Shareware - история успеха

Сегодня в нашем лексиконе прочно обосновались два иностранных термина: "freeware" и "shareware". Под словом "shareware" скрываются т.н. условно-бесплатные программы, которыми можно пользоваться безвозмездно определенный период времени, а затем, оплатив, и дальше, если программа понравилась. "Freeware" обычно обозначает свободно распространяемые программы, которыми можно пользоваться без всякой оплаты. Тем не менее, значение этих терминов не было столь однозначно в недалеком прошлом.


Изобретение Freeware

С момента появления общедоступных персональных компьютеров существовали разнообразные группы пользователей. Они обменивались информацией о своих компьютерах и собственноручно написанными программами. За эти программы авторы не брали плату, т.к. они обычно были очень маленькими и не очень перспективными в плане продвижения на рынок. Кроме этого, существовавшие до 80-х годов пользовательские группы занимались и распространением "пиратских" копий коммерческого ПО.

В 1981 году появился IBM PC - весьма многообещающий по тем временам компьютер. А в 1982 программист Эндрю Флюглеман написал весьма основательную коммуникационную программу (PC-Talk) для своего новенького IBM PC. Ему вовсе не хотелось тратить свое время и средства на продвижение этой программы, и он решил воспользоваться преимуществами сети распространения "пиратских" копий. Все желающие могли свободно копировать и распространять PC-Talk, но в документации указывалось, что пользователь должен выслать определенную сумму денег для поддержки автора и финансирования дальнейших разработок.

Флюглеман назвал эти условия freeware и зарегистрировал слово "freeware" как свою торговую марку. Теперь никто не мог использовать это обозначение без разрешения Флюглемана. Но на этом его вклад в развитие рынка freeware/shareware и завершился. Флюглеман распространял исходные коды своей коммуникационной программы и вскорости практически потерял контроль над ней после появления десятков версий, "улучшенных" другими программистами.

 


Freeware превращается в Shareware

Эти условия распространения стали использовать и другие программисты. Так распространялась СУБД PC-File Джима Кнопфа и популярный текстовый редактор PC-Write Боба Уоллеса. Потребовалось новое название - freeware было уже занято, и, кроме того, оно не совсем точно описывало суть условий распространения (ведь программа, на самом деле, не была бесплатной). Предлагалось много вариантов, но победителем оказалось обозначение "shareware", которое придумал Боб Уоллес для своего текстового редактора. По словам Уоллеса, это слово он нашел случайно в каком-то очень старом компьютерном журнале 70-х годов. Термин этот прижился и вошел в обиход.

Тем временем PC-Talk окончательно исчез с рынка, и слово "freeware" потеряло свое первоначальное значение. В последующие годы его все чаще стали использовать в его нынешнем, современном смысле - для обозначения программ, за использование которых не надо платить.


Новые методы распространения

В 1982-1983 годах у пользователя, желающего получить копию какой-нибудь интересной некоммерческой программы, выбор был не очень богатый: либо скачать ее с ближайшей BBS, либо обменяться дисками в местной пользовательской группе. Настоящий переворот в системе распространения freeware/shareware программ совершил некий Ричард Петерсон из Калифорнии. Он сделал себе копию коллекции программ местной пользовательской группы и основал компанию "PC-SIG", которая стала продавать программы из этой коллекции по 6$ за диск.

Деятельность "PC-SIG" получила большой резонанс, так как Петерсон помещал рекламные объявления новой компании в "PC Magazine", который распространялся по всей Америке. Естественно, что старые компьютерные "зубры" отрицательно отнеслись к такому нововведению, но жизнь показала, что они были неправы. Большое количество пользователей не имело доступа к пользовательским группам, да и модемы были не так распространены, как сегодня.

Созданный рынок постоянно рос на протяжении 80-х годов. Издавались каталоги программ, продажей дисков занималось все большее количество компаний, но практически все они процветали, т.к. с ростом популярности IBM PC появлялись все новые и новые shareware-программы для него. На рынок вошли и специализированные компании, которые предлагали авторам программ услуги по централизованному сбору shareware-платы посредством чеков и кредитных карточек.

Программистам теперь не нужно было заботиться о рекламе и распространении своего детища - всем этим стали заниматься крупные компании-распространители. А их высокая эффективность и вкладываемые в рекламу деньги обеспечили хорошую денежную отдачу. Все это привело к огромному росту популярности shareware-программ.


Internet - новый шаг

С начала 90-х продавцы shareware-программ начали переходить к использованию CD-дисков, но это уже не могло спасти их от могущества Интернета. Огромный рост популярности Сети и количества подключенных к ней пользователей положил конец платному распространению shareware-программ. Теперь каждый желающий мог свободно скачать себе программу, не платя при этом ни цента. Появились сайты, ориентированные исключительно на бесплатное распространение shareware ПО, и это означало конец империи shareware-продавцов.


Shareware - безусловный успех

В настоящее время как shareware распространяется множество очень ценных программ. Прекрасный пример - тот же WinZip. Но в полном объеме преимущества shareware оценили все же создатели игр. Именно Скотту Миллеру из Apogee Software принадлежит заслуга по популяризации такого метода распространения игр. Компания выпускает и разрешает свободно распространять демо-версию игры, в которой есть всего лишь несколько уровней. Заплатившие получают и остальные, но не от shareware-вендоров, а непосредственно от компании-производителя. Так распространялись всем известные Doom, Duke Nukem и Quake. Shareware вывело рынок игрового ПО в лидеры программной индустрии по количеству зарабатываемых денег.


Что будет дальше?

Shareware сейчас находится на самом пике своего взлета. Но история говорит, что за взлетом неизбежно следует падение. Вряд ли freeware-программы смогут составить большую конкуренцию shareware. Скорее всего, лидерам рынка shareware стоит опасаться проектов "open sources", которые позволяют включаться в работу большому количеству независимых разработчиков. Но падение shareware вряд ли произойдет скоро, если вообще произойдет, так что эра shareware еще не окончена.

По воспоминаниям Нельсона Форда, владельца компании "The Public Software Library"

Подготовил Андрей КОНОНОВИЧ,
aloner@usa.net

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

03 за 1999 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!