Ваша Windows-студия

В этой статье я постараюсь описать, как превратить ваш Windows-совместимый компьютер в полноценную студию звукозаписи. Мы рассмотрим необходимую конфигурацию аппаратных средств.

При звукозаписи наиболее часто приходится иметь дело с тремя ресурсоемкими процессами: работой с MIDI-секвенсором, микшированием записанных на винчестер цифровых дорожек и обработкой звука. Последовательно остановимся на каждом из них.

Работа по MIDI является наиболее "легким" в отношении ресурсов процессом. Тут почти все зависит от вашей звуковой карты, если только вы не используете MIDI-совместимый синтезатор, что сразу же существенно повышает ваши возможности. Первое, что зависит от вашей звуковой карты - это число MIDI-голосов, которые вы сможете использовать, или, грубо говоря, количество звуков, которые вы сможете извлечь по MIDI одновременно (например, в простом мажорном аккорде три звука). Существующие звуковые карты поддерживают различное количество голосов: от 8 в устаревших моделях Sound Blaster до 64 в профессиональных звуковых картах вроде Creative Sound Blaster AWE 64 Gold. Обычно при экономичной работе вполне достаточно одновременной поддержки 32 голосов, как у используемого лично мной Creative Sound Blaster AWE 32 3990.

Вторым важным свойством вашей карты является способ, при помощи которого она синтезирует звук. Обычно в современных звуковых картах используется синтез звука при помощи так называемой WaveForm Table (таблицы волн). Способ этот заключается в том, что в ПЗУ на плате хранятся специально оцифрованные образцы звуков всех инструментов, которые при воспроизведении преобразуются к соответствующей высоте и длительности, а затем исполняются. При этом качество звука зависит главным образом от оцифровок, хранящихся в ПЗУ. Посоветовать, по какому критерию выбирать, здесь очень сложно: лучше всего просто пойти и прослушать все возможные альтернативы, прежде чем приобретать звуковую плату.

Прошивка лично моей звуковой платы мне не слишком симпатична, но я все равно могу полноценно работать по MIDI, благодаря оперативной памяти, установленной на ней. Именно эта память и является следующим и последним важным критерием, на который надо обратить внимание при покупке звуковой карты для работы по MIDI. Она обеспечивает возможность использования ваших собственных звуков (импортированных из .wav или .sbk файлов) для озвучивания MIDI-событий и позволяет достичь необходимой гибкости в звучании MIDI. Для полноценной работы обычно достаточно 8M ОЗУ (однако в данном случае действует принцип БОЛЬШЕ - лучше). Изначально все звуковые карты поставляются с гораздо меньшим объемом ОЗУ (от 512K до 4M), но, как правило, имеют возможность расширения. Необходимо поинтересоваться максимально возможным объемом памяти и тем, какие модули используются для ее расширения. Некоторые карты используют совершенно экзотические фирменные модули, которые очень дороги, да и достать их практически невозможно. Другие (например, моя) довольствуются простыми 30 pin SIMM.

 

Теперь можно перейти к следующему пункту - микшированию. Тремя наиболее важными компонентами, влияющими на производительность, при этом являются скорость процессора, скорость винчестера и объем оперативной памяти компьютера. Некоторую роль играет и звуковая карта.

Между работой со звуковыми файлами в формате .wav (а именно с ними вы, скорее всего, будете работать при микшировании) и работой по MIDI имеется весьма существенная разница. Дело здесь в том, что при работе с MIDI вы, по существу, обрабатываете не сами звуки, а только их символическое представление. Разница здесь в точности такая же, как между партитурой и звучанием оркестра. При этом вы творите партитуру, а роль оркестра берет на себя ваша звуковая плата (подробнее работа по MIDI была рассмотрена в статье господина Морозова в предыдущих номерах КВ). Работа же с .wav-файлами - это работа со звуком, который хранится примерно в том же виде, что и на обычном аудио CD. Разница есть только в формате, да и, возможно, в качестве. При этом естественно, что такого рода данные занимают много места (емкость CD - около 650M или 73 минут) и требуют высокой пропускной способности информационной шины и приличной скорости обработки.

Процессор используется в основном для обеспечения простой обработки в реальном времени (вроде громкости или панорамы). Это не требует слишком большой вычислительной мощности (тем более, часть этой работы, скорее всего, возьмет на себя звуковая плата), поэтому можно ограничиться достаточно скромным процессором. Я использую AMD K5-133, и никаких проблем с быстродействием до сих пор не возникало.

Оперативная память понадобится вам для двух вещей. Во-первых, для устойчивого функционирования Windows 95 и нескольких одновременно открытых приложений (обычно при обработке звука работает больше одного приложения). Во-вторых, для размещения небольших .wav файлов и буферизации крупных (эти действия осуществляют программы хард-диск рекординга вроде SAW PLUS). Скрипя зубами, можно обойтись 16M RAM, но чтобы ничто не жало в бока, лучше использовать 32M.

Но, несомненно, наиболее влияющим на производительность компонентом является винчестер. Именно он, скорее всего, будет определять, сколько дорожек вы сможете использовать. Дело в том, что как бы хорош не был ваш процессор, как быстро не осуществляла бы обработку звуковая плата, вы все равно не сможете использовать больше треков, чем будет в состоянии считывать при работе в режиме реального времени ваш винчестер. Так что здесь ведущим фактором является СКОРОСТЬ. При этом диск должен быть достаточно велик. Его размер можно прикинуть, исходя из соотношения 1 минута=10M на одной дорожке. Таким образом, четырехдорожечная запись будет "пожирать" в минуту около 40M дискового пространства. Но на самом деле места будет расходоваться куда больше. Если вы используете "неразрушительную" (nondestructively) обработку звука (которая заключается, проще говоря, в том, что перед тем, как наложить на файл какой-либо эффект, его предыдущая версия сохраняется во временном UNDO файле), а без этого никак не обойтись, то места будет расходоваться больше ровно на размер обрабатываемого файла на каждую ступень обработки (например, если вы накладываете на 20M файл а) компрессию и б) реверберацию, то это потребует около 2x20=40M дополнительного дискового пространства). При этом даже не думайте об использовании дешевых решений вроде Double Space. Этим вы снизите производительность системы настолько, что едва ли вам удастся хоть что-нибудь сделать. Короче говоря, если вы согласны хранить и работать одновременно только с одной песней и не устанавливать других приложений кроме звуковых, то 1G винчестера хватит (хотя и в этом случае под мышки будет слегка жать). Так что лучше для комфорта разориться на 2-3G дискового пространства.

Теперь, наконец, поговорим о доступном вам количестве дорожек. На что здесь можно рассчитывать? Fast ATA-2 с "умным" кэшем, временем доступа 10 ms и на хорошей материнской плате позволит вам использовать 5 одновременно звучащих дорожек, но, увы, не больше. Еще одну-две дорожки можно получить при помощи простого, хотя и несколько более дорогостоящего трюка: приобрести большой, на 2-3G, винчестер для хранения информации и дополнительно небольшой, примерно на 500M, винчестер с меньшим временем доступа, для того, чтобы осуществлять микширование. Но в любом случае восьмидорожечный предел (речь здесь идет о сплошных(solid) стереодорожках) вам так не преодолеть. Тут следует подумать о SCSI.

На самом деле использование одного накопителя SCSI-2 даст вам примерно ту же производительность, что и Fast ATA-2, но при этом вы получите два существенных преимущества. Преимущество первое: при необходимости подключения к системе устройств типа CD-R у вас не будет никаких проблем (все такие устройства работают по SCSI). Преимущество второе: подключение второго накопителя сразу же поднимет количество одновременно используемых дорожек вдвое (в отличие от устройств IDE, SCSI устройства могут работать параллельно), хотя стоить это будет довольно дорого. Таким образом, можно очень существенно увеличить производительность системы. Если же вы разоритесь на UltraWide SCSI, то даже при использовании одного накопителя вы сможете прорвать восьмидорожечную границу.

Правда, следует учесть, что при повышении количества дорожек до 16-32 "узким местом" могут стать уже не накопители, а шина и процессор, которые перестанут справляться с потоком поступающих данных. Все компоненты должны соответствовать друг другу.

Итак, последнее, что мы собираемся обсудить, это обработка звука. Здесь важными ресурсами будут звуковая плата, процессор и память (оперативная и внешняя).

Звуковая плата позволит вам накладывать некоторые эффекты в реальном времени. Какие - целиком зависит от самого устройства. Моя, например, позволяет использовать по восемь типов реверберации и хоруса, а также двухполосный эквалайзер. Более дорогие платы дают больше возможностей.

Но в подавляющем большинстве случаев вы будете использовать специальное программное обеспечение типа CoolEdit или Sound Forge, которое позволит достичь большей гибкости при обработке. Подобные программы никак не используют возможности платы, взваливая всю тяжесть работы на процессор. При этом, работая с большими массивами данных, они используют достаточно много памяти для их размещения. Работать такие программы будут при любом минимальном ресурсе, который вы им предоставите (i80586,8M ОЗУ), но если вы желаете дождаться результата расчета прежде, чем состаритесь, лучше установите что-нибудь не хуже Pentium-100 с 16M памяти, хотя и в данном случае действует принцип БОЛЬШЕ - лучше.

То, как подобные программы используют дисковое пространство для "неразрушительной" обработки звука, мы рассмотрели выше.

В заключение слегка затронем такую проблему, как уровень шума. Серьезные звуковые платы обеспечивают соответствие уровня шума стандартам Hi-Fi или Hi-End (Creative Sound Blaster AWE 64 Gold). Но, к несчастью, реально он может быть значительно выше из-за помех, создаваемых материнской платой. Это еще раз подтверждает старую истину - не экономь, покупая материнскую плату. Сбережешь цент - потеряешь доллар.

На этом мы закончим наш краткий обзор. Теперь, вооружившись знанием, самое время отправиться на поиски своей ЛИЧНОЙ звуковой станции. Не забудьте обзавестись качественной стереосистемой для мониторинга: без нее все остальные приобретения лишены смысла. Успехов!

Денис МАРГОЛИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

33 за 1997 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!