помылся. Потом я побрился, постригся и поел. Удовлетворив все потребности организма, спешу поделиться с моими дорогими читателями некоторыми наблюдениями.


Тормоза и Глюки

Сначала надо разобраться с производительностью игры. К сожалению, разработчики как всегда поспешили выпустить сырой код, и игроки столкнулись с большим количеством глюков и жестокими тормозами. Поэтому вам в обязательном порядке необходимо скачать и установить почти 45 мегайбайт патча версии 1.52 (civfanatics.net/downloads/civ4/patch/v152PATCHREL.exe). Сразу обрадую всех владельцев пиратских версий игры - патч поставить удастся, но для этого придется устраивать своеобразные пляски с бубном.

Итак, после установки "заплатки" игра начнет загружаться намного быстрее, исчезнут досадные глюки (у меня, например, отказывались отображаться "молоточки" (производство) и "монетки" (доход), была видна только еда), анимация будет более плавной и т.д. Кроме того, я настоятельно рекомендую установить так называемый PatchByHarkonnen (forums.civfanatics.com/showthread.php?t=146309).

Бонус: дополнение заставляет игру нормально расходовать память, благодаря чему "Цивилизация" будет тормозить значительно меньше. Особенно заметно улучшение на более мощных системах.

 

Уточню, PatchByHarkonnen свободно устанавливается и на 1.00, и на 1.09, и на 1.52 версию игры. Естественно, для маломощных компьютеров желательно в настройках выключить спецэффекты и поставить качество графики на low.


Опиум для народа

С техническими проблемами разобрались, давайте теперь все-таки поиграем.

Для меня самым интересным, ожидаемым и понравившимся новшеством стала религия. Почему-то многие игроки возмущены тем, что все семь религий полностью идентичны друг другу. Сами же разработчики вот что заявляют по этому поводу: "В игре семь религий - тестирование показало, что именно такое число замечательно подходит для геймплея. Мы не собираемся отдавать предпочтение какой либо определенной религии, потому что мы разработчики, а не теологи". Уточню, открытие одной из технологий дает доступ к каждой из семи религий: Meditation - Buddhism; Polytheism - Hinduism; Monotheism - Judaism; Code of Laws - Confucianism; Theology - Christianity; Philosophy - Taoism; Divine Right - Islam.

Конечно, у каждого свой стиль игры, но на высоких уровнях сложности без национальной религии победить попросту невозможно. Именно поэтому желательно открыть какую-нибудь религию (и не одну, чем больше - тем лучше) первым, чтобы заполучить у себя святой город, ведь только в святом городе можно построить святилище (единственное и уникальное для каждой религии). Кроме того, вы сможете быстрее распространить религию по своей империи и к соседям. Распространять религию можно двумя путями: во-первых, она сама будет расползаться из святого города по дорогам и рекам. Храмы, монастыри и соборы увеличат скорость такого распространения так же, как и религиозные Цивики (Civics - читайте ниже). Во-вторых, религию можно распространять миссионерами. Причем при открытии Таоизма, Конфуцианства, Христианства и Ислама один миссионер данной религии вам будет выдан бесплатно.

А распространять религию надо обязательно! Особенно на соседей. Во-первых, именно религия больше всего влияет на дипломатию. Если у вас одинаковая религия с другим государством, то глава этого государства будет относиться к вам от +4 до +6, и от -4 до -6, если разные религии. Ни один другой фактор так сильно не влияет на отношения между государствами. Если вы собираетесь побеждать дипломатией, то без поддержки двух-трех (а то и больше!) наций вам не обойтись. Когда вы построите в святом городе святилище, то любой город, в котором появится эта религия, будет приносить в вашу казну по одному золотому за ход. Даже города других империй! Согласитесь, существенная прибавка в казну. Причем золотой берется не из доходов соперника, а даруется всемогущим провидением.

Бонус: при отправке миссионеров "за границу" вы сможете видеть, что творится в чужих городах, а также вокруг на одну клетку.

Теоретически в городе могут оказаться все семь религий. Поначалу я пугался того, что конкурент распространяет свою религию по моим городам. Однако оказалось, что от большего количества религий намного больше пользы, чем вреда. По большому счету, не важно, что соперник видит окрестности вашего города. Давайте смотреть правде в глаза - компьютер и без этих ухищрений знает абсолютно все о вашем государстве. Зато с каждой новой религией в городе можно построить в два, три, четыре и так далее раза больше религиозных зданий, которые в такой же прогрессии будут приносить больше полезных бонусов. Да и некоторые цивики (о которых ниже) дают больше бонусов при большем количестве религий. Отсюда следует, что надо стремиться открыть как можно больше религий первым.

Во-первых, тогда вы сами сможете распространять их по своим городам, а не ждать, пока до вас доберутся миссионеры соседей.

Во-вторых, у вас будет два или больше святых городов, в которых можно будет построить святилища и получать еще больше культурных и экономических бонусов, описанных выше. При открытии нового культа святым городом станет тот, в котором больше нет никакой другой религии.

В-третьих, таким образом вы не дадите другим игрокам получить святой город и начать распространять новоприобретенную религию на свой народ, что сделает ее национальной и вы потеряете потенциального союзника. Лучше заграбастать все себе :).

Без восхваления Бога вы не сможете построить ни одного религиозного сооружения. Храм (temple) - дает одного счастливого жителя и одно очко культуры за ход, также появляется возможность сделать одного жителя священником. Монастырь (monastery) - +10% на науку в городе и 2 очка культуры за ход. Собор (cathedrals) и уже упоминавшиеся святилища (shrines). С храмами и монастырями все понятно - прибывая в одной вере, можно построить только один храм и монастырь в каждом городе. А вот с соборами разработчики поступили интереснее. Отмечу, что для каждой религии собор имеет свое название, хотя влияние совершенно одинаково. Например, в исламе - мечеть (mosques), в иудаизме - синагога (synagogues) и т.д. Так вот, собор можно построить, только имея три храма этой религии. Например, если у вас восемь христианских храмов, вы сможете построить только два кафедральных собора (cathedrals).

Бонус: собор на 50% увеличивает прирост культуры в городе и дает два золотых за ход. В общем же, по умолчанию, все ваши города с государственной религией получают по одному счастливому жителю и одному очку культуры на каждый ход.

Стоит отдельно поговорить о религиозных цивиках (Religious Civics), которые определяют влияние религии на вашу страну. Их пять: Paganism - по умолчанию первая религиозная система, при которой придется жить вашему государству. Никаких бонусов она не дает, кроме тех, что определены по умолчанию.

Как только вы открыли Monotheism, рекомендую сразу устанавливать в стране Organized Religion, если, конечно, у вас уже есть национальная религия, иначе смысла в революции нет. Несмотря на высокий уровень содержания (то есть казна будет тратить больше денег на поддержку такого религиозного строя), выгода от введения Organized Religion очевидна - все здания в городах с государственной религией будут строиться на 25% быстрее, а миссионеров можно нанимать без предварительной постройки монастыря (при всех остальных религиозных цивиках миссионеры создаются только в городах, где уже построены монастыри). Однако при таком строе рекомендую как можно скорее распространить государственную религию на все ваши города, иначе стоимость содержания нивелирует бонусы.

При открытии Theology можно сменить религиозный строй на Theocracy, однако я советую это делать, только если вы воюете или готовитесь к войне. Потому что бонусы сугубо милитаристские: каждый новый военный юнит будет получать 2 очка опыта, кроме того, другие игроки не могут распространять в ваших городах свои религии.

В середине игры, когда вы откроете Philosophy, стоит сменить строй на Pacifism. Во-первых, из казны не будут уходить средства на поддержку этого строя, во-вторых, скорость рождения великих людей вырастет на 100%. Однако вы должны быть уверены, что в ближайшее время вам не грозит война, т.к. будет взиматься дополнительно одна монета за каждый военный юнит!

И для скорейшего окончания игры дипломатической, культурной или космической победой замечательно подходит последний религиозный строй - Free Religion (при открытии Liberalism). Несмотря на то, что в стране больше не будет национальной религии, бонусы от одного дополнительно счастливого жителя в каждом городе за каждую религию (обратите внимание - за КАЖДУЮ! То есть если у вас в городе семь религий, вы получите сразу и семь счастливых жителей - это еще один аргумент в пользу распространения нескольких религий по вашей стране) и +10% на науку в каждом городе компенсируют этот недостаток. Ваше государство резко устремляется вперед по дереву технологий.

Итак, я для вас подробно разобрал религиозные мотивы этой игры. Если вам интересны и другие возможности, оставляйте свои комментарии и пишите письма, возможно, будет опубликовано продолжение.

Алексей ХАЛЕЦКИЙ,
synth@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

52 за 2005 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Инкогнито
Спасибо. Очень интересная и полезная информация.
Аватар пользователя Caesar800
Не хрена не устанавливается патч v152PATCHREL, пишет, что отсутствует сама игра Цивилизация 4. Во как!
Аватар пользователя Инкогнито
такая же херня