Об одном парадоксе империализма

Компакт-диск известен, наверное, всем и каждому. А вот откуда у него "растут ноги", знает мало кто. В процессе эволюции современный компакт-диск претерпел ряд качественных и количественных изменений. В процессе его "выкристаллизовывания" существовало и появилось много клонов, которые заняли свою нишу. Это и современный DVD, и достаточно почтенный восьмидюймовый оптический видеодиск. У них всех был общий предок, общий первенец промышленного исполнения. Вот что пишут об этом научно-популярные журналы начала 70-х годов: "В сентябре 1972 года голландская фирма "Philips" сообщила, что группой ученых и инженеров фирмы создана и испытана новая система видеозаписи, которая позволяет записывать цветные телепрограммы продолжительностью от 30 до 45 мин на одной стороне видеопластинки нового типа, весьма похожей на обычную долгоиграющую грампластинку (диаметр 30 см). Для воспроизведения таких долгоиграющих видеозаписей разработано проигрывающее устройство, оснащенное оптической воспроизводящей системой. Устройство можно подключить к обычному телевизору."

Впечатляет? 1972 год - и первые бытовые видеомагнитофоны. Компьютеры вообще могут еще только мечтать о недорогих накопителях данных. А Philips изготавливает и запускает в продажу недорогой и компактный носитель информации. И что самое главное - цифровой! Снова обратимся к журналам тех времен: "Долгоиграющая видеопластинка изготовляется из материала, подобного винилитовой смоле, применяемой для прессования грампластинки, и имеет такие же размеры. Информация наносится на пластинку по спиралевидной дорожке. Частота вращения пластинки равна 25 об/сек, при каждом обороте снимается информация, необходимая для воспроизведения одного полного изображения.

Способ размещения информации на пластинке существенно отличается от звуковой бороздки обычной долгоиграющей грампластинки. "Дорожка" долгоиграющей видеопластинки состоит из цепочки микроскопических продолговатых выемок. Все они имеют одинаковую глубину и ширину; изменяется лишь их длина. Благодаря этому на пластинке фиксируется вся необходимая информация: яркость, цвет, синхроимпульсы и звук. Вместо иглы в проигрывателе применен тончайший луч света. Микроскопическое световое пятно постоянно "нацелено" на дорожку с помощью оптико-электронной системы, вследствие чего отпадает надобность в механической направляющей борозде. Воспроизведение изображения можно замедлить и ускорить, его можно воспроизводить в обратном направлении, возможны покадровый просмотр и выборка из программы любой отдельной сцены.

Процесс образования электрического видеосигнала заключается в следующем. Когда световое пятно движется по дорожке, отраженный поверхностью видеопластинки световой луч модулируется в соответствии с конфигурацией и расположением выемок. Модулированный луч подается на фотодиод, генерирующий электрические сигналы, которые после соответствующего усиления и преобразования подаются на вход телевизора. Для снижения уровня помех потребовался источник света очень высокой интенсивности - гелиево-неоновый лазер."

Вам это ничего не напоминает? Между прочим, и сам процесс изготовления такой видеопластинки тоже весьма любопытен: "Видеопластинка, спрессованная с помощью матриц из массы, аналогичной винилитовой смоле, покрывается тонким зеркальным металлическим слоем. "Резание" лакового диска для последующего изготовления металлического оригинала и матриц занимает столько же времени, сколько длится программа. Поэтому производственный процесс изготовления видеопластинки хорошо согласуется с временем передачи информации обычными телевизионными камерами, видеомагнитофонами или кинокамерами. Поскольку одна пластинка "вмещает" по меньшей мере 45 тысяч изображений в цвете, представится возможным выпускать видео-альбомы с коллекциями репродукций предметов искусства из музеев."

Вот так. Практически современная технология. Почему видеопластинка не завоевала мир, остается загадкой. Допускаю, в этом был повинен тот самый "кризис империализма", о котором так много писала советская пресса. Возможно, потребитель просто не воспринял идею, не дорос до нее. Однако спустя более десяти лет появился аудио компакт-диск. Пришел и завоевал мир. Хотя заслуга в этом, конечно, не самого компакт-диска, а портативного плеера "disсman" фирмы Sony. Наверное, именно такого, простого и незатейливого, аппарата и не хватило в 1972 году, чтобы цифровая технология завоевала весь мир?

Яхен П.

При написании статьи были использованы материалы журнала "Радио" за 1972 год.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

17 за 2000 год

Рубрика: 

Вчера
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!