Рынок программного обеспечения в ноябре

Обзор предложений по материалам основных периодических изданий


Объем рынка ПО

В Таблице 1 приведены сводные данные, характеризующие, в известной мере, состояние и тенденции развития рынка ПО за последние месяцы.

Таблица 1: Программное обеспечение на рынке РБ
Параметры оценки Сентябрь Октябрь Ноябрь
Количество предложений 476 532 569
Динамика (нет данных) + 11,76 % + 6,95 %
Доля предложений ПО на рынке 1,60 % 1,78 % 1,90 %

Как видим, общее количество предложений программного обеспечения увеличивалось от месяца к месяцу. В то же время, темп этого увеличения в ноябре заметно уступает октябрьскому - 6,95% против 11,76% соответственно.

 

Таким образом, сезон берет свое, даже в условиях кризиса. И то, что динамика прироста несколько замедлилась, тоже можно объяснить влиянием сезонного фактора: как правило, сентябрь - это первый месяц после летних отпусков, а в октябре рынок уже почти выходит на уровень годовой пиковой активности, где и держится примерно до конца декабря.

Самая интересная тенденция - повышение доли предложений ПО в общей массе предлагаемых товаров и услуг (от 1,60% в сентябре до 1, 90% в ноябре). Похоже, что компьютерные программы, как особый вид товаров, постепенно прибавляют в своей популярности.


Структура рынка ПО

Понятие "структуры рынка программного обеспечения" предполагает ответ на вопрос, какие именно программы продаются на рынке. При этом следует учитывать, что ответ на данный вопрос может быть сформулирован или на уровне конкретных программ, или на уровне более обобщенной информации в виде определенных групп, типов программ. В последнем случае появляется возможность оценить, какие сферы деятельности на сегодняшний день в большей мере уже охвачены процессами компьютеризации, и что является перспективным в ближайшем будущем. Другими словами, эти данные характеризуют не только структуру предложений, но и, определенным образом, структуру потребительского спроса. Ведь предлагается, как правило, именно то, что продается, на что существует спрос.

Данные, приведенные в Таблице 2, показывают, что внутренняя структура рынка ПО достаточно стабильна.

Таблица 2: Типы ПО: Объемы предложений и их динамика
Типы программ Объемы предложений Динамика
Октябрь Ноябрь  
Прикладные программы 45,73% 46,40% + 0,67%
Компакт-диски с записями 12,72% 14,76% + 2,04%
Базы данных 9,54% 12,13% + 2,58%
СУБД 4,97% 4,92% - 0,05%
Средства разработки 5,37% 4,22% - 1,15%
Сетевое ПО 1,99% 3,87% + 1,88%
ПО фирм 3,18% 3,69% + 0,51%
САПР 1,79% 3,34% + 1,55%
Служебные программы 2,78% 1,93% - 0,85%
Телефонное ПО 0,00% 1,58% + 1,58%
Операционные системы 6,36% 1,41% - 4,96%
Множественное предложение 0,00% 0,88% + 0,88%
Разработка ПО под заказ 1,19% 0,70% - 0,49%
Другое 0,00% 0,18% + 0,18%

Первые три позиции прочно занимают прикладные программы, компакт-диски с записями и базы данных. Причем, предложения двух последних групп в ноябре имеют и хорошую положительную динамику - 2,04% и 2,58% соответственно.

Из других отметим увеличение в ноябре объемов предложений сетевого ПО и САПР, а также появление новых типов, обеспечивающих работу телефонного оборудования и средств сигнализации. Заметно уменьшился объем предложений операционных систем - на 4,96 %, так что, похоже, их всплеск в октябре был достаточно случайным.

Предложения остальных типов программ остались примерно на том же уровне, что и раньше.


Ноябрьский рейтинг программ

Рейтинг программ является второй частью ответа на вопрос о том, какие программы продаются на рынке. И если первая часть, касающаяся типов программ, представляет интерес в первую очередь для продавцов ПО, которые могут исходя из этого планировать свой бизнес, например, ориентируясь на то, что уже хорошо продается, или на еще "не раскрученные" сегменты программного рынка, то информация о конкретных программах полезна и для продавцов, и для покупателей. Так, продавцы имеют возможность конкретизировать свои планы, а покупатели - сориентироваться при непосредственном выборе той или иной программы с точки зрения ее известности, популярности на рынке.

Таблица 3 показывает, какие программы чаще всего предлагались на рынке РБ в ноябре.

Таблица 3: Рейтинг программ в ноябре-98
Программный
продукт
Объем предложений
(% рекламных строк)
в ноябре
Рейтинг
Ноябрь
(Октябрь)
1C: Бухгалтерия 9,14% 1 (1)
Ветразь 3,87% 2 (9)
Бэст 3,51% 3 (-)
ORACLE 2,81% 4 (2)
Профит-комплекс 2,81% 4 (3)
Галактика 2,46% 5 (5)
1C: Торговля и склад 2,28% 6 (6)
1C: Зарплата и кадры 2,11% 7 (7)
Lotus Notes 1,41% 8 (8)
Fine Reader 1,23% 9 (-)
Project Expert 1,05% 10 (-)
Бэмби+ 1,05% 10 (-)

Как видно из этой таблицы, в ноябрьском рейтинге программ произошло сразу несколько достаточно интересных изменений. Так, если лидерские позиции по-прежнему удерживает "1С: Бухгалтерия", то прямо с девятого на второе место переместился комплекс бухгалтерских программ "Ветразь".

Обращает на себя внимание и активизация предложений таких программ, как "БЭСТ" и "Бэмби". В октябре они вообще не входили в 1-ю десятку, а теперь занимают соответственно 3-е и 10-е места. И, наконец, еще два новичка в ноябрьском рейтинге - это "Fine Reader" и "Project Expert".

Можно только предположить, с чем конкретно это было связано. Скорее всего, свою роль здесь сыграла ситуация накануне выставки. Остается подождать до следующего обзора, чтобы посмотреть, был ли этот всплеск разовым или он обозначает какие-то возможные тенденции.


1-я десятка продавцов ПО (ноябрь-98)

Как всегда, особой популярностью пользуется список наиболее активных продавцов программного обеспечения. Данные за ноябрь (см. Таблицу 4) показывают, что здесь тоже произошли изменения.

Таблица 4: «Десятка» наиболее активных продавцов в ноябре-98
Продавец Объем
предложений
в ноябре
Рейтинг Динамика
рейтинга
Ноябрь (Октябрь)
IBA 8,26% 1 -2 1
МиСофт 7,38% 2 -1 -1
SKY Systems 7,21% 3 -3 0
Инфоплюс 5,10% 4 -4 0
Триумф 4,39% 5 -10 5
ИнтеллектСервис 4,22% 6 -15 9
Бенетон 3,51% 7 -8 1
CompIT Systems 3,16% 8 -6 -2
Профит 2,81% 9 -7 -2
СофтИнфоpм-бизнес 2,81% 9 -9 0
ТОП СОФТ 2,46% 10 -5 -5

Компания "IBA" обошла лидера предыдущих рейтингов ЗАО "МиСофт" и заняла первое место. Сохранили свои позиции "SKY Systems" и "Инфоплюс".

А вот компании "Триумф" и "ИнтеллектСервис" очень сильно добавили в своей рыночной активности в ноябре, что позволило им занять 5-е и 6-е места в рейтинге. Обращаем ваше внимание на появление в таблице столбца "Динамика рейтинга", где отражается разница между рейтингом предыдущим и текущим. В данном случае коэффициент динамики рейтинга фирмы "Триумф" составил +5, а фирмы "ИнтеллектСервис" - +9. Это наибольшие показатели положительной динамики в ноябре месяце.

А вот наибольшая отрицательная динамика у компании "ТопСофт": с 5-го места она опустилась на 10-е. Конечно, это еще не значит, что "Галактика" пошла на убыль, скорее для ее продажи используются другие формы работы.

P.S. Благодарности

Выражаем признательность сотрудникам редакций "Белорусского рынка", "Белорусской деловой газеты", "Бизнес-Инфо", "Компьютерной газеты", "Компьютерной среды", "Компьютерных Вестей", "Национальной экономической газеты", "Цены и товары сегодня" за содействие в подготовке данного обзора.

Сергей ДМИТРИЕВ,
ПКП "Веспол",
boma98@yahoo.com


Несколько слов в защиту строчной рекламы

Надеюсь, что ассоциация между "Галактикой" и строчной рекламой достаточно понятна. Мне не раз приходилось выслушивать рассуждения менеджеров крупных компаний о том, что строчная реклама для больших программных продуктов не эффективна. С этим можно согласиться только отчасти. Да, действительно, большие программы приобретают крупные корпоративные клиенты. Да, действительно, для работы с ними более оптимальны другие формы рекламной деятельности - модули, рассылка, прямые контакты и т.п.

Но неужели так уж простовата строчная реклама? А как же насчет имиджа, известности, знакомости, присутствия на рынке, наконец? Я уже не говорю о технических деталях. Например, модуль еще надо найти, а строчки - они всегда на месте.

Более оправданным, лично мне, представляется комбинирование различных видов рыночной активности. Так, например, поступает "IBA", и их поведение на белорусском рынке можно, наверное, сформулировать следующим образом: корпоративный клиент, конечно, дело хорошее, но и другие покупатели тоже заслуживают внимания.

Из таких вот мелочей и складывается в итоге знаменитый экономический эффект, что наглядно показала нынешняя кризисная ситуация.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

50 за 1998 год

Рубрика: 

Анализ
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!