Индустрия звука'1998

Эта статья - рассказ о том, в чем я вращался последние месяцы в сфере компьютерных звуковых технологий. И вот я завариваю свежий кофе и начинаю повествование...

Первым делом считаю своим долгом рассказать о программных продуктах, которые я обошел вниманием в предыдущих обзорах.


Для Turtle Beach-систем

Pinnacle Patch Editor, v. 1.0, Voyetra, 1998. В нем Вы можете прошивать свой собственный MIDI-синтезатор на базе своих wav-сэмплов или уже готовых библиотек, часть из которых можно бесплатно скачать на сайте Voyetra. Загрузив сэмпл, Вы можете добавить/убавить эффектов, коих довольно много, поработать со слоями (layers), пропустить его через всевозможные фильтры, отредактировать внутри программы, установить параметры воспроизведения. В общем, на выходе у Вас может получиться звук, совершенно не похожий на исходный. Сохранив новую MIDI-схему, Вы автоматически устанавливаете ее присутствие для всех MIDI-устройств.

DOPro (Digital Orchestrator Pro v.3.00.37, Voyetra, 1998) при загрузке инициализирует данные из Patch Editor и только после этого позволяет работать с файлами. DOPro - вершина РС'шного софта. В последней версии реализованы две мечты аранжировщика для такого уровня пакетов: во-первых, эквалайзер для wav-треков внутри программы, во-вторых, очень грамотный Pitch Shifter, позволяющий транспонировать (изменять ноту) wav-звук без убыстрения/замедления, в отличие от того, как это реализовано в прошитых MIDI-синтезаторах. Видно, разработчики хорошо потрудились в области приближения своих продуктов к профессиональным студийным системам. Реализован новый эффект - No Quarter, весьма интересный по звучанию. Остальное практически не изменилось по сравнению с версией 2.11, хорошо знакомой нашему пользователю. Еще хочется отметить продвинутый интерфейс, чего не встретишь, пожалуй, ни в одном программном продукте от других производителей.

 

Новые продукты требуют новые драйверы серии TBS Pro, которые можно также свободно скачать с сайта фирмы Voyetra.

Описывая многие программы для домашних музыкальных студий, авторы часто забывают написать о том, какие продукты существуют помимо этого на данный момент на рынке.

CUBASE VST3.5 ver. 3553. Интерфейс очень похож на Digital Orchestrator (сравните две картинки), но последний предусматривает очень многое, а первый - ряд простых операций. Отличительная черта - возможность записи wav-стереотреков, что Voyetra почему-то избегает делать в Orchestrator'ах. Но все же работающий с CUBASE имеет ряд преимуществ. Во-первых, одновременная работа со множеством файлов, во-вторых, очень удобная функция зуммирования (масштабирования) рабочей области интерфейса, что в некоторых случаях является весьма удобным и нужным в использовании.

Это и есть, пожалуй, единственная программа-секвенсор, которую упоминали западные аранжировщики и ди-джеи по электронной переписке со мной. Данная переписка дала и дает мне много информации на заметку и к размышлению. Мощные программы сейчас явно не в ходу. Digital Orchestrator установлен у процентов пяти музыкантов, с кем я общаюсь. У британцев вообще более популярны Мас'и и сопутствующая им сэмплерная и музыкальная техника и ПО. В Скандинавии РС больше распространены, но там опять же доминирует комбинированный вариант живой и компьютерной студий. У американцев хватает и того, и другого. Есть множество клубов по интересам.

Программное обеспечение выбирается по критериям: просто и современно. Steinberg представила новую программу B. BoX v. 1.0. Данный продукт позволяет создавать ударные партии (и не только ударные) из внутренних звуковых ресурсов, а также из пользовательских банков ударных. Можно работать одновременно с восемью каналами. Очень похожа на Re-Birth. После того, как лупы (бои) сформированы, их можно экспортировать в wav-файлы. Очень удобная программа, когда стоит задача обеспечения качественной партии ударных для Вашей композиции.

Огромную долю рынка музыкального софта занимают дэнсмэйкеры. Причем они уже проникли и в профессиональные сферы. Опишу только три из них, поскольку спектр подобных продуктов огромен. Как я понял - данные программы одни из самых популярных.

Dance Station v. 1.03. Evolutions Electronic Ltd., 1998. Программа довольно проста: берутся wav-файлы, расставляются как кирпичики по сетке времени. Ничем не примечательный дэнсмейкер. Не знаю, почему он так популярен: сэмплы грязные, bpm, как я понял, не меняется. А то, что можно вставлять свои wav-файлы, так этим никого не удивишь.

Groove Maker v. 6.0.1r34, Macromedia, Inc, 1997. Превосходный дэнсмэйкер с красивым и суперсовременным интерфейсом. Bpm можно менять, но меняются и все ноты (убыстрение/замедление). Восьмиканальный секвенсор с возможностью загрузки своих сэмплов. Также изготовитель выпустил ряд библиотек с ультрамодными звуковыми библиотеками. Так что программа представляет собой почти профессиональное приложение для дискотек и т.п.

А теперь о самом любимом - о Mixman Studio v.1.5.18, Mixman Technologies, Inc, 1997-1998. Во-первых, это интерфейс, каких я еще не видел. Во-вторых, это свободный импорт/экспорт wav-файлов и редактирование внутри программы. И наконец, в-третьих - качественная и вместе с тем интересная работа при создании собственных композиций. Программу, вообще, можно пускать нонстопом на какой-нибудь вечеринке, иногда подменяя банки сэмплов. Качество композиций и характеристик звука не хуже, чем в каких-нибудь зарубежных техно-проектах. Вы можете загрузить свой вокал и сделать из него много качественных нарезок для собственных ремиксов или создать ремикс внутри программы.

Все-таки, как ни крути, но современная музыка - сэмплерная. Поэтому какой бы у Вас супер программный пакет ни был, без хорошего банка никуда не деться. Ниже Вы можете увидеть ссылки на самые лучшие сайты с сэмплами (см.врезку).

Теперь о конкуренции саундкарт для звуковых студий дома. Я не стал бы доверять картам Creative SB Live! Эта фирма, впрочем, как и всякая другая, тратит огромные средства на рекламу. Но напомню об AWE64. Где они сейчас? Что они могут сделать, по сравнению с SB Live!? Неизвестно, будет ли данный Live жив через полгода. Программное обеспечение пишется под них очень быстро, поверхностно. Пусть Creative имела долгий путь на рынке звукового харда, но какого - игрового! Теперь, завоевывая профессиональный рынок и повторив все идеи Voyetra Turtle Beach, она претендует на лидерство. Ни одна карта, выпущенная Creative, не продержалась на рынке столько, сколько TB Tropez. Я не против покупки SB Live! Но покупатели, например, TB Pinnacle (карте около двух лет), обновили драйверы и заменили программное обеспечение по последнему, современному слову. Качественные, продуманные продукты. И не надо вообще даже читать о современном "железе", поскольку проблемы модернизации решает Voyetra. Все было просто предусмотрено заранее.

Учитывая мой опыт работы с компьютерным звуком, тому, кто покупает себе звуковую карту с целью профессиональной музыкальной деятельности, я посоветую свыкнуться с мыслью о том, что голос все равно придется писать в обычной студии звукозаписи с внешними эффект-процессорами. Дело в том, что огромное значение при подобной записи имеют параметры помещения и расположение микрофона. Какие бы примочки ни существовали в современных программах для РС, Вы не получите нужный объемный эффект. Хорошо прописанный вокал - половина успеха композиции. Поэтому: или надо иметь под рукой Apple Macintosh, или идти прямо в студию звукозаписи. Мас'и я упомянул не зря, поскольку многие технологии, представленные на данных машинах, до сих пор являются передовыми. Реально там можно сделать приличный вокал. В домашних условиях можно сделать превосходный минус, но в том, что плюс будет полноценным, я не уверен. Заметьте, очень многие, в основном молодые, группы, используя РС для записи вокала, не получив должного качества, пытаются замаскировать недостатки под какую-нибудь примочку, сильно искажающую исходный трек. Отсюда и появляются заявления а-ля "мы делаем свою музыку". Вы спросите любого кинорежиссера, и он Вам скажет, что авторский (некоммерческий) фильм снять гораздо легче, чем народный. Не поймите меня превратно, но какая бы хорошая идея не была - ее надо облекать в удобоваримые формы, причем для того, чтобы суметь это сделать, нужно иметь определенные профессиональные навыки.

Со стороны музыкального программного обеспечения компьютерная индустрия достигла, пожалуй, всего. Уже многие программные продукты в своих новых версиях обновили всего лишь несколько параметров, а в большинстве случаев просто изменили интерфейс. Я не знаю, но мне кажется, что частота дискретизации равная 96 кГц - никчемное свойство. Поддержка внешних сэмплерных устройств - необходимость для нескольких сотых процента всех пользователей.

Теперь о самих аранжировках. Точнее о моде на них. Несколько лет назад последним словом в аранжировке были работы М. Крету (Enigma), получившие некое продолжение в проектах группы Deep Forest. В прошлом году это были, естественно, Prodigy и Chemical Brothers. То есть схемы аранжировок существенно поменялись. Подобную музыку сейчас совсем не сложно создать на базе современных РС.

В этом году начало развиваться новое течение в структуре аранжировки. Я думаю, что оно сохранится и в следующем. Это, как можно выразиться, мягкий футуризм, соединяющий в себе различные стили, но на выходе получается легкая музыка со множеством спецэффектов, и во многих работах проскальзывает некое "ностальгическое настроение по будущему". Новые схемы очень техничны, и в ряде случаев просто не выполнимы при работе на РС. Для примера я хотел бы привести композицию "Wake up dead man" группы U2 (альбом "РОР"). Данная композиция представляет собой довольно сложную схему звукового позиционирования для аранжировщика. Такое качество звука вряд ли можно получить при работе даже на дорогостоящих звуковых системах Turtle Beach - у всех звуковых карт менее точное позиционирование по панораме, что сказывается и на плотности звука и спецэффектах.

На этом все. Кофе выпит. Статья написана. Однако переписка со многими зарубежными и нашими музыкантами дала мне новую тему для следующего опуса - аниматоры, в изучение которых я сейчас и погружаюсь.

Кристофер М. ИХИХО,
аранжировщик "S-MEDIUM DX",
smediumdx@usa.net


www.futurenet.com

www.i-connect.ru/~supreme/osn.htm

www.hornet.org/music/samples/

www.maz-sound.com/instruments.html

www.tu-chemnitz.de/~aka/sampls_m.html

tilt.largo.fl.us/samples/free.html

www.webring.org/cgi-bin/webring?ring=utsample;list

monz.simplenet.com/samples/samples.html

members.tripod.com/~TheZPP/zpp07.html

home.sol.no/~antoniaz/samples.htm

www.ebom.com.au/marr/00text.html

www.online.ru/sp/mpc/digest/sound/sndlib.rhtml

www.soundstate.demon.co.uk/main.html

www.shopalberta.com/qode/pcfor.htm

hem2.passagen.se/lej97/kalava/drumloops.html

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

51 за 1998 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!