Автоматизация учета канцелярских товаров

Сегодня мы представляем результаты второго этапа исследования, проводимого ПКП "Веспол" с целью изучения распространенности программ по автоматизации учета на белорусских предприятиях (предыдущие данные были опубликованы в "КВ" № 45 от 18.11.99).

В этот раз опрашивались фирмы, торгующие канцелярскими товарами. В качестве источников информации использовались рекламные издания "Цены и товары сегодня" и "Бизнес-Инфо".

Всего было отобрано 50 фирм, из которых реально удалось обзвонить 45. Напомним, что это главным образом коммерческие (средние и малые) торговые предприятия. Опрашивались преимущественно бухгалтера.

Всем им задавался вопрос: "Какие компьютерные программы для автоматизации учета используются на Вашем предприятии?".

Получены следующие данные (см. диаграмму), согласно которым первое место и здесь прочно удерживают программные продукты "1С" - 48,9%. Выражаясь маркетинговым языком, почти половина данного рыночного сегмента принадлежит "1С".

 

Следующая группа фирм - 17,8% - не использует ПО для ведения бухгалтерского учета. Т.е. это почти каждая пятая фирма. Естественно, возникает вопрос - "Почему?". Вот ответы самих респондентов: нет компьютера, нет программы, учет ведется на бумаге "с помощью калькулятора и карандаша".

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что таких фирм здесь в 2 раза больше, чем в предыдущем опросе, где, напомним, были опрошены преимущественно предприятия, торгующие строительными материалами (соответственно, 17,8% и 8,3%). На эту тему остается только пошутить, что чем торгуют, то и используют:-).

В следующую группу можно выделить "Галактику", "Свои разработки" (почти по 9%) и "Бэст" (6,7%). Опять же, в сравнении с предыдущим опросом, можно отметить, что в данном сегменте несколько больше доли "Галактики" (раньше 6,3%) и "Бэста" (4,2%). А вот доля своих разработок практически та же - 8,9% и 8,3%.

И, наконец, замыкают список программы "Анжелика", "Ветразь", "Вся бухгалтерия" и "Эконет" (по 2.2%).

В заключение этой части комментариев отметим, что в данном и предыдущем опросах фиксировалось только название программы как таковой. Поэтому надо иметь в виду, что речь может идти не только о полном программном комплексе, но и об отдельных модулях, например, для печати платежных поручений. Тем не менее, как известно, первый выбор во многом определяет и последующие приобретения.

В этот раз нашим респондентам был задан и второй вопрос, а именно - мы попросили их оценить используемые программы по пятибалльной шкале и пояснить свои оценки. Те результаты, которые удалось получить, поскольку не все смогли это сделать, ссылаясь главным образом на отсутствие возможностей для сравнения, представлены в таблице.

Программа Средняя
оценка
Ветразь 5.0
Галактика 4.5
4.1
Бэст 4.0
Вся бухгалтерия 4.0
В среднем по всем программам 4.3

Как видим, наивысшую оценку пользователи этого сегмента поставили "Ветрази".

В среднем же, бухгалтера белорусских фирм, торгующих канцелярскими товарами, оценили используемые ими программы автоматизации учета на 4,3.

Если же посмотреть на критические замечания, то можно сказать, что основные проблемы для пользователей - это освоение программы, ее настройка и доработка под конкретное предприятие, а затем последующее сопровождение.

Например, программа используется на фирме уже 3-й год, а пользователь считает, что "мы ее еще осваиваем". В другом случае бухгалтер жалуется, что программа печатает в накладной только одно наименование товара, а ей нужно несколько (?!).

Здесь можно, конечно, и улыбнуться, а можно и задуматься: не слишком ли часто разработчики ПО витают в облаках, дискутируя о корпоративных системах и комплексной автоматизации, когда в жизни их программы нередко используются для печати платежек и накладных?

Может, поэтому у опрошенных нами пользователей так много жалоб, что программы, с одной стороны, слишком сложные, в них много лишнего, а с другой, что в них нет необходимых функций, либо те, которые имеются, не устраивают. Отсюда - многое приходится настраивать или дописывать самим, не надеясь ни на документацию, ни на помощь фирмы-продавца.

По этому поводу вспоминается мнение о том, как делается у них, на Западе. Согласно этому мнению, "там" покупатель платит не столько за коробочную программу, сколько за ее доработку и сопровождение.

Но, как говаривал один хороший человек, из всякого недостатка можно сделать достоинство. И выход здесь достаточно простой - вместо одного бизнеса и соответствующих доходов мы имеем два: 1) разработка ПО и 2) его обслуживание.

Максим ДОМБРОВСКИЙ,
Сергей ДМИТРИЕВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

49 за 1999 год

Рубрика: 

Анализ
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!