SOFTWARE от HOWLING DOG SYSTEMS

или насколько музыкальной может быть даже собака

Прежде чем начать разговор собственно о программных продуктах HOWLING DOG SYSTEMS, хотелось бы сказать несколько слов о том, почему именно эта компания была выбрана нами из достаточно большого количества фирм-разработчиков музыкального software. Имя HOWLING DOG SYSTEMS нельзя назвать очень громким: в плане известности, популярности и пр. HOWLING DOG SYSTEMS без всякого сомнения очень далеко до таких звезд, как Steinberg или Twelve Tone Systems. Однако если непредвзято взглянуть на некоторые вещи, то окажется, что все то функциональное богатство, которым славятся Cubase или Cakewalk, для обычного "среднего" компьютерного пользователя, имеющего тягу к музыке, оказываются практически недоступным. Причин этому, по крайней мере, две. Во-первых, "средний" пользователь, как правило, не обладает профессиональным компьютерным "железом" и столь же профессиональными музыкальными инструментами, работающими с этим самым "железом". Во-вторых, интерфейсы тех же Cubase или Cakewalk, какими бы простыми и понятными не казались профессионалам, вовсе не обязательно являются таковыми для новичков: от необходимости знания специфической терминологии и, в конце концов, от наличия некоторого опыта работы с подобными программами, а также профессиональной музыкальной аппаратурой никуда не деться. В этой связи software, выпускаемое HOWLING DOG SYSTEMS, может оказаться гораздо более предпочтительным приобретением, чем "навороченные" профессиональные "монстры". HOWLING DOG SYSTEMS ориентируется всего на две линии звуковых плат - Creative Labs AWE32/64 и Gravis UltraSound с ее клонами (излишне напоминать, что эти платы гораздо более широко распространены, чем, например, изделия Digidesign). Кроме того, данная компания "не гнушается" масс - с программой "Mr. Drumstix Music Studio" может совладать и 10-летний ребенок (а с учетом прилагающихся к ней двух-трех десятков детских песенок наверняка сочтет для себя это дело весьма занятным), с другой стороны, программа "Power Chords Pro" позволит вполне профессионально аранжировать и записать любое музыкальное произведение. Здесь важно учесть следующее обстоятельство: в отличие от множества "виртуальных ди-джеев", позволяющих разве что побаловаться путем микширования готовых фрагментов, программы HOWLING DOG SYSTEMS являются полноценными музыкальными composer'ами, абсолютно не сковывающими вашу творческую фантазию. Промежуточное положение между "Mr. Drumstix' Music Studio" и "Power Chords Pro" занимает программа "Power Chords Debut". Она представляет собой существенно урезанную версию "Power Chords Pro", зато ее можно бесплатно скачать с сервера компании. Правда, термин "бесплатно" предполагает наличие двух обязательных условий: вам придется предварительно получить пароль для бесплатной инсталляции, связавшись для этого с компанией по e-mail: howling.dog@sympatico.ca, помимо этого, вы должны быть обладателем одной из вышеназванных звуковых карт. Ориентация всего на две линии звуковых карт имеет и свою положительную сторону - все продукты компании прекрасно оптимизированы для работы именно с данными конкретными устройствами. HOWLING DOG SYSTEMS не ограничивает свою заботу о конечном пользователе выпуском добротных музыкальных программ. К вашим услугам - компакт-диски с дополнительными патчами, конвертеры, апгрэйды и некоторые другие приятные мелочи. Из сказанного можно сделать вывод, что спектр продуктов HOWLING DOG SYSTEMS весьма ограничен. В то же время подобная узкая специализация позволяет компании существовать уже достаточно долгое время, у ее продуктов имеется немало поклонников, тем паче что в основу их создания положена весьма оригинальная (в смысле нетривиальная) идея. Этой идее, а если быть более точным, то идеологии программ семейства "Power Chords", мы и посвятим основную часть данной статьи.

"Power Chords Debut/Pro", как уже было сказано, представляет собой достаточно мощное программное средство создания и аранжировки музыкального материала. От обычных секвенсоров, работающих с дорожками (треками), его отличает уникальный объектно-ориентированный подход, что делает процесс создания нового произведения делом в большей степени простым и увлекательным, нежели ответственным и трудоемким. Все типы музыкальных объектов представляются графически, так что необходимость знания нотной грамоты и основ MIDI здесь сведена практически к минимуму. Для тех читателей "КВ", которые в той или иной степени уже знакомы с MIDI и программными секвенсорами, можно привести следующую аналогию: в "Power Chords" повсеместно использован (и без преувеличения доведен до идеала) подход, реализованный в Piano Roll популярного секвенсора Cakewalk (с известными оговорками, естественно). Если после этого вы продолжаете (или начали) думать, что "Power Chords" - скорее игрушка, чем что-либо серьезное, то вам стоит принять во внимание, что даже "Power Chords Debut" поддерживает функции кэширования патчей (для плат UltraSound) и переключения банков, а "Power Chords Pro" в плане функциональных возможностей и вовсе не уступит иным гораздо более именитым секвенсорам.

Прежде чем прейти к рассмотрению интерфейса "Power Chords", следует в обязательном порядке упомянуть тот факт, что программы созданы большими любителями гитарной музыки: во всяком случае в качестве основного инструмента ввода музыкальной информации вам предлагается "виртуальная гитара" (рис.1). Естественно, не забыт и традиционный способ - ввод информации при помощи MIDI-инструмента (например, MIDI-клавиатуры).

"Power Chords" рассматривает процесс создания музыкального произведения как манипулирование мелкими музыкальными объектами следующих типов: мелодиями, басовыми партиями, аккордами, ритмическими рисунками аккордов, партиями ударных и средствами управления (аналогами MIDI-контроллеров). Для записи музыки при помощи "Power Chords" вы должны вначале создать необходимые объекты вышеперечисленных типов (для этих целей предназначен инструмент "Rhythm Editor", имеющий средства записи и редактирования мелодических, басовых, ритмических и ударных партий), а затем вам остается только перетащить их при помощи мыши в каркас будущего произведения (для компоновки целого произведения служит окно "Song", имеющее "отсеки" для объектов всех типов и тактовую разметку). Для хранения созданных вами объектов предназначены специальные окна, именуемые Palette, например, "Chords Palette", "Drum Rhythm Palette" "Melody Palette" и т.д. Это позволяет многократно использовать уже записанные однажды объекты, с легкостью их модифицировать, и, вообще, сильно экономит время и силы (последнее придется как нельзя кстати для тех, у кого нет MIDI-клавиатуры). В целях всемерного облегчения труда пользователей "Power Chords" предусмотрена возможность прослушивания любой партии или любого аккорда простым нажатием правой кнопки мыши (повторным нажатием этой же кнопки вы можете прекратить прослушивание). Если же вам чем-либо не угодил тот или иной музыкальный объект, то достаточно просто перетащить его в соответствующий раздел "Rhythm Editor", соответствующим образом исправить его, а затем вернуть на место. Для того, чтобы прослушать музыкальное произведение с какого-либо выбранного вами места, достаточно дважды щелкнуть мышкой по нужному такту в окне "Song". Весьма удобной является возможность закольцованного прослушивания содержимого активного раздела "Rhythm Editor". Еще одной чертой, как нельзя лучше характеризующей удобство работы с "Power Chords", является тот факт, что объекты, традиционно составляющие ритм-секцию, т.е. басовые партии и партии ударных, однажды помещенные в тот или иной такт, автоматически повторяются до тех пор, пока вы не поместите в соответствующее место окна "Song" новые объекты такого же типа.

 

Описав в общих чертах особенности интерфейса "Power Chords", так же кратко охарактеризуем и основные этапы работы по созданию нового музыкального произведения. По замыслу создателей этой программы вполне реальна ситуация, когда предполагаемый автор вначале захочет придумать некий набор аккордов (для этой цели служат "виртуальная гитара и окно "Chords Palette"), затем придать этому набору аккордов определенный ритмический рисунок, для чего придется воспользоваться все той же "виртуальной" гитарой (если у вас нет MIDI-клавиатуры, разумеется) и окнами "Rhythm Editor: Chords Rhythm", а также "Chords Rhythm Palette". После этого и аккорды, и ритм перетаскиваются в окно "Song", где с их помощью образуется ритмический каркас будущего произведения (рис.2). Излишне напоминать, что, в принципе, для ритм-партии можно использовать любой мелодический инструмент из числа поддерживаемых вашей звуковой картой. Точно так же само собой разумеется, что по умолчанию "виртуальная" гитара использует именно гитарный звук. Далее наш "предполагаемый автор" при помощи "Rhythm Editor" и соответствующих Palette может "оснастить" свое произведение партией ударных (качество реализации виртуальной "ритм-машинки" и удобство работы с ней заслуживают самых высоких похвал, но об этом чуть позже), баса и мелодии. Басовые и мелодические партии лучше всего записывать в реальном времени при помощи MIDI-клавиатуры, благо кнопку "Rec" в "Rhythm Editor" не заметить практически невозможно. В противном случае на вашу долю выпадет "ни с чем не сравнимое удовольствие" записывать вашу музыку при помощи мыши. После завершения подготовки всех необходимых объектов их можно расположить в нужной последовательности в окне "Song", выверить темп, добавить необходимые контроллеры (непосредственно в этом окне можно изменять параметры питч-бендера и осуществлять транспонирование), т.е., что называется, довести вещь до ума. Приведенная здесь схема ни в коем случае не является догмой: это всего лишь та последовательность, которую рекомендует HOWLING DOG SYSTEMS, да и то не слишком на ней настаивая. Наш личной опыт, например, показывает, что даже если все делать наоборот, то результат получается ничуть не хуже.

В заключение остается добавить, что в одном из следующих номеров разговор о "Power Chords" будет продолжен. В частности, будут более подробно рассмотрены особенности "Rhythm Editor", а также взаимодействие с традиционными типами MIDI-информации.

Виктор МОРОЗОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

04 за 1998 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!