Разгон, настройка и оптимизация видеоподсистемы

Если тема разгона процессора освещена и исследована достаточно хорошо, то вопросы, касающиеся разгона видеокарты или каналов передачи данных к ней, остаются в тени. Однако это не означает, что видеокарта - устройство, не поддающееся разгону. Существует масса возможностей для ускорения работы видеопамяти и других компонентов видеоподсистемы. Принцип разгона видеоподсистемы заключается в изменении частоты, на которой работает память видеокарты, методов и механизмов адресации и передачи данных между видеокартой и процессором, а для 3D-ускорителей и некоторых 2D-видеокарт, кроме того, и методами обработки данных. Для различных видеоподсистем используются, как правило, различные комбинации этих методов, поэтому дальнейшее изложение материала мы решили давать по типам видеокарт. Стоит особо упомянуть о НЕБЕЗОПАСНОСТИ необдуманных действий, связанных с разгоном видеокарты или ускорителя! Это может привести К ВЫХОДУ ИЗ СТРОЯ всей видеоподсистемы или некоторых ее частей!!! Кроме того, качественный разгон видеокарты требует внесения изменений в конструкцию, что автоматически ЛИШАЕТ ГАРАНТИЙНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ!


Разгон видеоподсистемы в компьютере на базе процессоров Pentium Pro и Pentium II

Скорость работы видео в такой системе (и с PCI, и с AGP) может быть увеличена в два или более раза путем применения программы FastVid. Причем подобный эффект достигается всего лишь за счет разрешения режимов write posting и write combining, возможностей Pentium Pro/Pentium II чипсетов, выключенных по умолчанию.

При применении FastVid скорость передачи данных через шину PCI возрастает с 8 Мб/с до 90 Мб/с (или даже до 150 Мб/с при использовании шины AGP). Программа FastVid разрешает использование трех функций.

Во-первых, разрешение write posting позволяет начать процессору передачу следующей порции видеоданных без ожидания окончания предыдущей передачи. При этом скорость передачи данных возрастает в 10 раз. Однако почти во всех новых материнских платах этот режим уже включен по умолчанию.

 

Во-вторых, использование Banked VGA Write Combining (VGAWC) позволяет кэшировать обращения к видеопамяти, оптимизируя их исходя из ее банковой организации. По всей видимости, этот алгоритм не реализован аппаратно в чипсете материнской платы для лучшей совместимости. Такой вид оптимизации увеличивает скорость передачи данных еще в 5 раз. Некоторые новые материнские платы, например, производства фирмы Asus, имеют возможность включения VGAWC посредством BIOS Setup.

В-третьих, Linear Frame Buffer Write Combining позволяет организовать обращение к видеопамяти в обход банкового механизма по абсолютным адресам выше 2Гб. При реализации этой возможности скорость обращений, естественно, возрастает, так как необходимость переключать банки отпадает, и процессор получает возможность работать с видеопамятью напрямую. Но для использования Linear Frame Buffer Write Combining необходимо задействовать MSR-регистры процессора, поэтому по умолчанию этот режим выключен для обеспечения совместимости.

Теоретически скорость прокачки при применении этой функции возрастает еще в 5 раз.


Разгон видеокарт на чипах фирм S3, Cirrus Logic, Tseng и Trident

Для разгона видеокарт на чипах фирм S3, Cirrus Logic, Tseng и Trident может быть применена программа MCLK (ftp.escortnet.com/windows/utility/Bench/video). Эта программа позволяет менять частоту, на которой работает видеопамять, режимы адресации и wait states. По умолчанию, все параметры задаются видеобиосом и не всегда соответствуют максимальным возможностям памяти. Применение MCLK для увеличения частоты позволяет увеличить скорость работы видеоподсистемы на 20-30%.

MCLK поддерживает следующие видеочипы:

  • Cirrus Logic 542X, 543X, 544X и 7543
  • S3 86x, Trio (Trio32, Trio64, Trio64V+), Virge, Virge/VX и Virge/DX
  • Trident 9440/96xx
  • Tseng Labs ET-6000


Разгон видеокарты Matrox Mistique

Существует аналогичная MCLK утилита, MYSTCLK (ftp.psu.ru/hardware/matrox), для разгона видеопамяти на видеокарте Matrox Mistique.


Разгон видеокарт на чипе nVidia Riva 128 и Riva 128ZX

Для ускорения 3D-функций на видеокартах с этими чипсетами может быть применена утилита NV3TWEAK (ftp.ic.simbirsk.su/pub/other/hardware/Riva128), оптимизирующая работу 3D-акселератора и исправляющая некоторые ошибки. Автор утилиты - Daniel Di Bacco (Дениэл Ди Бэкко, dd@dinx.franken.de). Утилита оптимизирует настройки адаптеров для работы под Direct3D и OpenGL и устраняет проблему несовместимости с некоторыми играми. Обеспечивается возможность настройки насыщенности цветов (гамма) и сохранения этих настроек. В архиве с утилитой поставляется подробная документация с FAQ.


Разгон видеокарт на чипе Rendition Verite V2X00

Для изменения скорости работы видеопамяти на карте с этим чипом необходимо отредактировать файл VERITE.INI, хранящийся в Windows-директории.

Строки

[display]
m=33
n=2
sclkp=4
mclkp=2 

этого файла определяют частоту, на которой работает видеопамять и чип.

Частота видеопамяти = 14.318 x m / (n x mclkp), а частота чипа = 14.318 x m / (n x sclkp).


Разгон 3Dfx Voodoo Graphics

Для управления скоростью видеопамяти на этом 3D-ускорителе используется команда SET SST_GRXCLK=XX, находящаяся в файле autoexec.bat

По умолчанию XX=50, однако это число может быть увеличено для разгона. Заметим, что не рекомендуется устанавливать значение больше, чем 57. Остальные команды, относящиеся к этой карте, которые необходимо поставить в autoexec.bat для оптимальной производительности, следующие:

SET SST_FASTMEM=1
SET SST_FASTPCIRD=1
SET SST_PCIRD=1
SET SST_VIDEO_24BPP=1
SET FX_GLIDE_SWAP_INTERVAL=0
SET SST_SCREENREFRESH=60
SET SST_SWAP_EN_WAIT_ON_VSYNC=0

(последняя строка может вызвать проблемы)

Более подробно об оптимизации процессоров 3Dfx Voodoo можно прочитать в №12 газеты в разделе "Вопрос-ответ".

Для желающих поэкспериментировать с настройками ускорителя на врезке приведен список большинства SST- и FX-команд. Названия переменных чувствительны к размеру букв. Используйте только заглавное написание!


Разгон видеокарт на чипе 3DLabs Permedia 2

Частота работы видеопамяти у карты с этим чипом хранится в registry Windows 95. Для нахождения этого значения необходимо выполнить поиск строки "systemclock". Значение по умолчанию - 53h. Увеличивайте это значение для разгона.


Программа PowerStrip

Создателем этой программы является компания EnTech Taiwan, (entechtaiwan.com). Программа работает под операционными системами Windows'95/98, Windows NT. Самая приятная особенность - наличие русскоязычного интерфейса. Эта программа подобна MCLK, но, кроме изменения скорости работы видеопамяти, PowerStrip позволяет менять частоты развертки монитора и настраивать видеорежимы.

Утилита Power Strip имеет следующие возможности:

  • Частота вертикальной развертки (обновления экрана) до 200Hz;
  • Переключение на ходу глубины представления цвета;
  • Управление калибровкой цвета, полностью независимое от драйвера;
  • Настройка размеров и положения экрана;
  • Управление тактовой частотой, на которой работает видеопамять;
  • Назначаемые пользователем горячие клавиши;
  • Автоопределение и поддержка чипсетов 3Dfx и PowerVR;
  • Поддержка разных языков;
  • Встроенный процессор хранителей экранов;
  • Поддержка DirectX и OpenGL;
  • Полная интегрированность в интерфейс Windows;
  • Полная поддержка Windows NT 5.0;
  • Полная диагностика AGP и PCI-устройств;
  • ОС-независимая реализация DDC.

Значения частот для видеопамяти у этой программы задаются в файле pstrip.cfg в разделе

[название чипа]
...
MClk=90,110,100 

Параметр MClk как раз и определяет частоты работы видеопамяти. 90 - минимальная частота, 110 - максимальная. В этих пределах разрешается ее изменение из программы в диалоговом режиме. Однако Вы можете увеличить максимальное значение и добиться еще большей производительности. 100 - это значение по умолчанию.

PowerStrip поддерживает чипы:

  • 3Dlabs Permedia, Permedia-2,
  • Alliance AT24, AT3D(AT25),
  • 3Dfx (поддержка Voodo под NT),
  • PowerVR,
  • Cirrus Logic GD5436, GD5446, GD5480, GD5462, GD5464, GD5465,
  • Rendition Verite 2200,
  • nVidia/SGS Thomson Riva128, Riva128ZX (возможность установить разрешение 1800x1440)
  • S3 Vision866/868, Vision968, Trio32/64, TrioV+, TrioV2/DX, TrioV2/GX, Trio3D, ViRGE, ViRGE/VX, ViRGE/DX, S3 ViRGE/GX, ViRGE/GX2, Savage3D!,
  • SiS 6326,
  • Trident ProVidia 9685, 3Dimage,
  • Tseng Labs W32p, ET6000, ET6100,
  • i740 (возможность установить значение частоты обновления экрана в 200 Гц),
  • Частично Matrox G100,
  • Частично ATi Rage II Pro.

Вне зависимости от версии Windows обязательно наличие DirectX версии не ниже 2.


Температурный режим

Большинство современных видеокарт и ускорителей, как правило, имеют процессоры в планарных корпусах и работают на пределе своего температурного режима. Даже если на процессоре вашего ускорителя и установлен радиатор, то он, как правило, приклеен к корпусу микросхемы при помощи теплопроводящей пленки, что, увы, часто бывает хуже, чем просто отсутствие радиатора. При повышении частоты, на которой работает видеоподсистема, ухудшается и тепловой режим, что и приводит к разнообразным "глюкам", а часто и к выходу из строя микросхемы. Решение проблемы - в самостоятельной установке радиаторов на процессоры (об этом вы также можете прочесть в №12 "КВ"). При установке дополнительных радиаторов и вентиляторов стоит обратить внимание на то, что верхняя температура, при которой еще стабильно работает большинство процессоров, - 70 градусов, а при повышении темпаратуры выше 85-90 градусов возможен выход его из строя.



SST и FX команды

SST_BGAMMA от 0 до 2.5 Настройка градаций яркости голубого цвета.

SST_BOARDS Позволяет использовать несколько Voodoo-плат в одной системе, при этом несколько подключенных к ним мониторов будут показывать одну общую картинку, как будто имеется один большой экран.

SST_DEBUGDAC 1 Отобр. информацию о работе АЦП.

SST_DUALHEAD 1 Разр. использование двух мониторов.

SST_FASTMEM 1 Быстрое конфигурирование ОЗУ, разрешает использование тактов для EDO-памяти.

SST_FASTPCIRD 1 Вкл. опции быстрого чтения через шину PCI, установка задержек по времени для процессов чтения через шину PCI (Voodoo -> PCI).

SST_FBICFG Настройка процессора, управляющего буфером кадра, на прямое конфигурирование текстурных регистров. Установка типов закраски по методу Гуро и т.д.

SST_FBIMEM_SIZE Объем установленной памяти буфера кадра.

SST_FT_CLK_DEL Установка значения скорости, с которой может осуществляться доступ к памяти буфера кадра.

SST_GAMMA от 0.5 до 2.5 Настройка общей яркости

SST_GGAMMA от 0 до 2.5 Настройка яркости зеленого

SST_GRXCLK 50 Частота граф. процессора в MHz.

SST_HSYNC 1 Разр. горизонтальную синхронизацию.

SST_IGNORE_SLI_CHECK Отключение автоматической проверки наличия дополнительного (зависимого) процессора буфера кадра, удваивающего скорость.

SST_INITDEBUG Разрешает отображение информации о работе glide-драйверов под DOS или Win95 DOS оболочке.

SST_INITDEBUG_FILE При разрешенном отображении записывает информацию о работе glide в файл.

SST_MEMINFO 1 Разрешает использование буфера памяти (FIFO - Fist In Fist Out), ускоряющего работу.

SST_MEMINFO_LFB 1 Запись в буфер кадра осуществляется через буфер памяти, размер буфера на запись/чтение памяти для прямого буфера кадров.

SST_MEMINFO_TEX 1 Запись текстур осуществляется через буфер памяти, размер буфера памяти на запись/чтение для процессора текстур.

SST_MEMOFFSET Определение адреса буфера кадров вне основной карты адресов.

SST_NOSHUTDOWN Запрещает сброс инициализации процессора Voodoo после завершения программы.

SST_PFT_CLK_DEL Определение значения скорости, с которой возможен доступ к буферу кадра.

SST_PTF0_CLK_DEL Предварительное определение скорости доступа к памяти текстурного процессора в 0 тактов задержки.

SST_PTF1_CLK_DEL то же в 1 такт задержки.

SST_PTF2_CLK_DEL то же в 2 такта задержки.

SST_RGAMMA 0 - 2.5 Настройка яркости красного.

SST_SCREENREFRESH по умолчанию 60 Установка частоты вертикальной развертки (60, 72, 75, 85, 120 Hz). Замечание: при использовании значений частоты развертки больших, чем 60 Гц, необходимо добавить переменную SST_VIDEO-24BPP=1, чтобы имелась возможность осуществлять регулировку яркости изображения. Чтобы установить частоту развертки 120 Гц, необходимо использовать переменную FX_GLIDE_SWAPI_NTERVAL=0, но при этом будет понижен уровень выходного сигнала.

SST_SCREENREZ Установка разрешения виртуального экрана.

SST_SLIDETECT 0 Интерполяция сканируемых линий, определение наличия вторичной подсистемы на процессоре Voodoo.

SST_SLIM_PVOUT_CLKDEL Установка тактов задержки на предварительную обработку пиксела для буфера кадра первичного процессора.

SST_SLIM_VIN_CLKDEL Такты задержки на входной видеосигнал для первичной системы (для работы с внешним синхронизатором/генератором тактовой частоты).

SST_SLIM_VOUT_CLKDEL Установка тактов задержки на обработку пиксела для первичной системы. Можно использовать только при наличии нескольких FBI и TMU.

SST_SLIS_VIN_CLKDEL Установка задержек для тактов видеосигнала на входе вторичной подсистемы (для синхронизации с первичной платой).

SST_SLIS_VOUT_CLKDEL Установка тактов задержки на обработку пиксела для вторичной системы. Можно использовать, только если имеется несколько FBI (Frame Buffer Interface - интерфейс буфера кадров) и множество TMU (Texture Mapping Unit - элемент накладываемых текстур).

SST_SLIS_PVOUT_CLKDEL Установка тактов задержки на предварительную обработку пиксела для вторичной системы.

SST_SLOWPCIWR Установка дополнительных тактов задержек для шины PCI при записи в память платы на Voodoo и для операций Ввода/Вывода. (PCI -> Voodoo).

SST_SWAP_EN_WAIT_ON_VSYNC 0 Отключение синхронизации по вертикальной развертке монитора, в результате чего обновление экрана происходит до того, как картинка полностью выведется на мониторе.

SST_TEXMAP_DISABLE Запрещение наложения текстур

SST_TF_FIFO_THRESH Операции Чтения/Записи Центрального процессора/буфера кадра в/из память текстур осуществляется через fifo-буфер, причем процессор текстур в это же время может осуществлять другие операции над этой памятью. Установка такого порога на чтение/запись для fifo-буфера текстур сообщает интерфейсу glide, что этот FIFO-буфер нуждается в обслуживании и может принимать больше данных как из буфера кадра, так и от CPU.

SST_TF0_CLK_DEL Установка скорости доступа к памяти в 0 тактов задержки для процессора текстур.

SST_TF1_CLK_DEL то же в 1 такт.

SST_TF2_CLK_DEL то же в 2 такта.

SST_TMUCFG Процессор текстур напрямую определяет конфигурацию регистров, отвечающих за побитовое кодирование изображения. Напрямую определяет тип текстур, оверлеи (перекрытия) и т.д.

SST_TMUMEM_SIZE Размер установленной памяти для хранения текстурных карт. Не принимая во внимание автоопределение, осуществляемое glide.

SST_TREX0INIT0 Установка процессором текстур напрямую значения первичного регистра кодирования изображения на 0 (glide изменит значения этого и остальных регистров в зависимости от других переменных окружения).

SST_TREX0INIT1 Установка процессором текстур напрямую значения вторичного инициализирующего регистра кодирования изображения на 0.

SST_TREX1INIT0 то же первичного инициализирующего регистра кодирования изображения на 1.

SST_TREX1INIT1 то же вторичного инициализирующего регистра кодирования изображения на 1.

SST_TREX2INIT0 то же первичного инициализируещего регистра кодирования изображения на 2.

SST_TREX2INIT1 то же вторичного инициализирующего регистра кодирования изображения на 2.

SST_TRIPLE_BUFFER Если программой не поддерживается Z- или Alpha-буферизация, тогда используется вспомогательный буфер в качестве неявного скоростного буфера!

SST_VFIFO_THRESH Определение граничной точки в буфере кадра, к которой должен осуществляться доступ при передаче данных из шины PCI в плату на Voodoo прежде, чем начнется обслуживание FIFO-буфера.

SST_VGA_PASS 1 Разрешение сквозного прохождения VGA-сигнала.

SST_VIDEO_24BPP 1 Разрешение использования 24-битного видео режима

SST_VIDEO_CLEARCOLOR Заливка цветом во вторичном буфере осуществляется во время смены видеостраниц (а также SST_VIDEO_NOCLEAR=0).

SST_VIDEO_DISABLE Запрещение потока данных через видео ЦАП. Синхронизация может сохраняться до тех пор, пока активны переменные синхронизации.

SST_VIDEO_FILTER_DISABLE Запрещение плавного преобразования 24-битного цвета в 16-битный. Читай - запрещение сглаживания.

SST_VIDEO_FILTER_THRESHOLD Установка порога в 16 бит для пиксела, к которому применяется сглаживание по отношению к поверхности соседнего пиксела.

SST_VIDEO_NOCLEAR Запрет очистки вторичного буфера во время смены текущей видеостраницы.

SST_VIN_CLKDEL Установка тактов задержки на входящий видеосигнал при наличии одной платы на Voodoo.

SST_VOUT_CLKDEL Установка тактов задержки на выходящий видеосигнал при наличии одной платы на Voodoo.

SST_VSYNC 0 Запрещение синхронизации вертикальной развертки, может увеличить производительность.

FX_GLIDE_SWAPINTERVAL 0/1/2/3 0 = выключено. Если значение 0, то производится обмен содержимого вторичного буфера с первичным так быстро, как это только возможно. Если значение 1, то обмен содержимым осуществляется синхронизированно по вертикальной развертке, если значение 2, то обмен содержимым происходит при каждой второй синхронизации по вертикальной развертке, соответственно при 3 обмен содержимым происходит при каждой третьей синхронизации по вертикальной развертке.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

16 за 1999 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!