Трехмерный мир: новые веяния и старые проблемы

(результаты тестирования AGP 3D-акселераторов)

(Окончание, начало в №№9, 10)

Обилие всевозможной информации об Accelerated Graphics Port, выплеснувшейся на страницы компьютерных изданий в конце прошлого - начале нынешнего года, не могло не породить в пытливых умах отечественных пользователей простого вопроса: "Все эти теоретические доказательства скорой и убедительной победы AGP - вещь, конечно же, нужная и правильная, но в то же время хотелось бы знать, как ведут себя AGP платы на практике?" Не скроем, что и нам подобная мысль долгое время не давала покоя (особенно сильно мучило обещание некоторых производителей привнести в наш персональный компьютер мощь и производительность графической рабочей станции). Поэтому для читателей "КВ" не должно показаться удивительным то, что в рамках проведенного тестирования мы постарались взглянуть на данный класс 3D-акселераторов сугубо с практической точки зрения. Перспективы, даже если они самые радужные, не должны подменять собой реального состояния вещей.

Как уже было сказано, одним из достоинств выбранного нами для тестирования пакета ZIFF-DAVIS' 3D WINBENCH 97 v.1.0 явилась возможность учета специфики AGP при использовании сцены Station2 с текстурами большого объема. Данная сцена при аппаратной поддержке тестируемой платой Mipmap Linear позволяет задействовать 2,7М текселей (каждый тексель обычно занимает 2 байта), причем в среднем по 2М текселей в одном кадре. Подобный объем текстур вынуждает 3D-акселератор в случае нехватки локальной памяти хранить текстуры за ее пределами, т.е. в системной памяти. В процессе тестирования мы руководствовались рекомендациями специалистов лаборатории ZIFF-DAVIS.

К сожалению, на момент проведения тестирования платы, рассчитанные на работу с AGP, на нашем компьютерном рынке пребывали в явном меньшинстве (справедливости ради стоит отметить, что подобное положение дел сохраняется и по сей день): нам удалось "собрать под свои знамена" только четыре платы - ASUS "V264 GT3", ATI "XPERT@WORK", CHAINTECH "DESPERADO" и PROGRAPHICS (CL-5465A). Тем не менее, на ряд принципиальных вопросов нам удалось найти более или менее убедительные ответы, с которыми мы и собираемся вас познакомить ниже.

 

Первым и, возможно, главным моментом тестирования AGP 3D-акселераторов была попытка выяснить, сколь же велико на самом деле преимущество AGP-плат перед аналогичными изделиями для шины PCI. Создатели пакета ZIFF-DAVIS' 3D WINBENCH 97 в данном случае рекомендуют использовать следующую методику. Согласно этой методике, необходимо произвести замер производительности в сцене с текстурами большого объема: 1) AGP 3D-акселератора с 8 Мб локальной памяти; 2) AGP 3D-акселератора с 4 Мб локальной памяти и 4 Мб системной памяти, используемой AGP; 3) AGP 3D-акселератора с 4 Мб локальной памяти, не использующего системную память для нужд AGP; 4) Эквивалентного PCI 3D-акселератора с 8 Мб локальной памяти; 5) Эквивалентного PCI 3D-акселератора с 4 Мб локальной памяти. После этого необходимо, естественно, сравнить результаты. Поскольку мы не преследовали цель всесторонне изучить поведение AGP-плат при прохождении данного теста, и более того, нас вполне устраивал вариант, когда AGP-платы реализуют все свои преимущества, то от использования пункта "3" данной методики решено было отказаться. В качестве платы, при помощи которой стала бы возможной реализация вышеназванной методики, был выбран 3D-акселератор ATI "XPERT@WORK". Наш выбор был не случаен: во-первых, ATI "XPERT@WORK" выпускается как в AGP-варианте, так и в варианте PCI, во-вторых, эта плата допускает установку до 8 Мб локальной памяти в обоих вариантах, в-третьих, ATI "XPERT@WORK" - добротный, универсальный и, главное, достаточно широко распространенный 3D-ускоритель, результаты тестирования которого, на наш взгляд, являются достаточно показательными и представляют интерес для широкого круга компьютерных пользователей. Тесты показали (рис.1), что производительность плат с 8 Мб локальной памяти (и AGP, и PCI) практически идентична.

Рис.1

Отсюда можно сделать два вывода. Первый - объема видеопамяти 8 Мб более чем достаточно для удовлетворения запросов практически любой современной программы. Второй - если вы являетесь обладателем современного 3D-акселератора с 4 Мб памяти, допускающего ее расширение хотя бы до 8 Мб, то более предпочтительной и экономически обоснованной представляется покупка дополнительных 4 Мб памяти, нежели приобретение новой, аналогичной AGP, платы. В случае с тестированием AGP и PCI плат с 4 Мб локальной памяти дело обстояло совершенно по другому. AGP вариант ATI "XPERT@WORK" резко вырвался вперед, показав производительность, равную платам с 8 Мб памяти. Это позволяет говорить о том, что на сегодняшний день AGP имеет значительные преимущества при использовании программным обеспечением больших текстур в условиях недостаточного объема локальной памяти 3D-акселератора. Тем не менее, нам кажется маловероятным, чтобы в ближайшие полгода-год традиционные PCI 3D-акселераторы с 4 Мб локальной памяти уступили свое место AGP-платам или PCI-платам с 8 Мб: подавляющее большинство существующих на данный момент программ и, очевидно, тех новых, которые появятся в продаже в этот период, не отличаются столь "зверским" аппетитом.


ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТЕСТИРОВАННЫХ 3D-УСКОРИТЕЛЕЙ


ASUS "V264 GT3"

Данная плата является одним из ветеранов отечественного рынка AGP-ускорителей. Может быть поэтому результаты, показанные ею, выглядят не столь внушительно. Беспокоит, главным образом, существенное отставание ASUS "V264 GT3" от сопоставимой платы производства ATI (имеется в виду ATI "XPERT@WORK"): оба изделия основаны на чипсете ATI "3D RAGE PRO" с интегрированным RAMDAC 230МГц, оба могут быть оснащены 4 Мб памяти SGRAM, обе фирмы, выпустившие рассматриваемые платы, обладают более чем достаточным опытом в деле написания драйверов для графических ускорителей. Спрашивается, в чем же дело, господа-производители? Взглянем еще раз на результаты тестирования. Качество формирования трехмерных изображений платой ASUS "V264 GT3"(таб.1) было вполне приемлемым и практически не отличалось от аналогичных показателей ATI "XPERT@ WORK".

Таблица 1
Качество реализации функций 3D акселерации
  ASUS "V264 GT3" ATI "XPERT@WORK" CHAINTECH "DESPERADO" PROGRAPHICS (CL-5465A)
Fog Vertex Правильно Правильно Правильно Правильно
Fog Table Не поддерживает Не поддерживает Не поддерживает Не поддерживает
Specular Highlights Правильно Правильно Правильно Правильно
Color Key Transparency Правильно Правильно Правильно Правильно
Alpha Transparency Правильно Правильно Правильно Правильно
Linear Правильно Правильно Правильно Правильно
Mipmap Linear Правильно Правильно Не поддерживает Не поддерживает
Dithering Правильно Правильно Правильно Правильно
Perspective Correction Правильно Правильно Правильно Неправильно
Fog Vertex and Color Key Правильно Правильно Правильно Правильно
Fog Vertex and Alpha Правильно Правильно Правильно Правильно

Что же касается трехмерного быстродействия (рис.2), то здесь ASUS "V264 GT3" не дотянула даже до результатов PCI варианта ATI "XPERT@WORK" с 4 Мб.

Рис.2

Рискнем высказать свое предположение - очевидно, компания ASUSTeK, спеша выбросить на рынок, готовый жадно и без разбора глотать все, что имеет в своем названии заветную аббревиатуру AGP, не позаботилась о должной поддержке DIME. Двумерную производительность ASUS "V264 GT3" по результатам тестов Graphics WinMark пакета ZIFF-DAVIS' WINBENCH 96 можно охарактеризовать следующим образом. При использовании глубины цвета 16 бит ASUS "V264 GT3" ничем не уступает ATI "XPERT@WORK", т.е. двумерная производительность рассматриваемой платы в этом случае очень и очень приличная (рис.3).

Рис.3

С двумерной производительностью при использовании глубины цвета 32 бит дело обстоит похуже: как и многие протестированные нами ранее ускорители, ASUS "V264 GT3" заметно отстает от лидеров (рис.4).

Рис.4

Говоря о данной плате, стоит отметить, что она допускает установку и всего лишь 2 Мб SGRAM, но на наш взгляд двухмегабайтный AGP 3D-акселератор попросту неконкурентноспособен. Большим достоинством описываемого изделия является наличие видеовхода и TV-выхода. По цене ASUS "V264 GT3" также сопоставима с ATI "XPERT@WORK". В целом плата ASUS "V264 GT3" является, возможно, и не самым лучшим, но и далеко не самым худшим выбором (а появившиеся не так давно новые драйверы могут сделать ее еще более привлекательной в глазах покупателей).


ATI "XPERT@WORK"

Все, что было сказано о PCI-версии этого 3D-ускорителя, применимо и для его AGP-варианта, поэтому мы посчитали нецелесообразным вторично рассматривать достоинства и недостатки ATI "XPERT@ WORK".


От великого до смешного всего один шаг, имя которому драйверы: результаты тестирования плат CHAINTECH "DESPERADO" и PROGRAPHICS (CL-5465A)

Смысл этого заковыристого заголовка объясняется достаточно просто: обе протестированные платы (и CHAINTECH "DESPERADO", и безвестная PROGRAPHICS (CL-5465A)) внешне были похожи как сестры-близнецы, а вот результаты показали полярные (разумеется, здесь речь не идет об оформлении упаковки, хотя даже в этом отношении CHAINTECH "DESPERADO" выглядела на порядок выше). О каких-либо конструктивных различиях в подобных случаях говорить просто неуместно, поэтому мы ограничимся описанием типового дизайна плат на основе чипсета CIRRUS LOGIC "LAGUNA 3D". Помимо самого графического контроллера, остается отметить интегрированный RAMDAC 230МГц и 4 Мб памяти Rambus RAM. Обе рассматриваемые платы ориентированы на нижний сектор рынка AGP-акселераторов и относятся к классу универсальных 2D/3D-ускорителей.

Перед началом тестирования мы столкнулись с непростой дилемой: оставить для платы PROGRAPHICS (CL-5465A) откровенно "пожилые" драйверы, имевшиеся на входящем в комплект компакт-диске, либо заменить их на обновленные драйверы для данного чипсета, имевшиеся на сервере CIRRUS LOGIC. После долгих колебаний решено было остановиться на драйверах с компакт-диска. Мы посчитали, что основными покупателями подобных плат являются люди, ограниченные в средствах. По этой же причине у них едва ли имеется возможность вести поиски новых драйверов в Интернете.

Обе протестированные платы показали приемлемый уровень двумерной производительности, причем их результаты существенно не различались. Сюрпризы начались, когда мы перешли к трехмерным тестам. При оценке качества формирования трехмерных сцен обе платы споткнулись на функциях Fog Table и Mipmap Linear (не поддерживаются аппаратно). Не лучшим образом дело обстояло и с коррекцией перспективы (Perspective Correction). Более того, на наш взгляд, эта функция у платы PROGRAPHICS (CL-5465A) реализована неправильно (рис.5).

Рис.5

Кроме того, PROGRAPHICS (CL-5465A) заметно хуже справилась с тестами Alpha Transparency и Fog Vertex and Alpha. Больше всего нас поразило то, что трехмерное быстродействие платы CHAINTECH "DESPERADO" оказалось почти в два раза выше, чем у PROGRAPHICS (CL-5465A). Вот вам и драйверы!

Не претендуя на знание абсолютной истины, все же рискнем сделать некоторые выводы. Если вы не готовы выложить за 3D-ускоритель более 70$, то вам стоит присмотреться именно к плате CHAINTECH "DESPERADO".

Подводя итог нашим размышлениям по поводу современных 3D-акселераторов, хотелось бы сказать следующее. Помимо всех вполне очевидных новых веяний, выражающихся в том, что мощь появляющихся, как грибы после дождя, трехмерных чипов и плат неуклонно растет, столь же очевидна и главная застарелая проблема данного класса устройств - малое количество и однобокая направленность программ, использующих трехмерную графику.

Виктор МОРОЗОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

11 за 1998 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!