Вопросы о компьютерном звуке


Как лучше записывать на магнитофон: из самого музыкального редактора или после преобразования проекта в wav-файл?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. При экспорте в wav надо выровнять амплитуду. Очень часто полученный wav-файл по данной характеристике превышает допустимый максимум, все пики получаются срезаны компрессором, и колонки издают характерный дребезжащий звук при воспроизведении. В результате для удачного экспорта Вам надо будет много раз пересводить, чтобы достичь требуемого результата, так как функция Scale... работает не достаточно точно. Также, чтобы выровнять все под одну громкость, надо довольно долго посидеть с калькулятором (если треков много). Если Вы работаете в программе типа Digital Orchestrator, то добавляется еще одна головная боль: транспортировка MIDI в WAV, что делается отдельной программой, именуемой WAVMaker. В общем, гораздо проще производить запись прямо из музыкального редактора. Но тут возникает другая проблема: аппаратные ресурсы Вашей системы. Думаю, что у многих они далеко не идеальны. Во-первых, требуется достаточно много оперативной памяти (чем хуже саундбластер - тем больше), важными параметрами являются размеры буферов записи-воспроизведения (обычно 20 сек - высшая точка). При малом размере буфера Вы не сможете осуществить нормальное воспроизведение. Также, когда мало ресурсов, возникают обычные ошибки: икания, зависания, рассинхронизация. Последняя - самая обидная и самая частая. Если Вы видите, что после некоторого времени воспроизведения MIDI- и WAV-треки объявляют суверенитет и кто-то из них начинает отставать, то проблема в буфере. Если при записи на полнодуплексной карте под некоторый минус этот самый минус начинает икать и затормаживаться - проблема в буфере или скорости процессора.

Теперь о частоте дискретизации. 44100 Гц - наиболее подходящая для работы в музыкальных редакторах. При отказе системы работать из-за большого количества треков программы обычно предлагают два варианта: заменить центральный процессор на больший по частоте либо понизить частоту дискретизации всех треков. Третий вариант - постоянно экспортировать определенное количество треков в стерео wav-файл, своевременно понижая его амплитуду и вставляя вместо замененных треков. Третий вариант наиболее трудоемкий, но он позволяет не снижать качество звука.

Если у Вас уже сформирован wav-файл, то многие проблемы музыкальных редакторов отпадают. К тому же есть огромный плюс: редактирование. То есть, согласитесь, если Вам надо поднять уровень средних частот (а чаще их убрать), то с wav-файлом это сделать гораздо проще.


При прописывании голоса получается каша. Как убрать эффекты с минуса, такие, как ревербератор и делэй?

 

Я сталкивался с подобной проблемой очень часто, так как минусы и голос исполнители любят записывать в разных студиях. А непрофессионалы-звукооператоры (или аранжировщики) пытаются сделать из минусов уже готовые произведения. Это делать никак нельзя. Раньше приходилось перепозиционировать звук, чтобы делать неслышными лишние гармоники. На данный момент я нашел другую возможность убрать эффекты - кодирование-раскодирование МР3. То есть Вы из своего WAV-файла создаете МР3, из МР3 организуете другой WAV и так далее по цепочке, пока эффекты не пропадут. Вы получите хороший WAV, но у него будет плохо с обертоновым наполнением. Поэтому возьмите свой исходный WAV и в программе мультитрекового рекордера (Digital Orchestrator) сведите два файла так, чтобы получился нормальный минус.

Вот во что обходится непрофессионализм дилетантов! Вы можете полдня убить на одно кодирование-декодирование и притом не факт, что это окажется действенным.


В каком редакторе или каким способом можно производить редактирование МР3-файлов, не преобразуя данный формат в wav?

Недавно я услышал об одном интересном способе, который меня здорово повеселил. В Microsoft Word! Одинаковые символы обозначают тишину - их можно резать. Даешь кнопку "Воспроизведение" и плэй-листы в Word'е!!!

Я до сих пор делал это проще: с помощью программы Gold Wave 4.01. Есть экран, отображающий синусоиду звука МР3-файла, которую можно редактировать как обычный wav-файл.

Кристофер М. ИХИХО,
аранжировщик "S-MEDIUM DX"
smediumdx@usa.net

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

03 за 1999 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!