Электронные услуги - надежный способ дебюрократизации

10 ноября Министерство связи и информатизации совместно с Институтом прикладных программных систем (infores.mpt.gov.by) провели пресс-мероприятие, посвященное стратегии развития сферы государственных электронных услуг и повышению качества социальных аспектов информатизации.

Элла Чазова, пресс-секретарь Министерства связи и информатизации, назвала происходящее одним из самых интересных мероприятий года. Директор института Александр Корженевский познакомил собравшихся журналистов с историей института, который, к слову сказать, был создан в 1964 году. В последние годы институт активно развивается, с 2008 года является оператором Общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС). В рамках программы "Электронная Беларусь" институтом была разработана Автоматизированная информационная система обеспечения деятельности (АИС) Администрации Президента, АИС Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Автоматизированная система ведения государственного реестра плательщиков и др.

Сергей Шавров, заместитель директора института, рассказал об опыте внедрения государственных электронных услуг в России, Казахстане и Эстонии и состоянии данного вопроса в Беларуси. Несмотря на то, что еще несколько месяцев назад такой термин, как e-правительство, у нас не был известен, Беларусь уже немало сделала для его создания.

(Не секрет, что для популяризации электронных услуг важное значение имеет доступность сети Интернет для населения. Например, Эстония с ее 1,3 млн жителей открыла более 1000 бесплатных точек доступа в Интернет - это гостиницы, рестораны и т.п., предоставляющие wi-fi доступ для своих клиентов. Хороший пример для Беларуси.)

В Беларуси создана и продолжает свое развитие правовая база для широкого внедрения электронных государственных услуг. Своеобразный прототип электронного правительства, предоставляющего электронные документы для нужд граждан, впервые в СНГ был реализован в Беларуси Госкомимуществом РБ совместно с Минюстом. В настоящее время эта система обслуживает около 10 тыс. граждан, обратившихся за услугами в местные исполнительные и распорядительные органы или к нотариусам. Сравните сами: если в 2003 году число электронных услуг в Госкомимуществе было равно 0, то в 2009 - более 1,1 млн. Такой рост в данной сфере немало содействовал тому, что Республика Беларусь в разделе "регистрация собственности" отчета Мирового Банка WB-DOING BUSINESS-2011 переместилась на шестое место в мире (еще недавно страна находилась на 95-й позиции).

 

Как отметил Сергей Шавров, 40% административных услуг - справки и выписки - можно получать в реальном времени, исчисляемом секундами, что особенно важно для сельской местности, да и не только - ведь задача электронного правительства - максимально упростить и удешевить процессы взаимодействия населения и бизнес-структур с государственными организациями.

Управление критически важными данными впервые в стране реализовано с использованием ОАИС самим НИРУП "ИППС" в октябре 2010 на примере реестра государственных электронных услуг. ОАИС - единая государственная информационная система, уникальная для нашей страны и первая с сервис-ориентированной структурой.

В продолжение темы встречи Екатерина Едко, администратор реестра государственных е-услуг, рассказала о существующих в Беларуси электронных услугах и системе их оценки (это выдача выписок и справок, запись для подачи заявления о вступлении брак, запись на прием к врачу, заказ ж/д билетов и т.д. - всего в реестре зарегистрировано 78 услуг), а также провела небольшую экскурсию по Байнету.

Олег Секлицкий, начальник отдела института, провел демонстрацию возможностей ОАИС, правда, пока только в интранет-сети. Изначально ОАИС была создана в декабре 2008 года для органов госуправления. В настоящее время в Интернете доступна страница для ознакомления с системой ОАИС - oais.by. Совсем скоро начнется тестирование и появится портал, где реализована концепция личного кабинета, в котором можно воспользоваться услугами доступа к ОАИС. В эту систему можно будет войти по логину или ЭЦП, которые выдают удостоверяющие центры (самые крупные - УЦ ГХУ и УЦ Министерств по налогам и сборам). Для физических лиц пока инициировано не более 100 ключей. Информационными посредниками при оказании услуг, если у вас нету логина-пароля или ЭЦП, могут стать почтовые отделения, клиники, риэлторы, нотариусы, банки.

Что же касается вопросов безопасности, физическому лицу будут доступны только некоторые виды услуг. Юридическое лицо получит доступ к другим услугам в соответствии с его полномочиями и заключенными договорами. Разумеется, сами базы данных не будут доступны никому. В настоящее время идут согласования по вопросам, какую информацию и кому предоставлять.

Лариса МИНТЕЛЬ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

45 за 2010 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!