Нужен бархатный переход

Опыт автоматизации

Сегодня мы продолжаем разговор о решениях и проблемах автоматизации, которые имеют место в работе белорусских предприятий.

На мои вопросы любезно согласился ответить начальник отдела АСУ ПО "Минскводоканал" - Сергей Хохлюк.

С.Д.: Вначале, как обычно, несколько слов об особенностях самого предприятия.

С.Х.: Наше объединение обеспечивает жителей города Минска питьевой водой. Работа эта незаметная и вспоминают о ней обычно тогда, когда вода перестает течь из крана. На самом же деле добыча воды, доставка ее потребителям, а затем отвод и очистка стоков - это целая индустрия внутри города.

 

В состав объединения входит несколько управлений - "Минскводопровод", "Минскочиствод", отдельное управление "Эксплуатация Вилейско-Минской водной системы", "Минскводосбыт" (расчеты с населением), а также управление автотранспорта (около 600 единиц техники), механические мастерские, электроцех и др. Всего на предприятии работает более 2,5 тысяч человек.

Отдел АСУ в составе 16 человек, можно сказать, решает традиционные вопросы по автоматизации технологических и организационно-экономических процессов. Он состоит из трех секторов: сектор технического обслуживания и ремонта средств вычислительной техники и телемеханики, сектор разработки и сопровождения программного обеспечения и сектор эксплуатации и администрирования вычислительных сетей. Кроме того, в некоторых управлениях имеются небольшие подразделения, которые занимаются эксплуатацией различных автоматизированных компонентов и задач.

В объединении эксплуатируется свыше 150 ПК. Уровень техники - от 286 (примерно 5%) до последних моделей Pentium'ов (в пределах 30%). Большинство ПК работают в сети на Novel. Общая платформа - FoxPro, FoxBase.

У нас два основных направления автоматизации - это, как уже было сказано, АСУТП и организационно-экономическое. Ко второму относятся: бухгалтерия, делопроизводство, расчеты с абонентами, труд и заработная плата, кадры, автотранспорт, учет в механических мастерских, складской учет и т.д.

В своей работе мы используем как собственные программы, так и готовые решения сторонних разработчиков. В частности, многие службы организационно-экономического направления (бухгалтерия и др.) эксплуатируют различные модули, входящие в состав "Профит-Комплекса".

С.Д.: На фоне не утихающих в прессе обсуждений о выборе той или иной программы не могу удержаться, чтобы не спросить, почему вы выбрали именно "Профит-Комплекс"?

С.Х.: Знаете, здесь, что называется, без особых сюрпризов. Дело в том, что наше сотрудничество с фирмой "Профит" началось лет 10 назад, еще во времена становления внутрихозяйственного хозрасчета. Именно тогда мы выходили на новый этап автоматизации деятельности предприятия, а "Профит" одним из первых в Беларуси разрабатывал программное обеспечение для крупных производственных предприятий. В итоге и образовался наш альянс.

Помнится, первое время, когда начался переход на персональные ПК, и у людей была определенная неуверенность в работе с ними, приходилось иногда работать по принципу "Вашей маме зять не нужен?" Т.е. приходилось буквально предлагать автоматизировать те или иные задачи и объяснять возможности и преимущества автоматизации. Теперь многое изменилось. Сейчас сами пользователи обращаются к нам с просьбами об автоматизации тех или иных производственных операций, обновлении эксплуатируемых ПК.

В принципе, мы, так или иначе, модернизируемся постоянно. Есть даже специальный перспективный план этой работы. Конечно, есть определенные проблемы со средствами, все-таки предприятие государственное. Тем не менее, эти проблемы удается решать, поскольку и сами сотрудники предприятия, и руководство понимают значимость решения этих задач.

Такое понимание очень помогает в работе нашего отдела. Можно сказать, что на сегодняшний день автоматизированы основные, наиболее значимые направления деятельности предприятия. Есть даже свои оригинальные разработки. Например, информационно-графическая система на платформе AutoCad, где собрана информация о 2 тыс. км водопроводных сетей, представленная в современном графическом дизайне.

Кроме всего прочего, мы начали также большую программу для сотрудников нашего предприятия по повышению уровня навыков работы с компьютером и используемым ПО. В рамках этой программы обучение уже прошли более 100 человек. Такое общение с непосредственными пользователями, помимо всего прочего, помогает и нам выявлять, а в некоторых случаях, и оперативно решать те или иные вопросы эксплуатации информационной системы.

С.Д.: Какие задачи стоят перед вашим отделом в ближайшем будущем?

С.Х.: Задача № 1 - преодолеть разрозненность многочисленных компонентов информационного пространства. Т.е. необходимо объединить все выполненные разработки в интегрированную систему. В условиях сложного производственного цикла нашего предприятия это весьма не простая задача.

Кроме того, она осложняется еще и тем, что отдел АСУ на любом предприятии - это все-таки эксплуатационная служба. Другими словами, подавляющая часть времени уходит именно на сопровождение и поддержание системы в рабочем состоянии. В таких условиях весьма проблематичным становится вопрос о новых разработках.

Понимая это, мы считаем оптимальным вариант кооперации со сторонними организациями. Но, увы, из тех предложений, которые к нам уже поступили, мы пока не нашли соответствующих нашему уровню сложности. Предлагается, в основном, установить уже готовые решения.

Для нас это практически неприемлемо, поскольку придется в буквальном смысле слова ломать то, что уже реально работает. Как известно, от добра добра не ищут. Поэтому мы хотели бы наладить сотрудничество с системным интегратором высокого уровня, с помощью которого смогли бы, на основе хорошо проработанной концепции, осуществить "бархатный переход" к единой интегрированной системе, сочетающей в себе уже накопленные разработки с новыми, современными технологиями. Например, для нас сотрудничество с нашим партнером, фирмой "Профит", ценно еще и тем, что здесь работают и высоквалифицированные специалисты по постановке бухгалтерского учета, на помощь которых мы можем рассчитывать и в вопросах методологии постановки учета.

С.Д.: Очень часто, говоря о корпоративных информационных системах, декларируется, что они, в конечном итоге, являются определенным инструментом управления предприятием. Но управление предприятием закономерно предполагает участие в этом процессе высшего управленческого звена. Есть ли в вашей информационной системе что-то вроде АРМа непосредственно для руководителя?

С.Х.: Это, действительно, достаточно злободневный вопрос. Не могу сказать, что у нас этот вопрос полностью решен, но отдельный модуль для руководителей у нас уже есть. Он реализован на платформе Delphi и использует информацию из основных учетных блоков.

Интересно отметить, что инициатива его создания ведет свое начало от заместителя генерального директора по общим вопросам. Началось все с необходимости отслеживать платежи наших контрагентов - поставщиков и покупателей. Дальше - больше. В этой программе стало удобно отслеживать общую картину движения финансовых потоков, расчеты по видам счетов, данные по снабжению, актуальное наличие тех или иных материалов на складах и т.д.

В итоге, к числу пользователей подключились постепенно и другие замы, а потом и бухгалтерия тоже стала использовать этот модуль для получения каких-то дополнительных данных. Таким вот образом и сложилась программа, которую мы условно называем информационно-справочным АРМом для руководства.

С.Д. Позвольте поблагодарить Вас за интервью и пожелать успехов на этой тернистой тропе автоматизации деятельности такого нужного нам всем предприятия.

Беседу вел Сергей ДМИТРИЕВ,
vespol@mail.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

19 за 2000 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!