Вопросы о компьютерном звуке


Это правда, что у аранжировщиков существует какое-то "правило левого уха"?

Я слышал, правда, о "правиле левого канала". Я не знаю, из какой области человеческих познаний оно пришло, но звучит оно примерно так: "Звук должен начинаться в левом канале". Я не видел ни одного аранжировщика, который бы неукоснительно следовал данному правилу. Может, это из раздела "народного творчества". Но то, что при перемене каналов стереокомпозиция воспринимается немного по-другому - это факт. Хотя сейчас найдется тысяча человек, которые скажут, что они не чувствуют разницы. Поэтому вопрос очень и очень спорный.


В одной из статей, правда, не помню какой именно, Кристофер М. ИХИХО упомянул об эффекте удаленного канала. Что это за эффект?

Это акустический эффект, возникающий в результате неравного расстояния от колонок при прослушивании стереокомпозиции. Включите, например, Prodigy, подойдите к одному из каналов. Музыкальные элементы второго канала будут слышны, но не в месте расположения второй колонки. Звук как бы будет удаляться и не иметь точных координат его источника. Вот это и есть эффект удаленного канала. Между прочим, более правильная квадрофоника, как я понял из своих опытов, тогда, когда колонки расставлены не по вершинам квадрата, а по вершинам трапеции. Добавляется эффект удаленного канала. А эффект внутреннего присутствия сохраняется.


Имеет ли значение, где сидеть (в центре, сбоку и т.п.) в кинотеатре "Москва", чтобы ощутить Dolby Surround?

 

Любая много(более двух)канальная система должна сводиться относительно центра. Хотя по схеме, сделанной в вышеупомянутом кинотеатре, разница ощущений от того, где Вы сидите, будет незначительной, только колонки, более близкие к Вам, будут звучать несколько громче.


Какие программы позволяют создавать музыку для Internet?

Это зависит от расширения файлов, с которыми Вы хотите работать. Достаточно просто установить программы-конверторы нужного Вам формата. Также советую установить программу Microsoft Music Produсer, которая, в принципе, для этих целей и предназначена.


У меня дешевые клавиши с очень шумящим линейным выходом. С ними можно что-нибудь сделать?

Единственная возможность найти им более-менее нормальное применение - залезть внутрь клавиш и отключить усилитель и фильтры. (Это опасно!) После этого линейный выход подключить к внешнему хорошему усилителю. Под MIDI клавиши, конечно, работать не будут, но Вы получите новый отдельный музыкальный инструмент с небольшим уровнем шума. Дешевые клавиши имеют слабые звуковые характеристики, поэтому стоит несколько раз подумать, прежде чем ломать устройство. Хотя я работал через линейный вход с YAMAHA PSR-510, не залезая внутрь, и хорошо чистил получившиеся WAV-треки. Звук у клавиш удобоваримый, поэтому этой работой я остался доволен, правда, не в восторге.

Кристофер М. ИХИХО,
аранжировщик "S-MEDIUM DX"
smediumdx@usa.net

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

04 за 1999 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!