Индустрия звука

Идеи, реализованные в 1999-м

1999-й год можно по праву назвать урожайным не столько на новые продукты, сколько на новые идеи и их качественную реализацию. 1998-й выглядел по количеству написанного софта гораздо привлекательней, но 1999 просто расставил точки над "i", и поэтому в данном обзоре присутствуют имена, знакомые нам с прошлого года. Но перейдем к идеям.

Первая идея - профессионализация дэнсмэйкеров. Структура оных была близка к алгоритмическим структурам известных сэмплерных модулей Kurzweil, AKAI, Emulator. Но для полной реализации требовался новый качественный уровень real-time-эффектов, включая стретч и питч. Сначала сэмплерная схема была реализована в программе FruityLoops. В ней является возможным редактирование сэмплов, изменение bpm и есть FX-модули, поддерживающие DirectX-плагины. Через некоторое время вышел в свет ACID, сделавший фирму-производителя данной программы номером один в мире.

Главная особенность новой схемы, впрочем, как и ее большой плюс, - экономия места на винчестере. В wav-виде сохраняются только сэмплы, а все обработки и параметры сведения - в формульном виде в файлах со специфическим расширением *.asd, величина которых обычно составляет порядка 100 Кб. Данная система позволяет сделать многократный UNDO (отмену предыдущих действий), не занимая при этом больших объемов памяти. Все это предоставило современным аранжировщикам гораздо большее поле действий. Еще одним плюсом программы является качественный экспорт в wav-файлы сведенной композиции, что было реализовано до этого на таком же уровне только в нескольких программах мультитрековых рекордеров, в большинстве своем они делали операцию mixdown (экспортирование без учета панорамного положения и уровня громкости). В результате для громоздких программ мультитрека грядет серьезная реорганизация.

Вторая идея - синхронизация мультитрека с видео. Одной из первых в данной области была программа DDclip, позволяющая синхронизировать видео, аудио и MIDI-файлы. Причем каждый из них можно было редактировать в отдельности. Отсутствие большого рынка в данной сфере направило именно сюда взоры программистов мира звука. Причем выпуск обычного мультитрекового рекордера был бы просто финансово невыгодным, учитывая давление великолепной продукции Steinberg и иже с ними. Посмотрите, что сделали уже раскрученные фирмы, задачей которых в этом году было расширение спектра продукции. Chris S. Craig, выпустивший Gold Wave (в 5-й версии программы уже поддерживается real-time и DirectX), занялся изготовлением программы Multiquence, являющей собой мультитрековый рекордер с возможностью воспроизводить и синхронизировать файлы различных форматов, включая видео. Из этой же серии появился Vegas Pro от Sonic Foundry. Причем оба вышеперечисленных имени стали популярны благодаря своим звуковым редакторам(!). А звуковые редакторы - это прежде всего качественное распределение памяти и аудиопотоков. То есть, сразу два имени пришли завоевывать одну и ту же нишу. Sonic Foundry поступил проще - Vegas Pro внедрен в систему программных продуктов данной фирмы, даже некоторые новые пакеты plug-in'ов работают в Sound Forge при условии установленного Vegas. Поэтому он значительно выигрывает.

 

Не смотря на то, что многие сочтут интеграцию различных сфер мультимедиа излишней или в угоду пользователю, скажу о том, что сей шаг очень дальновиден. Работа с видео на РС идет семимильными шагами. И через некоторое время она может выйти на профессиональный уровень, как это произошло с аудио. И подготовка платформы под это - очень разумный шаг. Схема та же. Вам надо "набить" для Интернета маленький клип. Причем это должно быть на пользовательском уровне, не в 3D Studio, он требует дополнительного долгого и упорного изучения. Нужны простые продукты. Стоит вопрос выбора. А продуктов-то... по пальцам перечесть можно. Постепенно Вы привыкаете к интерфейсу и с вожделением ожидаете новых версий программы. И... наверное, все. Схема довольно понятна. Очень красивая маркетинговая линия.

Третья идея - 3D-звук. Этим занимались с того момента, как появилась стереозапись. Сейчас только ленивый не пробует размещать источник звука в пространстве. Появились новые технологии сведения. Естественно, это потребовало качественных решений. Наиболее удачно в сим направлении выглядит 3D Audio. Но нединамичная маркетинговая политика, касающаяся обновлений и раскрутки продукта, уже начинает сказываться. Стоит упомянуть о продукте того же Sonic Foundry - Soft Encode Dolby Digital.

В основе лежит та же идея мультитрекового рекордера, только со сложным панорамированием. То есть, Вы указываете не панорамное положение трека, а его расположение в пространстве. В 2000-м году должно определиться положение с 3D-звуком и должен выделиться программный продукт-лидер. Скорее всего, это будет продукт от 3D Audio, хотя возможно появление нового имени, хотя бы той же Aureal, которая потерпела, как я считаю, неудачу с "железными" технологиями и которой ничего другого не остается, как продавать программную реализацию A3D 2. Большое влияние будет оказывать также рынок независимых разработчиков.

Четвертая идея - программная эмуляция студийных аппаратов. Сейчас уже можно встретить некоторое количество эмуляций студийных устройств. Например, t.c. electronics, timeworks.

Помимо этого, эмулируются алгоритмы записи на магнитную пленку, винил и пр. Это новый виток развития программного обеспечения. Причем видно: что значит РС-технологии входят в тихий омут профессиональной музыки. Сейчас на системах Apple Macintosh софт стал развиваться гораздо динамичнее. Пришли новые фирмы-разработчики. Софт стал интегрироваться. Лучшим программным продуктом-эмуляцией для РС по своим качественным характеристикам является по-прежнему T-RackS от IK Multimedia.

Пятая идея - качественное развитие MIDI-устройств. Вот здесь наблюдался особый прогресс. Пользуясь различными методами и алгоритмами синтеза звука, разработчики добились мощного рывка в области MIDI-полифонии. Главное - это та же интеграция с сэмплерными модулями и повторением их фильтровой схемы обработки сэмплов. Отсутствие нормальных профессиональных банков тембров этого требовало. В результате, после сравнительных неудач в области синтезирования собственных звуков, программы обратились к качественным тембрам, разработанным для сэмплеров. Это и возможность работы с банками звуков от AKAI в Gigasampler, и практически доскональное повторение структур-алгоритмов синтезаторов Korg.

Подведя итоги развития программного обеспечения, приходим к выводу, что звуковые технологии на РС повернулись к студийным технологиям, причем выбирая из них самое лучшее и смешивая со своими новыми возможностями. У студийных устройств есть два серьезных недостатка: сравнительно высокая стоимость и отсутствие хорошей изобразительной части процесса, попросту говоря, программного интерфейса. РС их устраняет.

Итак, лучшие программы 1999:

  • Sonic Foundry ACID 2.0;
  • IK Multimedia T-RackS;
  • Sonic Foundry Sound Forge 5.0;
  • Waves Native Power Pack v.2.3;
  • Arboretum Hyperprism DX 2.0;
  • GoldWave 5.0;
  • Fruity Loops Pro v.1.76 TS404;
  • Audioactive Production Studio (МР3 - кодер);
  • Reaktor v.2.04 + add on pack;
  • PAS EQ 2.0;
  • PAS Analyzer Pro 2.0.


На заметку

Одной из наиболее интересных новых разработок, которые я встретил в 1999-м, я бы назвал маленькую программку Zs-1b Amen от Ziad Khouri (University of Bath), датируемую 1998-м годом. Преставленная мне бета-версия программы позволяла делать следующее: делила wav-файл на логические составляющие и проигрывала эти составляющие в произвольном режиме. В результате стало возможным делать из готовых drum-loops новые партии. После этого я вставил вместо drumloop обычную партию гитары и перестановка произошла. Не сказать, что на качественном уровне, но определенные фрагменты из новоявленной партии можно было применить. Единственным недостатком бета-версии можно назвать работу с аудиофайлами только в моно-формате.

Второй интересной программой, написанной также в 1998-м 15-летним парнем по имени Javier Thaine, является Wave Enhancer. Для файлов с параметрами меньшими, чем 44100 Гц, 16 бит, стерео, программа качественно наращивает необходимую величину. К тому же добавляет стереоспецэффект, что делает файл чище и прозрачнее. Я бы назвал эту программу качественным конвертором. Использование самого эффекта оправдано и для конвертации моно-файлов в стерео. Скачать саму программу можно по адресу: www.geocities.com/SiliconValley/Heights/7017.

Кристофер М. ИХИХО,
chris_ih@mail.ru

P.S. Автор выражает признательность фирме "ГВиН Компьютер" (тел. (017)2101-333) за предоставленные компакт-диски.


Студийная аппаратура, реализованная в софте

Компрессоры, лимитеры, экспандеры:

Ламповые - T-RackS Multiband limiter, Tube Comp;

Цифровые - Arboretum Hyperprism Limiter; Sonic Foundry Track Compressor; TC Native Essentials-X; Waves RCL; Qtools Qxpander; CANAM Dynamics; Gold Wave Dynamics; Sonic Foundry Graphic Dynamics; Cool Edit Pro Dynamics Processing; Tsunami Pro Compressor;

Максимайзеры:

Waves Ultramaximizer; Waves MaxxBass; Loudness Maximizer;

Оптимайзеры:

DSP/FX Optimizer;

Эквалайзеры:

Ламповые - T-RackS Equalizer;

Цифровые - PAS 2.0 Graphic EQ; DSP/FX Parametric EQ; Sonic Foundry Graphic, Paragraphic, Parametric EQ; TC Native Essentials EQ; Ultrafunk fx EQ; Gold Wave EQ; Tsunami Pro Equalize; Cool Edit Pro Filters;

Де-нойзеры:

Dart Pro 32 DeNoise, ReTouch, DeHiss; Cool Edit Pro Noise Reduction; Sonic Foundry Nose Gate, Noise Reduction; Steinberg DeNoise; Tsunami Pro Noise Reduction;

Де-кликеры:

Dart Pro 32 DeNoise; Cool Edit Pro Click/Pop Eliminator; Steinberg DeClicker; Sonic Foundry Vinyl Restoration;

Де-эссеры:

Waves DeEsser; SPL DeEsser;

Системы реставрации:

Dart Pro 32; Arboretum Restoration; Sonic Foundry Vinyl Restoration;

Усилители:

Ламповые - T-RackS;

Цифровые - Cool Edit Pro Amplify; Tsunami Pro Amplify;

Фазеры:

Timeworks Phaser Model 88; CANAM Phaser; Arboretum Hyperprism DX Phaser;

Аналайзеры:

PAS Analyzer; JBL Smaart Pro; Pinguin Audio Meter (с коррелометром); Cool Edit Pro Frequency Analyze; Gold Wave;

Ревербераторы:

Ultrafunk fx:reverb; TC Native Essentials-X; Arboretum Hyperprism DX Hall/Room Reverb; Sonic Foundry Reverb; DSP/FX StudioVerb;

Делэи:

Canam Stereo Delay; Cool Edit Pro Delay Effects; Voyetra DOPro Delay; DSP/FX Delay; Arboretum Hyperprism DX Single Delay;

Расширители стереобазы, 3D-звук:

3D Audio; Aureal A3D plug-in; Arboretum Hyperprism DX Quasi-Stereo; DSP/FX Widener; Panhandler; Sonic Foundry Soft Encode; QTools Q123, QSys; Tsunami Pro Spatial Localisation;

Сэмплеры:

Gigasampler; программно-аппаратная поддержка wavetable; программы, поддерживающие файлы типа *.dls и т.п.

Структурная схема сэмплерных модулей (программная оболочка):

Sonic Foundry ACID; Making Waves; дэнсмэйкеры уровня Voyetra Dance eJay, Hip Hop eJay, Rave eJay; IK Multimedia GrooveMaker.

Программные эмуляторы синтезаторов:

Gigasampler; Retro AS-1; Unity DS-1; Reaktor;

Мультитрековые рекордеры:

Logic Audio Platinum; Cakewalk; Voyetra DOPro; Cubase; Vegas Pro; SAW; Cool Edit Pro; SEK'D Samplitude 2496;

Радио джингл-машины:

CANAM Quartz Pro 32

Ритм-машины:

FruityLoops; HammerHead Rhythm Station; Drum Station DT-010; Rebirth RB-338; SequBeat Pro; B.BoX;

Эксайтеры:

Arboretum Hyperprism DX Exciter;

Энхансеры:

Встроенная ручка управления в T-RackS; WaveEnchancer от Javier Traine; Sonic Foundry Smooth/Enchance, втроенный пресет в ряде других плагинов; Ntonyx Style Enhancer Micro 1.28 (MIDI FX plug-in для программы Cakewalk);

Гармонайзеры:

CANAM Harmonizer;

Питч-шифтеры:

Tsunami Pro Change Pitch, Sonic Foundry ACID; Cool Edit Pro Time/Pitch; DSP/FX Pitch Shift;

Стретч:

Sonic Foundry ACID; Tsunami Pro Stratch;

Вокодеры:

Arboretum Hyperprism Vocoder; Steinberg Vocoder VST; Steinberg Prosoniq Orange Vocoder; Trashcoder; Zerius Vocoder;Opcode - fusion:VOCODE; Digitech GuitarTalk;

Эмуляторы записи на ленту:

Steinberg Magneto;

Драйв/дисторшны, fuzz:

Steinberg Quadra Fuzz


Самые популярные эмуляторы синтезаторов 1999:

  • Analog Box
  • AudioMulch
  • AXS
  • FruityLoops
  • JayTrax
  • Mellosoftron
  • Reality
  • Rebirth RB-338
  • VAZ Modular


Наиболее популярные мультитрековые рекордеры и MIDI/аудио секвенсоры 1999:

  • Acid Pro
  • Cool Edit Pro
  • DDClip
  • Internet Audio Mix
  • SoundMix
  • Anvil Studio
  • Cakewalk Pro Audio
  • Cubase VST
  • FruityLoops
  • Logic Audio


Самые популярные программы по созданию drum-loops 1999:

  • FruityLoops
  • HammerHead Rhythm Station
  • Drum Station DT-010
  • Rebirth RB-338
  • SequBeat Pro
Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

51 за 1999 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!