О подготовке кадров в области информационных технологий

27 октября в рамках 6-го международного салона "Современный офис и банк" прошел семинар, на котором с докладом выступил декан факультета прикладной математики и информатики БГУ Павел Алексеевич МАНДРИК. В его речи высказано много интересных соображений по поводу принципов, по которым осуществляется подготовка специалистов.

Подготовка кадров для информационных технологий в нашей системе образования - безусловно, важная проблема. Она является одной из самых важных на сегодняшнем этапе развития данного направления рынка и науки, которые не могут быть не связаны.

По мнению Павла Мандрика, факультет прикладной математики и информатики (ФПМИ) - это факультет, который стоит в авангарде современных информационных технологий. Сейчас на факультете более 14000 студентов обучаются по четырем специальностям: прикладная математика (квалификация - математик-программист), информатика (математик-системный программист), экономическая кибернетика (математик-экономист) и актуарная математика (математик-финансист). То есть на примере ФПМИ вполне можно рассматривать общую проблему.

Основная цель данной отрасли образования в целом и факультета в частности - дать фундаментальную математическую и компьютерную подготовку. Именно фундаментальную. Общеобразовательные предметы занимают большую часть учебных планов, они составляют основу курсов и в будущем определяют лицо специалиста. При этом основной упор делается на первые два с половиной курса, на которых преподаются общеобразовательные математические и компьютерные дисциплины. Начиная с третьего курса, возникает специализация студентов. На ФПМИ студенты заканчивают академическую подготовку в ноябре на пятом году обучения. После этого они готовы, будучи студентами, начать подготовку на конкретном предприятии над конкретными проектами.

Вообще при существующей системе образования происходит целенаправленная фундаментальная подготовка специалистов, когда факультет не подстраивается под требования сегодняшнего дня. На этот путь факультет не стал во времена, когда было особенно тяжело экономике и образованию, не станет он на этот путь и теперь. Как заметил Павел Мандрик, руководитель при приеме на работу недавнего студента может спросить, знает ли специалист, например, модный сейчас SQL (пару лет назад - C++). Если из-за отрицательного ответа ему будет отказано в приеме на работу, то это говорит только об уровне непрофессиональности руководителя, а не студента.

 

Сравнительно недавно на факультете началась подготовка по двум новым специальностям: экономическая кибернетика и актуарная математика. Особый интерес вызывает вторая специальность, по которой выпускники получают квалификацию "математик-финансист". Первый выпуск состоится в 1999 году и в свете имеющихся возможностей он-лайнового доступа через Интернет к операциям на мировых фондовых биржах, перед специалистами именно этой квалификации открываются особенно богатые возможности (вообще в их профессиональные обязанности входят оценка риска и общая математическая оценка финансовых вложений). Павел Мандрик обратил внимание, что Нобелевская премия за 1997 год в области экономических наук была присуждена за разработку нового подхода в определении стоимости опционов акций.

Одна из проблем факультета и системы образования в области информационных технологий - недостаточность специалистов, которые могут дать студентам практические знания на завершающей стадии обучения, когда на пятом курсе готовятся группы по 10-15 человек для подготовки по конкретным направлениям. Факультет всегда готов сотрудничать и призывает специалистов к совместной работе.

Подготовил Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

45 за 1997 год

Рубрика: 

Компьютер и образование
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!