Зачем их покупают

В российском Интернете - бум иностранных инвестиций. А что говорят по этому поводу сами инвесторы?

На протяжении последних нескольких месяцев мы все чаще слышим об инвестициях в различные популярные web-ресурсы в доменной зоне .ru. Причем сообщения о подобных сделках нарастают как снежная лавина и на протяжении последних двух недель поступают чуть ли не ежедневно, с перерывами на выходные:-). Да и суммы называются нешуточные. Хотя до американских многомиллиардных сделок еще далеко, но и рубеж в миллион долларов уже давно перейден (максимальная сумма, которая называлась, - $30 млн.).

Комментариев самих создателей покупаемых web-ресурсов в Сети предостаточно. А загадочные инвесторы предпочитают отмалчиваться. В результате мы, как правило, остаемся в неведении относительно реальных условий сделки и порой даже не узнаем реальные суммы денежных вложений.

И вот, наконец, перед Интернет-общественностью выступил один из самых загадочных участников этого рынка - Михаил Ханов, вице-президент Инвестиционной группы "Русские фонды" (www.rusfund.ru), купившей в марте контрольные пакеты акций таких популярных ресурсов, как Rambler и Lenta.Ru. Кроме того, именно "Русские фонды" выступили недавно с инициативой о создании специальной биржевой площадки для торговли акциями российских Интернет-компаний.

Выступление Михаила Ханова состоялось в последний день марта в Киеве на международной конференции "Контент-проекты - новое направление в сфере электронного бизнеса на Украине", которую проводили ООО "Финансовый Аналитик-Сервис" (www.fas.com.ua) при поддержке Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА).

 

Михаил Ханов: "Схема, по которой мы приобретали наши проекты, достаточно понятна, проста и логична. Везде было приобретено более 50%. Часть денег была выплачена прежним учредителям в виде мгновенного материального вознаграждения, а вторая часть - это текущие инвестиции по бизнес-плану проектов. Реально "покупка" нами того или иного Интернет-проекта выглядит следующим образом. К примеру, проект оценивается в 0,5 млн. долларов. Инвестор покупает 50%, это, соответственно, 250 тысяч. Эти деньги выплачиваются владельцам. Затем мы переходим к бизнес-плану развития ресурса, который, допустим, являет собой цифру в 1 млн. или 1,5 млн. долларов на год. В соответствии со своим участием в проекте, скажем, 60% от этого миллиона по бизнес-плану вкладывает инвестор (то есть мы), а 40% вкладывают те люди, у которых остались 40% проекта. И если говорится о том, что инвестор покупает 60% какого-либо проекта, то речь не идет о том, что инвестор продолжает кормить проект. Если речь идет о партнерстве, и у владельцев осталось 40%, то будьте любезны: 40% от 1,5 млн. - это ваша доля вложений. И либо мы говорим об уменьшении вашей доли в проекте, либо мы говорим о том, что вам придется где-то эти деньги достать и вложить в развитие. Поэтому те цифры, которые звучат в прессе о покупках ресурсов за миллионы долларов, не должны развращать людей, которые делают проекты. В основном, эти суммы предусматривают именно такое трехлетнее развитие ресурса. И они включают в себя деньги, затраты на развитие, на содержание ресурса и на его продвижение. Почему такие большие цифры? Я могу пояснить. Например, я вчера, перед тем как улететь в Киев, заканчивал рекламный план на этот год в России. По самым приблизительным подсчетам, скромная кампания, включающая в себя два телевизионных канала, прессу, щиты в Москве и Питере и радио, - у меня получилась цифра в 1,5 млн. долларов в год. Это оценка для рекламы в России на 2000 год. Если умножить на 3, прибавить сюда затраты на содержание персонала - у Вас получится сумма, близкая к десяти миллионам, которую иногда и объявляют в качестве инвестиций.

Очень часто возникает вопрос: "Что дороже: идеи или деньги?" Я не могу оценивать инвестиционную ситуацию на Украине, но поскольку в России в ближайшие 8, максимум, 14 лет восстановится относительное спокойствие и порядок, то денег будет много. Вопрос будет в идеях, и, на мой взгляд, идеи всегда дороже денег. Пробиваться будут те, которые обоснованы, а не просто украдены с Запада. И поверьте, если вы правильно обоснуете то, что хотите делать, как встроить вашу идею в рынок и как ее продвигать, то деньги на это найдутся."

Выступая, Михаил Ханов объявил о том, что совместно со Студией Артемия Лебедева (www.design.ru) готовится проект Интернет-инкубатора, в котором некоторые проекты будут выращиваться, и им будет предоставляться начальная поддержка по созданию и продвижению. После, в случае успеха, проект уже будет иметь самостоятельное развитие, инвестирование и т.д. Отвечая на вопрос о возможных инвестиционных интересах на Украине, Михаил Ханов сказал:

"Сам факт моего присутствия и тех небольших инвестиций в авиабилеты для того, чтобы присутствовать здесь, уже говорит о том, что мы положительно относимся к инвестициям в украинский Интернет-рынок. Осенью нам было позволено практически без проблем вести месячные переговоры с лидерами российского Интернет-сообщества, мы провели порядка 40-50 переговоров. В конце концов, мы купили лидеров в своих областях. Сейчас очень много выходит на рынок и наших инвесторов, и западных. Я думаю, что на Украину наши взоры обратятся, когда будет полностью поделен российский рынок. Тогда мы начнем смотреть на другие близлежащие русскоговорящие рынки. Возможно, в случае Украины это будет несколько раньше - ведь Интернет делит пространство не по географии, а по языкам, соответственно, если люди говорят на одном языке, то уже неважно, где они находятся географически. Безусловно, очень интересно войти на рынок пораньше, но нецелесообразно, если рынок в зачаточном состоянии, когда еще очень многое непонятно. Я не буду оспаривать те цифры, которые тут звучали об украинских ресурсах, но нам они кажутся недостаточными".

Вот так вот - оказывается, и к интересу инвесторов к русскоязычным контент-проектам стоит относиться с определенной долей спокойствия и рассудительности. Налет романтизма проходит. Пора готовиться к ведению нормального бизнеса - теперь и в киберпространстве.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

15 за 2000 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Вячеслав Горобец
Уважаемый Виктор Демидов!

Второй раз замечаю Вас в плагиате. Вы хотя бы ссылки ставили на источник материалов.

Прошлую статью (Вкус электронной коммерции от МакДональдс) уперли с сервера e-Commerce.com.ua, а большу часть этой - из рассылки ain.com.ua

Если уже изменяете статью и подписываете собственным именем, хотя бы ставьте ссылку "По материалам". Своими действиями Вы наносите ущерб не только своей репутации, но и репутации этого уважаемого издания.