О роли национальных производителей компьютерной техники

Не имея целью бурно возмущаться по поводу отсутствия белорусского brand name, хотелось бы высказать несколько соображений в защиту местных компьютерных фирм.

В статье работа инженеров-системотехников едва ли не всех белорусских компьютерных фирм описывается как начинка типовыми запчастями блоков Minitower в промежутках между бесконечными сражениями в Duke Nukem и Quake. С точки зрения бизнеса подобная ситуация объясняется следующим образом: если у персонала фирмы достаточно времени для компьютерных игр во время рабочего дня, значит, либо фирма работает из рук вон плохо, либо ее штат раздут сверх необходимости. Что касается преобладания блоков Minitower над другими моделями (Desktop, Slim и т.д.), то оно обуславливается не только их дешевизной, но и практичностью, выражающейся в отсутствии проблем с монтажом большинства комплектующих.

Не совсем точно описано и тестирование собранных компьютеров. В подавляющем большинстве случаев предварительное тестирование осуществляется установкой Windows 95 и MS Office, и положительное решение принимается при отсутствии принципиальных проблем в ходе этого процесса. Для более тонкого тестирования применяются пакеты Norton Utilities или специализированные утилиты типа Nokia Monitor Test, HddTest и т.п. Кратковременное тестирование игровыми программами используется лишь при сборке мультимедийных компьютеров, да и то, если последние оснащены игровыми графическими ускорителями типа 3Dfx.

Несколько слов об источниках комплектующих в Беларуси. Действительно, не секрет, что подавляющее их большинство происходит из Москвы от очень ограниченного числа поставщиков. Во-первых, не каждой белорусской компьютерной фирме под силу наладить прямые контакты с производителями, особенно в условиях жесточайшей валютной политики. А во-вторых, было бы довольно странно, если бы микросхемы памяти импортировались не пятью-шестью крупнооптовыми московскими фирмами с многомилионными оборотами (R&К, Formoza, ELKO, Аэртон и т.д.), а, скажем, двадцатью - это было бы слишком много даже по масштабам России. К тому же конечному покупателю безразлично, какой путь у изделия: Юго-Восточная Азия - Благовещенск - Москва - Минск или Юго-Восточная Азия - таможенный склад Роттердама или Гамбурга (с запретом ввоза в Европу) - Минск. Покупателя интересуют прежде всего цена и гарантийные сроки. Собственно поэтому комплектация европейского, американского и японского производства слабо распространена в Беларуси.

Об ответственности сборщиков компьютерной техники. Если жесткий диск крепится одним или двумя винтами, то существенно возрастает риск его выхода из строя по причине механических или электрических повреждений. В случае, если подобная проблема возникла в запломбированном корпусе, то налицо халатность сборщика. Таким образом, при продолжительной гарантии ответственность за материальный ущерб несет конкретный сборщик, и поэтому вряд ли он заинтересован в снижении качества сборки. Хотя это возможно, если фирма-сборщик практикует гарантийные отказы, наступившие по своей вине.

 

По поводу нетрадиционных компонент в компьютерах. Действительно, немногие фирмы берут на себя риск держать на складе экзотическую комплектацию. Дело в том, что малоходовые позиции, особенно только что появившиеся на рынке, имеют свойство резко дешеветь. Типичным примером являются графические 3D-ускорители. Стоивший всего 3 месяца назад около $175, ускоритель Diamond Monster I выставляется в розницу уже примерно за $100, и это еще далеко не предел. Естественно, малейшая задержка с продажей подобных изделий чревата для фирмы-продавца существенными убытками. Поэтому подобная продукция часто представляется на уровне каталогов и продается по предварительным заказам. На складе такой товар имеется редко, да и то в ограниченном ассортименте и количестве. На складах же московских фирм такой товар найти проще, но это объективно обусловлено прежде всего гораздо более высокой покупательной способностью московской клиентуры при большей емкости российского рынка.

Необходимо затронуть еще один нюанс продажи экзотической комплектации, например, TV-тюнеров. Как правило, клиент загорается желанием приобрести нечто подобное, прочитав рекламную статью в бог знает каком издании, либо, что еще хуже, найдя информацию в Internet. Получив представление лишь о самых приятных характеристиках изделия, относящихся вдобавок к какой-то из его модификаций, он приобретает изделие (выбор обычно падает на самую дешевую модификацию). Не найдя анонсированных характеристик или обнаружив какие-то неприятные свойства, он возвращается на фирму-продавец и начинает морочить голову всему персоналу фирмы. Этот факт также не способствует распространению подобной продукции на рынке, и ею торгуют только те, у кого хватает решительности отказывать такой клиентуре.

Говоря о "крутых" "экзотических" конфигурациях типа IPP166MMX, 8 Mb RAM + Video Trident 9000 ISA, HDD 270 Mb, автор упускает из виду такое понятие компьютерного бизнеса, как модернизация, особенно вынужденная. Представьте такую ситуацию: у частного предпринимателя на его 486-компьютере, применяемом исключительно для складского учета или текстового бухгалтерского пакета (или ПО под Windows 3.xx), после двух-трехлетней эксплуатации выходит из строя материнская плата. В этой ситуации можно пойти на рынок или обратиться по частным объявлениям о замене этой платы, благо, стоит она не дороже $25-30. Но при этом возникает проблема: как быть с гарантией? Продукция уже снята с производства, поэтому речь может идти только о комплектации, бывшей в употреблении и с истекшей заводской гарантией. На такое изделие достаточно серьезные продавцы просто не рискнут фактически от себя давать продолжительную гарантию (не менее 6 месяцев), да еще и за такие деньги. Клиента же гарантия "до дверей" не устраивает. С другой стороны, радикальная модернизация по деньгам не запланирована (полагаю, каждый предприниматель представляет, насколько проблемно сейчас изъять деньги из оборота), а работать на компьютере нужно непрерывно. Поэтому остается вариант наиболее дешевого возврата компьютера к жизни из находящихся в производстве комплектующих и за счет максимального задействования уже имеющейся комплектации. Такой вариант стоит не менее $140, что не очень-то и мало даже для небольшой белорусской фирмы.

Относительно использования мелкими сборщиками комплектующих подешевле можно сказать, что и крупные фирмы не заинтересованы задействовать более дорогую комплектацию. В готовых компьютерах крупных фирм нередко применяется комплектация, далекая от эталона качества, зато оставляющая позади по уровню цены большинство известных производителей. Достаточно сказать, что 24х-скоростные приводы CD-ROM BTC минимум на 15% дешевле аналогичных Teac, Toshiba и Hitachi. Другое дело, что крупные фирмы в состоянии позволить себе гораздо более мощную рекламную кампанию. Основная же цель как мелких сборщиков, так и крупных фирм, претендующих на звание национального brand name, - это сборка максимально дешевого компьютера, беспроблемно функционирующего в течение гарантийного срока. Если же клиент готов заплатить больше, то тогда он вправе требовать лучшее. По-другому не бывает. Это закон бизнеса.

Дмитрий ПЕТРОВ,
buc@abbank.minsk.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

26 за 1998 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!