Перед тем, как создать новый сайт, подумай!..

Несмотря на полное отсутствие государственной поддержки Интернета и монополию в сфере провайдерской деятельности, сайты в домене .by растут как грибы. Практически любая компания, получив выход в Интернет, тут же создает собственный сайт либо своими силами, либо прибегая к услугам сторонних исполнителей. Таким образом, лихорадка Web presence (то есть, присутствия в Интернет), благополучно миновав США, Европу и Россию, объявилась в нашей стране. Иметь Web-сайт сегодня круто и престижно. А еще зачастую - бесполезно и неоправданно дорого. Обсудим все это подробнее.


"Я не знаю, зачем и кому это нужно..."

Итак, вы принимаете стратегическое решение - вашей компании нужен Web-сайт. У всех соседей уже есть, а мы что, хуже? Именно из таких соображений создается сегодня большинство сайтов в домене .by. По-настоящему нужные же и полезные можно пересчитать по пальцам. А почему?

Обычно, решая создать собственный Web-сайт, рассуждают следующим образом - мы создадим презентационную страничку компании, зарегистрируем ее в поисковых серверах и каталогах, разместим баннер в какой-нибудь обменной службе и станем ждать, пока к нам пойдет посетитель с предложениями о сотрудничестве. Однако очень скоро выясняется, что трафик на такой странице - 2-3 клика в день, а то и меньше. И никто не предлагает сотрудничать...

Такая ситуация очень естественна. Допустим, ваша компания "Супер-дупер трейдинг" занимается продажей отбойных молотков. Вы регистрируетесь в каталогах и поисковиках, совершенно логично используя ключевые слова типа "Супер-дупер трейдинг отбойный молоток продажа... " и т.п. Так вот, при попытке обнаружить вашу компанию по ключевым словам "отбойный молоток", она таки находится, причем где-нибудь на надцатой странице списка линков. А все вышестоящие позиции занимают крупнейшие мировые и региональные поставщики этих самых молотков и прочего оборудования... Конечно, по словам "Супер-дупер трейдинг" ваша компания, скорее всего, попадет на первую страницу, но кто, кроме ваших клиентов и партнеров, станет вас искать таким образом?

 

Еще меньше трафика может принести обмен баннерами. Напомню правила этой игры - на четыре экспозиции чужих баннеров на вашей странице ваш показывается три раза. А теперь вспомним, что средний отклик хорошего баннера - 3%. Следовательно, чтобы привлечь к вашему сайту одного посетителя из баннерной сети, нужно, чтобы вас посетило около 150 человек, что при вашем трафике 3 человека в день произойдет через 50 дней. Стоит ли при таком раскладе овчинка выделки? Тем более, что, скорее всего, этот посетитель зайдет к вам почти случайно, и в мыслях не имея покупать отбойные молотки.

Конечно, можно показы купить. Но это наверняка влетит в копеечку. Возьмем среднюю цену - $10 за 1000 показов вашего баннера. Допустим, вы хотите привлечь при помощи баннерной рекламы 500 посетителей. Помня о среднем отклике, при помощи простой арифметики находим, что для этого понадобится около 16000 показов, что будет стоит $160. Причем какой процент из этих посетителей действительно ваши потенциальные клиенты - еще вопрос.

Еще более неприятным может оказаться тот факт, что ваш трафик не растет со временем - клиент заглядывает на сайт, тусуется там некоторое непродолжительное время, а затем навсегда уходит. И правильно делает! Ведь у вас на сайте нет ровным счетом ничего такого, что могло бы заставить его вернуться. А информацию о том, что вы за компания и чем занимаетесь, он способен усвоить и забыть уже после одного посещения страницы. Таким образом, для того, чтобы посетители не разбегались, у вас на сайте должно вращаться что-то одновременно эксклюзивное, интересное, относящееся к вашей области деятельности и постоянно (минимум - раз в неделю) обновляющееся. Это то, что называется загадочным словом content. Именно он и только он способен удержать посетителя на вашей странице и увеличить ваш трафик.

Конечно, и презентационная страничка компании может приносить некоторый доход (а точнее - способствовать экономии). Например, вместо того, чтобы раздавать своим будущим партнерам толстые брошюрки-каталоги на финской бумаге, вы предлагаете им скромные визитки, на которых написано что-нибудь вроде "Информация о компании и наших продуктах www.super-duper.com". Однако даже при такой стратегии нужно предварительно прикинуть, что же будет стоить дешевле - брошюрки или сайт.

Если вы хотите приличную страницу, а не ужас, летящий на крыльях ночи, вы, скорее всего, закажете ее в одном из агентств, разрабатывающих web-страницы. Если речь идет о простой презентационной страничке, то это, скорее всего, обойдется не дешевле $100 (по оптимистичной оценке). Серьезный сайт с уникальным контентом "влетит" уже в $250-500. Затем хостинг. Скорее всего, вы решите не эксплуатировать собственный web-сервер, а воспользоваться виртуальным сервером на машине компании, предоставляющей соответствующие услуги. По все тем же оптимистичным оценкам, это обойдется в $10 в месяц. Наконец, сопровождение, то есть подготовка новых материалов и обновление сервера. Если учесть, что на это, скорее всего, придется выделить отдельного сотрудника, то можно оценить такие затраты в $20-50 в месяц (в зависимости от объема работ).

Так что подумайте, прежде чем завести свой сайт. Но если решение уже принято, встает острый вопрос: где взять хорошего web-дизайнера?


"Потому что нельзя быть красивой такой..."

Итак, как отличить хороший web-дизайн от плохого? И как определить, является ли персона/компания, претендующая на звание web-дизайнера, таковой? Определять следует, в первую очередь, на глаз. Поинтересуйтесь, какие работы уже стоят за плечами вашего предполагаемого партнера. Не разменивайтесь на громкие имена - тот факт, что агентство уже делало заказы крупных фирм, еще не означает, что оно делало их хорошо - дизайнерская культура в Беларуси находится на достаточно низком уровне. Обязательно поинтересуйтесь работами всех возможных партнеров, причем заочно, а не в их присутствии - ознакомиться с точкой зрения компании на свои работы вы всегда успеете. Сравните их с сайтами других компаний, работающих в вашей сфере. При этом не зацикливайтесь на домене .by. Найдите при помощи поисковиков сайты фирм, соответствующих вашему профилю в доменах .ru (Россия) и .com (общемировой, преимущественно США). Посмотрите, как они сделаны - вы вправе рассчитывать, по крайней мере, на такое же качество. Необходимо, чтобы ваш сайт не просто был среди лучших в домене .by, чего достичь удивительно несложно, но прилично смотрелся на фоне сайтов доменов .ru и .com. Помните: Интернет интернационален, здесь нельзя быть лучшим в своем болоте. Бегите как от чумы, от модного ныне дизайна "в стиле белорусского ТВ" (тот, кто смотрит этот канал, тот поймет). Хоть этот стиль и является общепринятым в Беларуси, он совсем не котируется на мировой арене.

Стоит ли прибегать к услугам независимых разработчиков и мелких фирм? В любой другой стране - нет, а у нас - да. При сходном качестве работ это может обойтись вам чуть ли не в два раза дешевле. По крайней мере, если речь идет о не очень крупном проекте. Конечно, не стоит привлекать первого попавшегося человека, разбирающегося в HTML, особо же следует избегать приема на работу web-дизайнера "по знакомству". В случае с небольшой фирмой или частным лицом следует придерживаться тех же правил отбора, что и для крупных компаний. Просмотрите готовые работы, и только если они соответствуют необходимому вам уровню качества, работайте с этим человеком.

Прежде, чем заключить договор на разработку сайта, обязательно оговорите с исполнителем все аспекты сопровождения сайта после завершения проектирования. Кто и как будет осуществлять обновление - вы или исполнитель? Если исполнитель, сколько это будет стоить? Если вы - предоставит ли исполнитель утилиты, автоматизирующие процесс, или необходимо наличие у вас квалифицированного персонала?

При разработке сайта исполнитель должен взять на себя разработку структуры и концепции сайта - это тоже входит в обязанности web-дизайнера. Собственно разработка может начаться только после того, как исполнитель предоставил вам подробный проект вашего сайта с эскизами, а вы его утвердили. Внимательно относитесь к предложениям исполнителя - являясь профессионалом, он зачастую лучше знает, что вам нужно, чем вы сами.

Денис МАРГОЛИН,
pb8266@belsonet.net
kulichki.rambler.ru/poems

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

03 за 1999 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!