Безграничная фантазия

История игры Final Fantasy

Final Fantasy - сегодня это признанная королева жанра JRPG. Невероятно закрученные сюжеты, выстроенные на драме и эмоциях, "живые" персонажи, которым сопереживаешь, волшебная музыка, шикарные, отменно продуманные миры, проработанные до самых мелких деталей - все это игры серии Final Fantasy. Недаром их сравнивают со сказками - это не боевики, это, прежде всего, интересные истории, за которыми хочется проводить много времени, забывая про еду и сон. И когда такие истории заканчиваются, всегда немного жаль и хочется продолжения.


Восьмибитные сказки

Сегодня Final Fantasy - настоящая мультимедийная империя, в которую входят десятки игр на самых разных платформах, полнометражные мультфильмы и мультсериалы, а также различная сопутствующая продукция вроде литературных произведений и дисков с саундтреками. Однако двадцать три года назад перспективы у Final Fantasy были совсем не радужными. Создатель игры, японская компания Square Co. Ltd находилась буквально на грани банкротства. Уже самим названием проекта - Final Fantasy ("Последняя фантазия") - разработчики словно говорили геймерам: "Прощайте, мы уходим из игродельческого бизнеса, а эта игрушка - наш последний подарок вам". И по иронии судьбы именно "Последней фантазии" суждено было стать великим хитом, той самой игрой, что вытянула Square Co. Ltd из паутины долгов.

По сегодняшним меркам первый проект в серии Final Fantasy, появившийся на свет в Японии на восьмибитной приставке Nintendo Famicom Disk System, выглядит жалко. Но в 1987 году игра была настоящим откровением. Все те главные достоинства, которыми сериал завоевывает сердца геймеров и по сей день, очень ярко проявились уже в самой первой игре. Ориентиром для подражания создатели "Последней фантазии" выбрали игрушку Dragon Quest от Enix. Однако игра от Square превосходила первопроходца в жанре JRPG по всем статьям. Особенно стоит выделить сюжет. Четверо героев, пока что безымянных, совершают подвиги в некоем волшебном царстве-государстве. Сначала - легенькие задания, потом более серьезные, а в финале приходится и вовсе бороться с глобальной угрозой. Интересная история дополнялась пошаговыми битвами, красивым сказочным миром, а также традиционными для RPG классами персонажей.

 

Первая игра стала безоговорочным хитом, и Square Co. Ltd сообразила, что нужно ковать железо, пока горячо. В 1988 году в продажу поступила Final Fantasy II, закрепившая успех сериала. Характеры главных героев стали более проработанными, а сами персонажи обзавелись именами и характерам. А еще именно в этой игре впервые появились желтые птицы чокобо, которые впоследствии стали неотъемлемой составляющей мира Final Fantasy. А вот геймплей значительно упростился - наверное, кто-то из поклонников сериала был за это благодарен, другие же, наоборот, встретили эти упрощения с негодованием. "Восьмибитный" период в истории серии завершается игрой Final Fantasy III (1990). Этот проект притащил во вселенную "профессии" для персонажей, которые можно было развивать, "прокачивать" по мере прохождения игры.

Впоследствии игры "восьмибитного" периода Final Fantasy неоднократно переиздавались на различных портативных и домашних консолях.


Final Fantasy на Super Nintendo

Final Fantasy IV (1991) открыла новую страницу в истории теперь уже знаменитой игровой линейки. Игра переехала на более мощную консоль Super Nintendo Entertainment System, естественно, параллельно сильно улучшились графика и музыкальное сопровождение. Как и Final Fantasy II, первая 16-битная "фантазия" выделяется тщательно проработанными характерами персонажей. Немного изменилась боевая система, в нее были добавлены элементы битв в реальном времени. А еще в Final Fantasy IV присутствует парочка приятных сюрпризов для наших соотечественников: существа, "позаимствованные" из славянской мифологии, - леший и домовой.

Эксперименты продолжились в Final Fantasy V (1992) - здесь разработчики уже сделали акцент на проработку геймплея. Пять главных героев, противостояние новому Абсолютному Злу - Пустоте, а также три больших игровых мира и доведенная до ума система профессий из Final Fantasy III - вот на что делалась ставка при создании новой игры сериала. Несмотря на то, что Square пекла Final Fantasy, точно горячие пирожки (каждый год выходила новая игра), ей, тем не менее, удавалось раз за разом выдавать на-гора очень качественные проекты. И хотя западные геймеры приняли проект достаточно прохладно, в Японии игрушка разошлась тиражом почти в 2,5 млн копий. А в 1994 году был снят даже аниме-сиквел к этой игре, небольшой мультсериал, получивший название Final Fantasy: Legend of Crystals.

Final Fantasy VI, которая появилась на свет в 1994 году на все той же Super Nintendo, на тот момент являлась венцом развития сериала. До сих пор многие игроки считают ее самой лучшей JRPG на этой платформе. Кроме того, и в сериале Final Fantasy шестая часть считается одной из самых красивых жемчужин, из тех, которыми серия по праву может гордиться. Одна из главных особенностей этой игры - ее глубокий психологизм, и очень серьезные проблемы, которые ставятся во время прохождения перед героями. Другими козырями были по обыкновению великолепный сюжет и замечательная музыка. Казалось, что теперь все идеально, что лучше уже некуда. Однако уже в следующей своей игре Square доказала, что сериалу еще есть куда расти.


Новый прорыв - Final Fantasy на Sony PlayStation

С наступлением 1997 года сериал переехал на "основную" платформу - консоль Sony PlayStation. Приставка располагала мощностями, значительно превосходившими потенциал старушки Super Nintendo. Открывшиеся возможности кружили головы разработчикам. Так стоит ли удивляться, что Final Fantasy VII легко заткнула за пояс все игры прославленной серии, появлявшиеся на свет до нее?

Square доказала, что три года "молчания" не прошли для нее даром. Разместившаяся аж на трех CD, игра ошеломляла геймеров невиданными по тем временам графическими красотами и чудесной, в который раз самобытной и оригинальной игровой вселенной, выстроенной на стыке технических и магических наук. Многие относят игру к жанру киберпанк - для Final Fantasy это очень серьезная похвала. Красочный волшебный мир в порядке эксперимента было решено превратить в мрачную технологичную сказку - и в результате на свет появилась Final Fantasy VII, пожалуй, лучшая на сегодняшний день игра сериала. Не удивительно, что поклонники до сих пор умоляют Square выпустить римейк FFVII на современных консолях - и сейчас разработчики, по их словам, весьма серьезно задумались над этой идеей.

Однако к делам дней сегодняшних мы еще непременно вернемся. Пока же обратим внимание на 1999 год - время появления в продаже Final Fantasy VIII. Эта игра уже не стала таким великолепным хитом, каким была предыдущая часть, однако она достаточно хорошо продавалась. Именно этот проект вывел на первый план (впервые в серии, кстати) романтическую линию. "Первым делом самолеты, ну а девушки - потом", - это сказано про предыдущие игры, однако явно не про FFVIII, где романтические отношения персонажей являются, кажется, самой важной вещью на свете.

В 2000 году, на рубеже тысячелетий, выходит новая игра. Final Fantasy IX закрывает период Sony PlayStation в истории известной JRPG. Игра стала эдаким подарком для любителей самых первых Final Fantasy - разработчики подготовили им прекрасную прогулку в прошлое, разместившуюся на четырех дисках. Волшебный мир, красочные декорации, увлекательная история о борьбе добра и зла - все как в старой доброй классике. А что еще нужно поклоннику JRPG для полного счастья?

Новое тысячелетие принесло и переезд на новую платформу. Впереди была PlayStation 2 с ее невероятными технологическими возможностями.


Красивые сказки

Final Fantasy X (2001), созданная для консоли PlayStation 2, вместе со своим выходом в очередной раз лишила фанатов дара речи - в игру пришло полное 3D! Очередная революция по традиции сопровождалась прекрасным сюжетом, поданным весьма оригинально - о приключениях главного героя мы узнавали через его воспоминания. Тидус, герой игры, попадает в чуждый ему мир, где знакомится с девушкой Юной. Кстати, "десятка" - единственная номерная игра в сериале, которая имеет прямое продолжение - речь идет о Final Fantasy X-2 (2003), в которой уже девушка Юна отправляется на поиски Тидуса. В главных героинях на этот раз ходили целых три девушки - собственно, Юна, Рикку и Пэйн. Разумеется, сами игры сделаны, как обычно, весьма достойно - переход на новую платформу в очередной раз прошел успешно.

Final Fantasy XI, появившаяся в магазинах в 2002 году, устроила очередную (которую уже по счету?) локальную революцию. На этот раз Square Enix представила поклонникам "Последней фантазии" онлайновую RPG. Одиннадцатый проект сериала ориентирован на игру в составе команды - того и следовало ожидать от JRPG, в которой с врагами обычно сражаются партии героев. Кроме того, в этой игре впервые в серии отсутствовал отдельный экран для сражений - битвы с врагами происходили там же, где герои впервые столкнулись с монстрами.

Похожим образом бои были организованы и в Final Fantasy XII, игре, которая закрывала PS-2 период в истории линейки. Проект приехал в магазины весной 2006 года. Двенадцатый эпизод "Последней фантазии" примечателен тем, что стал одной из шести игр в мире, которым японский журнал Famitsu поставил высшую оценку - 40 баллов. Бои проходили в реальном времени, а монстры были заметны на локациях - игроки могли убежать от них при желании. Другими нововведениями стали "Система лицензий" (лицензии - это умения, которые требуется выучить персонажам для овладения новыми видами оружия) и "Система гамбитов" (а это боевые характеристики героев, своеобразный "автопилот", позволяющий соратникам сражаться самостоятельно, без бдительного контроля игрока за ними). В целом, игра, конечно, не стала революцией, однако смогла представить фанатам несколько интересных нововведений. Ну и, как обычно, это был очень качественный, очень добротно сделанный проект, а иначе чего бы Famitsu ставить Final Fantasy XII 40 баллов?


Будущее уже здесь

Final Fantasy XIII, которая вышла в Японии в 2009 году, является в настоящее время последней номерной игрой сериала, поступившей в продажу. Проект изначально создавался для PlayStation 3, однако впоследствии было решено сделать и версию для Xbox 360. Вместе с анонсированными Square проектами Final Fantasy Versus XIII и Final Fantasy Agito XIII эта игра входит в "Новую историю кристаллов" (Fabula Nova Crystallis). В мире Final Fantasy XIII существует воздушный город, который называется Кокон - он парит в небесах над поверхностью планеты под названием Пульс. Как обычно, великолепный сюжет представляет нам нескольких героев, вынужденных бросить вызов чуть ли не всему цивилизованному миру. От того же Famitsu игра получила 39 баллов - не высшая оценка, конечно же, однако тоже очень хороший результат.

Что дальше? А дальше - новые игры линейки Fabula Nova Crystallis, а также Final Fantasy XIV, уже вторая по счету MMORPG в мире "Последней фантазии". Вселенная по-прежнему растет и развивается, затягивая в свои сети все новых и новых фанатов, готовя очередные красивые фэнтезийные сказки. И пускай она живет еще долгие годы, радуя поклонников великолепными, эмоциональными историями, а также персонажами, которым хочется сопереживать. Ведь, по законам мира Final Fantasy, за одной фантазией всегда приходит другая - потому и сказка эта не заканчивается уже более двадцати лет.

Александр СНЕГИРЕВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

21 за 2010 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!