Новые технологии в торговле

Компьютерная обработка информации и автоматизированные технологии все глубже проникают во все сферы нашей жизни. Есть сдвиги и в розничной торговле. Некоторые магазины Минска применяют автоматизированные технологии учета товаров. Среди них - "Престон-маркет", "ПАНАРАМА", ТД "На Немиге", "Евролюкс", "Европейский" и ряд других. О применении таких технологий эта статья.

В последние годы на белорусском рынке растет предложение кассовых аппаратов, работающих с кодом (или штрих-кодом) товара. Такой кассовый аппарат (КСА - кассовый суммирующий аппарат) имеет, как правило, энергонезависимую память на определенное количество наименований товара (от 2500 до 20000 и более наименований, в зависимости от модели). Эта память (назовем ее "прайс-лист" кассы) пополняется и корректируется с помощью управляющего компьютера. В процессе продажи кассир вводит код товара (с помощью сканера штрих-кодов или вручную). Кассовый аппарат отыскивает в своем прайс-листе соответствующую введенному коду запись, из которой узнает необходимые для проведения продажи данные - наименование, цену и другую служебную информацию. Наименование, цена и сумма по данной операции печатаются в чек покупателя. При закрытии чека КСА добавляет на соответствующие регистры учета информацию о количестве и сумме проданных в данном чеке товаров. По окончании смены эту информацию, по сути отчет о реализации, можно считать с помощью компьютера и обрабатывать. Из вышесказанного видно, что при наличии соответствующего программного обеспечения можно организовать оперативный учет товаров в торговом зале и в магазине в целом (см. рис.).

Кроме того, применение современных технологий штрихового кодирования упрощает работу кассира и существенно сокращает время обслуживания покупателя.

К сожалению, стоимость этих кассовых аппаратов существенно выше привычной "БелОки", но возможности применения новых технологий учета товаров могут дать существенно больший эффект. Спектр таких КСА, зарегистрированных в Государственном Реестре Республики Беларусь, год от года расширяется (а цены на них снижаются), что дает повод для оптимистичных прогнозов по поводу их использования. Цены на эти КСА колеблются от 700 у.е. (Elite ECR-1200 фирмы "Туссон") до 4000 у.е. (POS FIT-7000 от фирмы "АСТРОН"). Правда, общее количество таких КСА в белорусском Реестре пока не превышает 8 моделей (а среди них есть и морально устаревшие, и просто нежизнеспособные модели). КСА указанного типа различаются не только по ценам, но и по объему хранимой информации, способу ее хранения и передачи, по функциональным и надежностным характеристикам. Но это - тема отдельной большой статьи.

 

Программное обеспечение, позволяющее вести оперативный учет товаров, представленное на белорусском рынке, еще более скудно. Это - "1С:Торговля", "БЭСТ", "Ветразь" (фирма "ЛюксСофт") и ПО от "Мебиус", работающее в "Европейском". Существует пара-тройка единичных разработок, написанных для конкретного магазина (например, ТД "На Немиге" со своим коллективом разработчиков). К сожалению, большинство указанных пакетов не имеет опыта положительных внедрений в Беларуси (охватывающих весь технологический цикл торговли - от прихода товаров до их реализации). Как правило, внедрение охватывает одну-две секции, либо носит однобокий характер - пополнение прайс-листа касс, а ценнейшая информация о реализации товаров лежит мертвым грузом и никак не используется. Этому имеется ряд причин, как объективных, так и субъективных, но не хотелось бы заострять Ваше внимание на печальном опыте.

Пожалуй, одно из немногих исключений из этого списка - пакет программ по учету товаров в магазинах и супермаркетах "Ветразь", разработанного научно-техническим обществом "ЛюксСофт". Пакет, использующий описанные технологии, впервые был внедрен более двух лет назад в продуктовом отделе магазина "ПАНАРАМА" и с тех пор успешно там эксплуатируется. После этого "Ветразь" был успешно внедрен и эксплуатируется еще в семи магазинах и супермаркетах Минска и Бреста. Среди них и самый большой в Беларуси супермаркет "Престон-маркет" на улице Богдановича, и хозяйственный магазин "Евролюкс", и сравнительно небольшой фирменный магазин "Милавица" в Бресте. Как видим, спектр магазинов достаточно широк как по ассортименту товаров, так и по размерам. Не на всех объектах внедрение проходило гладко и без проблем, поэтому хотелось бы кратко остановиться на некоторых соображениях по этому поводу и поделиться собственным опытом.

Во-первых, важно на начальных этапах подготовки к переходу на новые технологии определиться с типом и количеством кассовых аппаратов. Этот выбор зависит от ассортимента товаров, размеров и структуры магазина. В случае неудачного выбора возможны крупные материальные потери. Не менее важен подбор программного обеспечения. Обобщая, можно сказать, что на начальных этапах требуется тщательное обследование магазина и составление подробного технического проекта, который станет, по сути, руководством к действию.

Во-вторых, и это один из самых важных моментов, подбор и обучение персонала магазина. Опыт показывает, что люди должны быть хорошо обучены, внимательны и ответственны. Особенно это касается администратора базы данных и операторов ввода данных. Необходимо подчеркнуть, что персонал должен быть обучен до начала эксплуатации программно-технологического комплекса. В противном случае возможны сбои в работе магазина, вплоть до полной остановки торговли.

Кстати, внедрение автоматизированного учета возможно и без применения интеллектуальных КСА. Эффект от такого внедрения значительно ниже, мы рассматриваем его лишь в качестве первого шага на пути внедрения новых технологий.

В-третьих, должен быть проведен целый комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение нового технологического процесса работы магазина. Каждый работник, начиная от директора и заканчивая грузчиком и кладовщиком, обязан четко представлять себе, что вся информация о движении товаров в магазине должна попадать в компьютеры и там обрабатываться, в противном случае на достоверности данных можно будет поставить крест. Персонал, эксплуатирующий программу, становится одним из центральных звеньев магазина, т.к. обладает наиболее полной и достоверной информацией о движении товара, его остатках, ценах, сроках годности, о суммах и сроках задолженности перед поставщиками и т.д.

Нередко персонал магазина саботирует внедрение новых технологий, понимая, что это грозит их привычному укладу работы, а иной раз и благополучию. Некоторые просто не могут выполнять новые обязанности. Руководство магазина должно занять в этих вопросах жесткую позицию, иначе все нововведения обречены на провал. Опыт показывает: внедрение легче проходит в новом, молодом коллективе, не имеющем опыта работы в "советской торговле".

Руководство должно четко понимать, что внедрение новых технологий - не самоцель, и преимущества от них не лежат на поверхности. Попробуем вкратце рассказать о них.

  • Объект учета - товар, т.е. производится количественный и суммовой учет остатков и движения конкретного товара на складе и в магазине. Вы имеете возможность проследить всю цепочку движения товара - от прихода на склад до реализации товара через секцию магазина;
  • Упрощение ведения взаиморасчетов с поставщиками. Вы имеете возможность увидеть историю взаимоотношений с конкретным поставщиком и конкретные суммы, подлежащие уплате или возврату, сроки возникновения задолженности в календарных и банковских днях;
  • Вы можете работать на различных уровнях аналитического учета:
  • товар;
  • группа товаров;
  • документ (накладная, счет-фактура и т.п.);
  • поставщик или оптовый покупатель;
  • склад, магазин, материально-ответственное лицо;
  • торговое предприятие в целом;
  • а также любое произвольно выбранное подмножество товаров;

На любом из этих уровней вы можете производить анализ движения, остатков, цен, сумм, а также получать большое количество самых разнообразных отчетов, список которых Вы можете расширить как самостоятельно, так и с нашей помощью.

  • Контроль за своевременным пополнением товарами отделов торгового зала; появляется возможность прогнозирования остатков того или иного товара в соответствии с темпами его распродажи. Это позволяет оперативно реагировать на покупательский спрос и более полно его удовлетворять.
  • Упрощение переоценок товаров.
  • Упрощение и ускорение переучета товаров на складе и магазине. Счетная комиссия сверяет фактические остатки с инвентаризационной ведомостью (учетными остатками) и вносит фактическое количество непосредственно в эту ведомость.
  • Облегчение работы кассира-оператора - нет необходимости помнить и вводить цену товара. Кассир работает с кодом товара, который либо считывается сканером штрих-кода, либо вводится вручную (для "неоштрихованных" товаров). Цена извлекается по этому коду из прайс-листа, сформированного заранее.
  • Сокращение времени обслуживания покупателя за счет считывания кода товара сканером.
  • Упрощение работы с весовым товаром. Применяются системные весы, печатающие штрих-код товара (код товара + вес + служ. информациия), который затем воспринимает кассовый аппарат, или весы, подключаемые непосредственно к кассе.
  • Значительное ускорение и упрощение процесса подготовки ценников (поставляется как отдельная подсистема). Процедура занимает от нескольких минут до 1-2 часов (при перепечатывании всех ценников).
  • Имеется возможность снабдить товар собственными штрих-кодами. Это сократит время ввода кода товара кассиром либо позволит "накрыть" имеющийся на товаре штрих-код (подсистема поставляется отдельно).
  • Отслеживание товаров с истекшим сроком хранения, товаров с просроченным сертификатом годности.
  • И многое другое...

Подводя итоги сказанному, можно утверждать, что будущее, несомненно, за новыми технологиями в торговле. Они, хоть и со скрипом, прокладывают себе дорогу: все большее число товаров даже у нас снабжается штрих-кодами (наши ближайшие соседи, кстати, гораздо дальше продвинулись по этому пути); расширяется ассортимент "умных" касс и снижаются цены на них; совершенствуются программы учета товаров с использованием новых технологий. Наверняка появятся и новые программы, и новые технические и технологические решения. Поводы для такого оптимизма есть. На пороге XXI век и не следует об этом забывать ни руководителю магазина, ни покупателю, томящемуся в очереди к кассе в этом магазине.

Юрий СИВАЧЕНКО,
ведущий специалист НТО "ЛюксСофт",
тел. 211-86-78, 211-85-43

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

04 за 1998 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!