Диагноз: реклама

Именно такую болезнь определили у себя организаторы Международного Фестиваля Рекламы "Европейская линия". Но говорят, что грань между болезнью и гениальностью тонка. Как бы то ни было, детище белорусских рекламистов оказалось очень одаренным. Люди, которые готовили Фестиваль в этом году, работали безвозмездно, за идею, объединив силы и забыв амбиции. На вопрос: "Почему вы решили организовать этот фестиваль?" они отвечали приблизительно так: "Надоело вариться в собственном соку... Нам, людям рекламы, безумно хочется, чтобы о нас узнали. Хочется поделиться опытом, мнениями и некоторыми профессиональными штучками...В Беларуси не было настоящей рекламной тусовки. А ведь наши рекламисты достойны хорошего фестиваля...Мы мечтали о нем несколько лет. И вот наконец-то сделали!"


Улица, на которой - праздник

Фестиваль "Евролиния" начался с пресс-конференции оргкомитета, президента и спонсоров Фестиваля, которых засыпали вопросами: "А как? А зачем? А почему?" В Минске уже существует один Фестиваль Рекламы - "Золотой Волк". Но после его проведения создавалось впечатление, что рекламный бизнес в Беларуси умер, так и не родившись. И на вопрос о том, чем же отличается "Евролиния" от "Золотого волка", Вероника Писаренко (РА "Bates Primary Saatchi&Saatchi") сказала: "Отличия - в уровнях организации, участников, работ. Я не хочу сравнивать. Вы сами все увидите и будете судить. Мы хотим, чтобы фестиваль популяризировал профессию рекламиста, а не дискредитировал ее."

В Фестивале приняли участие порядка 70 агентств из 5 стран: Беларуси, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии. Они представили свыше 300 работ. Страны-участницы отбирались по принципу равенства экономических и рекламных уровней. В следующем году устроители надеются увидеть у себя и другие европейские страны.

В этом году организаторы не решились включать в программу номинации "Агентство года", "Web-дизайн", "Фирменный стиль" и другие, объясняя это тем, что Фестиваль слишком молод (можно сказать, новорожденный).

 

Одним из залогов успеха являлся состав жюри, в которое вошли креативные директоры ведущих сетевых и локальных рекламных агентств из Беларуси, Украины, Прибалтики и России. Именно благодаря его представительности на Фестиваль попали многие хорошие работы, создатели которых надеялись на справедливую оценку.

На вопрос "На что похожа "Евролиния?" организаторы отвечали кратко: "Это - улица, на которой - праздник."

Ну что, пройдемся по этой улице?


"Креативные ручки"

Все три дня посетители Фестиваля могли делать все, что угодно: работать, отдыхать, общаться с коллегами, пить кофе, который бесплатно предоставила компания "Kraft Jacobs Suchard" (к вящему удовольствию участников), есть мороженое (тоже бесплатно, благодаря РА "Пингвин"). Большинство, между прочим, совмещало эти вещи.

Непринужденная атмосфера царила везде, даже на семинарах и мастер-классах, которые, кстати, несли массу полезной информации. Как вам,например, понравится Правило рекламиста, сформулированное Президентом Фестиваля и представителем "Атлант М Фарцойгхандель" Александром Шейко: "Придумать - не значит сделать. Сделать - не значит разместить. Разместить - не значит получить контакт. Получить контакт - не значит ощутить. Ощутить - не значит воспринять. Воспринять - не значит понять. Понять - не значит запомнить. Запомнить - не значит вспомнить. Вспомнить - не значит купить."

На самом деле, на Фестивале 95% публики составляли рекламисты и журналисты. Так как и те, и другие - люди общительные и неформальные, Фестиваль слегка напоминал сумасшедший дом. Разгуливали, конечно, не в смокингах и галстуках, а по возможности и без того, и без другого. И на каждом лице - улыбка, обыкновенная дружелюбная, веселая, идиотская улыбка, которую не так уж часто увидишь на лице замученного постсоветского человека.

Первый день Фестиваля закончился вечеринкой "Terra incognita" в клубе "Реактор", где журналисты и рекламисты демонстрировали друг другу свои "креативные ручки", умение сочинять профессиональные анекдоты и тосты за собственное здоровье (при этом за столиками время от времени образовывались кучки, обсуждающие невеселые рабочие проблемы), а также умение петь, танцевать, стоять на голове... Закончилось все довольно поздно, и придти на "Круглый стол" (10:00 AM) с участием Министра Предпринимательства А. Ю. Сазонова, представителей Мингорисполкома и других VIP-персон смогли далеко не все.

Результатом "Круглого стола" стало подписание Меморандума, в котором сказано, что его участники (читай: государство+рекламисты) поддерживают:

  • инициативу рекламных агентств по созданию в РБ общественного объединения рекламистов;
  • усилия всех участников рынка рекламы, направленные на создание и развитие добросовестного и цивилизованного рекламного бизнеса в Беларуси в целях процветания рекламного рынка и республики в целом.

За "Круглым столом" поднимались спорные вопросы, например, о 2%-ном пороге расходов предприятий на рекламу. Но их решение, вероятно, в будущем.


Кто такие рекламисты?

В конце третьего дня прошла последняя пресс-конференция. И организаторы, и участники вздохнули с облегчением, ибо уже было ясно, что Фестиваль удался.

После нее мне удалось поговорить с членами жюри. Надо сказать, это неординарные люди, ведь первое поколение рекламистов не имеет рекламного образования. Игорь Ганжа ("Пилот Медиа",Москва) - выпускник военной академии, Павел Полянцев ("Бегемот", Москва) - архитектор, Оксана Попович ("Leo Burnett", Киев) мечтала стать переводчиком, закончила философский факультет... По их словам, реклама, хорошая реклама делается больше на интуиции, чем на знаниях (иногда, конечно, помогает что-то вроде "балтийского чая" - смеси водки и кокаина). Что такое реклама, искусство ли - у них нет единого мнения. Игорь Ганжа, например, считает, что это ремесло (тут подошел Владимир Цеслер, наш "монстр креативизма", которого уже сейчас изучают, и затеял дискуссию...) Оксана Попович сказала, что реклама - это умение видеть прекрасное в обыденном и обыденное - в прекрасном. В рекламе уже не стоит вопрос компьютерной реализации - важна авторская идея, ее воплощение.

О нашем городе жюри отозвалось с большим восторгом: и зеленый, и чистый, и спокойный, и много хорошей рекламы - вещи, казалось бы, совершенно несовместимые. О Фестивале: "Мы были удивлены таким большим количеством прекрасных печатных работ, особенно в номинации "Полиграфия" и "Годовой отчет". Есть хорошие работы среди радио-роликов. О фотографиях: их просто мало. А вот с видеорекламой подкачали вы, ребята... Поэтому Гран-При в конкурсах видеоработ и фотографий не присуждалось."


"До свиданья, до новых встреч!.."

Церемония награждения началась с лазерного шоу. Пока зрители приходили в себя, на сцену вышло "лицо" Фестиваля (см. фото) и разрезало цепь, символизирующую начало (это трехцветное "лицо" еще вчера ходило обросшее, но ради идеи ему вновь пришлось постричься "под ноль"). После нескольких приветственных слов члены жюри начали вручать награды. Победившие работы были действительно очень достойными, они выдержали жесткую конкуренцию, и их создатели явно гордились своими успехами. А потом Фестиваль объявили закрытым. В воздухе повисло сожаление.

Но у участников оставалось еще несколько часов перед расставанием. И на фуршете можно было видеть радостные, разгоряченные лица, счастливые улыбки... Фестиваль родился, умненький такой, хорошенький и, похоже, здоровенький! А все-таки жалко, что он закончился.

До встречи следующим летом!

Ксения РОГАЛЬСКАЯ,
yansenyka@mail.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

23 за 1999 год

Рубрика: 

Выставки
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!