Менять ли звуковую карту

В последнее время на рынке появилось множество недорогих PCI звуковых карт. Среди любителей мультимедиа бытует мнение, что они не уступают по возможностям профессиональным звуковым картам. Чтобы проверить это предположение, я протестировал ряд ISA, PCI и несколько профессиональных карт типа Turtle Beach и Gravis Ultra Sound. Сегодняшний обзор посвящен PCI-карте Ensoniq DCS S 727 ( ES1370).

Американская фирма Ensoniq - мировой лидер в производстве профессиональных сэмплерных синтезаторов - не ударила в грязь лицом и выпустила на рынок дешевых звуковых плат наиболее достойную на фоне других протестированных PCI-карт.

Итак, попробуем разобраться, какие преимущества дает использование шины PCI в звуковых картах. 32-битная PCI шина, намного превосходящая ISA по скорости, позволяет одновременно записывать и воспроизводить WAV-файлы в формате 48 КГц 16 бит стерео и, что самое важное, обмениваться с системной памятью компьютера через DMA со скоростью, достаточной для аппаратного семплерного синтеза. Итак, под натиском PCI-шины пало одно из главных преимуществ профессиональных карт - возможность сэмплирования (использования для MIDI-синтеза произвольных волновых форм), для чего они имели объем встроенной памяти 4 Мб и более и возможность его наращивания.

Стандартные ISA-карты использовали медленные каналы DMA, отсутствующие на шине PCI. Это обусловило необходимость применения специальных драйверов для обеспечения совместимости с программами и играми, написанными под ISA-звук. Эти драйверы в совокупности с самой звуковой картой фирма Ensoniq представила как Audio PCI TM Technology.

Карта Ensoniq имеет 32-голосый волновой MIDI-синтезатор. Для волнового синтеза используются загружаемые с винчестера в системную память волновые формы. Такая технология позволяет менять наборы мидиинструментов. Поставляемый в комплекте в двух- и четырехмегабайтной версии набор General MIDI выгодно отличается по звукам от аналогичных наборов остальных протестированных PCI-карт. А при сравнении со свистами и писками, именуемыми "General MIDI", FM синтезатора ISA карт (качества ESS 1868) впечатление остается как при переходе с черно-белого монитора на цветной. Если у вас достаточный объем ОЗУ, на сервере www.polysonic.com/filer.htm можно найти восьмимегабайтную версию сэмплов. К сожалению, мною пока не найден отличающийся от General MIDI набор волновых форм. Если вам удастся найти что-либо впечатляющее, всегда буду рад мэйлу. Приятно удивило качество работы встроенных эффектов. В отличие от всех протестированных карт (кроме профессиональных), встроенные хоррус реверберация и объемное звучание не вносили в звучание MIDI-записей шума и искажений! Естественность и мягкость реверберации удовлетворит даже человека, знакомого с профессиональной музыкальной аппаратурой. Каждый из эффектов имеет два варианта звучания, различающиеся по глубине. Также выгодно отличается звучание инструментов ударной группы на десятом MIDI-канале.

 

Карта имеет три стереовхода: линейный, СD и вход TB-тюнера. К недостаткам данной карты следует отнести монофонический микрофонный вход, который однако имеет программно отключаемое питание 5 вольт для конденсаторного микрофона (30 тыс. на Ждановичах+ штэкер) и аттенюатор на 30 дБ. При необходимости стерео микрофонной записи придется пользоваться внешним усилителем и подавать сигнал на линейный вход. Также имеется моновход/выход для подключения модема. Стереовыход карты, который в описании представлен как линейный/телефонный, имеет очень низкую нагрузочную способность и не пригоден для использования с наушниками или пассивными колонками, хотя на входе усилителя или активных колонок раскачивается сигнал, соответствующий по уровню линейному выходу.

Отдать предпочтение данной звуковой карте, кроме прекрасного MIDI-синтезатора, меня заставили ее высокие шумовые параметры. Покажите хотя бы одну звуковую карту, выпущенную в последние 5 лет, для которой бы в описании не гарантировался шум в тракте аналогово-цифрового и цифро-аналогового преобразования хотя бы на уровне -86 дБ. Как показали измерения, для лучших реализаций недорогих ISA-карт этот параметр никогда не превышал -65 дБ для воспроизведения и -55 - для записи с линейного входа, закороченного на землю. Для карты Ensoniq уровень шума на выходе составил -85 дБ. Уровень шума записи с линейного входа составил -72 дБ, и этот параметр намного превзошел не только все протестированные PCI-карты, но и Gravis Ultra Sound, относящийся к дорогим полупрофессиональным звуковым картам. Уровень шума микшера при транзите с входов СD, ТV и AUX лучше -90 дБ. К сожалению, микшер не имеет отдельных регулировок для уровня записи, но включение каналов на запись и на воспроизведение независимо, что делает возможным запись под фонограмму без наложения.

Минимальные системные требования для использования карты Ensoniq - Pentium 75, любая Windows, 1 X CD-ROM и 2-8 мегабайт системной памяти, которые вы отжалеете для использования только звуковой картой.

Софт к карте поставляется на компакте, где вы также найдете несколько небольших игр и бестолковых программ для работы с мультимедиа.

Артур ФЕДЧЕНКО,
artur@nsys.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

40 за 1998 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!