220 - мистическая цифра Matrox

Как это ни парадоксально, но по своей продолжительности жизнь современного видеоакселератора не слишком отличается от жизни какого-нибудь насекомого вроде мухи. Иными словами, редкий видеоакселератор может похвастаться тем, что после бурного лета и непродолжительной осени он все еще сохраняет эпитеты мощный или быстрый. Нечто подобное происходит и у мух: если какой-либо счастливице и удается пережить зиму в анабиозе между оконными рамами, то это только затем, чтобы весной, несколько раз взмахнув крылышками, уже навсегда отойти в мир иной. Приходит лето и бал правят другие - более молодые, наглые и жирные, с хорошим здоровьем, не подточенным долгим зимним лежанием между рамами...

На подобные грустные размышления меня натолкнуло знакомство с очередной ревизией популярного видеоакселератора Matrox Mystique, а также попытка сделать сравнительную оценку его производительности.

Сам по себе Mystique не нов: впервые об этом видеоакселераторе заговорили еще в прошлом году. Именно тогда Matrox, ободренная беспрецедентным успехом Millennium, попыталась сделать нечто подобное и на рынке графических ускорителей для игровых и развлекательных программ. Попытка эта в целом удалась и долгое время Mystique находился в числе лидеров изделий данного класса. Как и у всего на свете, у этого видеакселератора были свои сильные и слабые стороны. К первым прежде всего можно отнести отменную двумерную производительность, что автоматически делало Mystique привлекательной покупкой в глазах пользователей в сфере бизнеса, любящих порезвиться в компьютерные игры во время обеденного перерыва. Кроме того, недвусмысленная ориентация Matrox на стандарт Direct3D в сочетании с аппаратной поддержкой ряда функций ускорения трехмерной графики (в частности, Mystique имеет средства для коррекции перспективы, для наложения текстурных карт, для представления текстур с высоким разрешением меньшим числом цветов (паллетизации), а также для реализации метода MIP-отображения и некоторых других приемов трехмерной визуализации) позволили получить на выходе добротный, хорошо сбалансированный продукт. К слабым сторонам Mystique стоит причислить следующие. Во-первых, фирма Matrox при проектировании рассматриваемого видеакселератора, похоже, пользовалась девизом "Быстрее, быстрее и еще раз быстрее!". В результате в жертву быстродействию оказались принесены не только некоторые способы аппаратной реализации ряда популярных визуальных эффектов (отсутствуют билинейная и трилинейная фильтрация, имитация таких атмосферных эффектов как туман и прозрачность), но в отдельных случаях и качество формируемых изображений. По заявлениям самой Matrox, она сознательно отказалась от этих эффектов для того, чтобы резко повысить скорость построения сцен и обеспечить при этом высокую скорость передачи кадров, что особенно важно в играх с быстроразвивающимися событиями, например, во всевозможных аркадах. Также оставляло желать лучшего и качество воспроизведения видео и MPEG. Тем не менее, по совокупности своих достоинств Mystique вполне отвечал требованиям своего времени, да и по сей день является далеко не самым плохим видеоакселератором в своем классе.

Однако время летит, меняются поры года и вот уже на сцену выходят новые игроки: ATI XPERT@Play/Work, Diamond Viper V330, Diamond Stealth II S220 и др., основанные на мощных чипсетах с развитой поддержкой трехмерных функций и RAMDAC порядка 206-230 МГц, а также с 4-мя мегабайтами быстрой 100 МГц-й памяти SGRAM каждый. При таком повороте событий прежние достоинства нивелируются, а на передний план выступают недостатки. Очевидно, почувствовав, чем это может кончиться, Matrox решила вдохнуть новую жизнь в свой Mystique, оснастив его более быстрым RAMDAC с частотой 220 МГц (прежний обладал частотой 170 МГц), что и отражено в названии этого видеоакселератора - Mystique220. Именно его характеристики и лягут в основу нижеизложенного материала, а в качестве отправной точки для оценки производительности Mystique220 я решил использовать сопоставимую по цене плату ATI XPERT@Play.

Видеоакселератор Matrox Mystique220 рассчитан на работу с шиной PCI, построен на базе 64-битного графического чипа MGA-1064SG-H, имеет, как уже было сказано, 220МГц-й RAMDAC и стандартно поставляется с 2-4 Мб памяти SGRAM, объем которой при помощи специального модуля может быть доведен до 8 Мб. Mystique220 способен обеспечить частоту смены кадров 90 Гц на разрешении 1280х 1024 с использованием палитры из 16 миллионов цветов (таб.1). Помимо этого, Mystique220 оборудован специальным разъемом для подключения "фирменных" видеобластеров/ТВ-тюнеров Matrox семейства Rainbow Runner.

 

Вместе с платой поставляется набор графических утилит PowerDesk (точно такой же прилагается и к платам серии Millennium). Здесь нельзя не отметить собственную базу мониторов различных производителей, принадлежащую Matrox. Речь идет о MGA Monitor Property Sheet, который, имея данные на 250 мониторов, поможет точно определить соответствующие параметры развертки вашего монитора, даже если его нет в базе Windows'95. Тех, кто в силу каких-либо причин намерен использовать Mystique220 для серьезных графических работ, наверняка обрадует тот факт, что в поставляемый комплект software входят драйвера 2D и 3D AutoCAD для работы под управлением DOS, Windows 3.11/95/NT3.5/NT4.0. Помимо Direct 3D, данный видеоакселератор поддерживает HEIDI и OpenGL, обеспечивая аппаратную 3D-акселерацию для самого широкого круга приложений.

После такого достаточно краткого перечисления основных технических характеристик Mystique220 самое время перейти к оценке его производительности. Не мудрствуя лукаво, я решил остановиться на двух группах тестов, входящих в пакет Ziff-Davis Winbench: на тестах Graphics WinMark, которые позволяют оценить двумерную производительность, а также на тестах WinMark DirectDraw, которые в свою очередь характеризуют производительность видеоакселератора при привлечении одноименной функции. 3D-производительность я оценивать не пытался, посчитав это занятие бесполезным, поскольку плата ATI XPERT@Play, в отличие от Mystique220, как раз трехмерной производительностью и славится. Как и следовало ожидать, Mystique220 обошел XPERT@Play на двумерных тестах: сказалась репутация Matrox - ведущего на сегодняшний день производителя мощных двумерных видеоакселераторов (рис.1).

Рис. 1

На диаграмме разрыв выглядит довольно-таки существенным, однако не следует забывать, что Mystique создавался специально для скоростного построения простых изображений, а тесты Graphics WinMark по существу ничего другого и не подразумевают: они измеряют скорость работы с растровыми блоками, вывод и закрашивание различных геометрических фигур, операции с текстом в графическом режиме. В то же время всем без исключения хорошо известно, что реальность - штука далеко не такая простая, и в ней есть место не только простым геометрическим фигурам. Поэтому, когда вы поменяете ATI XPERT@Play на Mystique220, то "на глаз" прирост двумерной производительности будет практически незаметен. В тестах WinMark DirectDraw картина была прямо противоположной: впереди была плата ATI XPERT@Play (рис. 2).

Рис. 2

По причине того, что набор WinMark DirectDraw включает в себя более 30 тестов и, естественно, результаты всех этих измерений напечатать нет никакой возможности, я решил ограничиться только двумя - Animate BltFast и Animate Color Depth (результаты именно этих тестов чаще всего встречаются в компьютерной прессе). Принято считать, что видеоакселераторы, показавшие лучшие результаты на этих тестах, способны обеспечить большее ускорение воспроизведения видео и двумерных игрушек. Отсюда можно плавно перейти к качеству воспроизведения MPEG-роликов. Впрочем, это надо было видеть: качество воспроизведения MPEG-файлов у ATI XPERT@Play было на порядок выше, чем у Mystique220. Несмотря на то, что я использовал поставляемый вместе с Mystique220 плейер CompCore SoftPeg Player, ролик можно было смотреть только в окне. Развернутое на полный экран, оно становилось крупнозернистым и каким-то блеклым. Здесь уместно будет вспомнить, что ATI XPERT@Play обеспечивает не только прекрасное качество воспроизведения MPEG, но и обладает ТВ-выходом, причем, все это практически за те же деньги.

В попытках найти разумные объяснения такому положению дел я натолкнулся на упоминание об одной очень интересной особенности работы Mystique. Одним из весьма щепетильных моментов, с которыми сталкиваются производители видеоакселераторов, является вопрос о том, стоит ли дожидаться начала вертикального импульса гашения перед пересылкой содержимого нового кадра из буфера на экран. Microsoft в спецификации DirectDraw API утверждает, что перед переключением страниц для вывода на экран следующей сцены драйвер DirectDraw должен ожидать конца обновления всего экрана. Matrox так не считает, и ее Mystique переключает страницы по горизонтальному сигналу гашения. Поскольку частота следования горизонтальных гасящих импульсов почти в 1000 раз выше, чем вертикальных, Mystique тратит гораздо меньше времени на ожидание подходящего момента для пересылки на дисплей нового изображения. Такой подход позволяет существенно повысить скорость, однако в некоторых случаях является причиной возникновения видимых искажений на экране (tears). В тех программах, где сцены существенно изменяются от кадра к кадру, обусловливая сравнительно низкую частоту их смены, этот эффект может проявляться достаточно сильно.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод. Видеоакселератор Matrox Mystique220 как нельзя лучше подходит для бизнес-приложений и динамичных аркадных игр. На двумерных графических операциях данная плата будет еще долго оставаться в числе самых быстрых, однако ее возможности по ускорению 3D-графики, а также качество воспроизведения MPEG уже не столь хороши, какими они были на момент выпуска первой версии Mystique. Не нужно быть особым провидцем, чтобы предсказать появление в самом ближайшем будущем новой конкурентноспособной платы Matrox, ориентированной на массовый рынок. А до тех пор Mystique220 будет по-прежнему оставаться выбором тех, кто на первое место ставит скорость.

Виктор МОРОЗОВ

Графические режимы, поддерживаемые Matrox Mystique220
    Максимальная частота вертикальной развертки
Разрешение Глубина цвета Объем памяти
    2Мб 4Мб
640х480 256 200Гц 200Гц
640х480 65К 200Гц 200Гц
640х480 16.7М 200Гц 200Гц
800х600 256 160Гц 160Гц
800х600 65К 160Гц 160Гц
800х600 16.7М 160Гц 160Гц
1024х768 256 130Гц 130Гц
1024х768 65К 130Гц 130Гц
1024х768 16.7М - 130Гц
1280х1024 256 90Гц 90Гц
1280х1024 65К - 90Гц
1280х1024 16.7М - 90Гц
Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

52 за 1997 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!