Объектно-ориентированные модели в музыке

AudioMulch Interactive Music Studio v.0.9b2

Не так давно, в начале этого года, австралийский музыкант-разработчик Ross Bencina выпустил новую бета-версию своего продукта AudioMulch. Скачать ее можно по адресу: www.audiomulch.com. Ограничений у свободно распространяемой версии практически нет. Есть только одно - по времени использования программы, равному примерно шести неделям.

Многим данная статья может показаться излишне профессионализированной, но я хотел ее сделать именно такой, так как AudioMulch представляет собой новую ступень развития музыкального софта на РС. Постепенно, повторив многие устройства из известного студийного оборудования, РС стал превращаться в некий отдельный музыкальный инструмент, соединяющий практически все, чего достигла музыкальная индустрия сегодня. Это и новый уровень мышления, о котором я говорю уже на протяжении полугода.

Что представляет собой AudioMulch? AudioMulch - это новая объектно-ориентированная программная модель, позволяющая смоделировать собственную виртуальную звуковую студию на рабочем столе. Вкратце о том, что представляет собой современное понятие "объектно-ориентированная". Представьте себе спираль, сходящуюся в одну точку. С самого начала вы нанизываете на нее объект, после этого - его свойства, затем переходите к новому объекту и так далее, пока не выходите на окончательный результат.

Программа является трехуровневой. То есть, первым уровнем можно назвать блок, позволяющий работать с инструментами и wav-файлами. Вторым уровнем будет использование модулей эффектов и фильтров. Третий уровень позволяет использовать многочисленные микшерные консоли и прочее. После третьего уровня окончательным решением является звук, появившийся на линейном выходе саундкарты (моно/стерео) или же экспортированный в wav-файл.

 


Доступные инструменты

Loop player, импортирующий wav-файлы и позволяющий их растягивать относительно сетки темпа (стретч). Причем отличительной особенностью этого модуля является регулировка фазы. Такое редко где еще можно встретить. Одновременно может быть загружено довольно большое количество модулей Loop player (средний Pentium с Windows 95 может "потянуть" 12 модулей, звучащих одновременно). Это на самом деле очень удобно для производства ремиксов. Представьте, что вы загрузили несколько голосовых фраз и потом обрабатываете по сетке темпа, например, LFO, что сейчас модно, даже и не в ремиксах, а в обыкновенной музыке. Сие, пожалуй, выделяет программу среди конкурентов, так как такие функции редки и востребованы.

Генератор сигнала (TestGen). Данный программный модуль способен генерировать шум или тон в моно-режиме в пределах частот 20 Гц - 20 КГц. Спектр применения такого устройства довольно-таки интересен. Дело в том, что TestGen можно использовать для "подзвучки" эффектов или же самому добавлять некое эффектное дополнение к звучащему инструменту. То есть, например, вы используете электронный бас, который довольно слаб по уровню обертонов, а также хотелось бы, чтобы его тембр не был статичным. Для этого вы добавляете к нему генератор тона с каким-нибудь эффектом, будь то сложное 3D-панорамирование (для шума очень красиво), либо какую-нибудь отдельную сгенерированную ноту, пропущенную через фильтры, которые могут менять свой уровень запрограммированно.

Drum. Модуль Drum похож на многие программы-сэмплеры, позволяющие пользователю расставлять короткие звуковые фрагменты (wav-файлы) по сетке времени. Похожий интерфейс используется в Tuareg. Если фрагменты большие, то программа их просто "режет".

Bass line. Этот модуль тоже использует внутренний генератор сигнала. Звук напоминает такие программы как Re-Birth и TB2000. Разница с более высокими по качеству эмуляции устройств ТВ все-таки ощутима. Поэтому его лучше использовать совместно с "подзвучкой". Я думаю, что тем, кто более-менее знаком с подобными рэковыми блоками в Re-Birth, изучение данного модуля не доставит каких-нибудь сложностей. Все тот же ряд фильтров: Volume, Cut Off, Resonance, Env Mod, Accent, Decay, Overdrive, LFO Rate, LFO Depth и переключатель форм звуковой волны. Ноты набираются намного легче, чем в каких-либо других программах такого уровня. Причем набираются только мышью. Само окно, где производится набор, является, пожалуй, самым удобным решением этой задачи из всех тех, которые я наблюдал в других программах.

10Harmonics. Этот модуль также базируется на генераторе сигнала. Основная задача модуля - обеспечение сложного гармонического наполнения, основанного на некоей основной частоте. То есть, вы можете указать базовую частоту и после этого построить от нее гармонические линии. Если уровень сигнала основного тона равен нулю, то образуются мелодические линии.

BubbleBlower. Это один из самых мощных модулей программы, находящийся на стадии бета-тестирования и основанный на программе CloudGenerator от Curtis Roads и John Alexander. Обработка достаточно новая и в современной музыке еще не откатана. Сущность: вы загружаете аудиофайл, который гранулируется (дробится) и потом подвергается многочисленным обработкам, транспонирующим, расширяющим амплитуду, панораму и тому подобное. А я-то думал, об autostatter'ах забыли:).

В категории beta находится такой модуль, как Arpeggiator - новый инструмент, эмулирующий аналоговый синтезатор с двумя осциллоскопами и включающий арпеджио-секвенсор.


Эффекты

Практически все инструменты, кроме BubblеBlower, имеют на выходе монозвук, и это правильно из тех позиций, что основная стереосхема создается с помощью следующих по иерархии блоков эффектов. Среди оных есть стандартные, такие как ревербератор (NustyVerb), флэнджер (Flanger), фазер (Phaser), гранулятор (DLGranulator), схожий по функциям с BubblеBlower, ring-модулятор (Ring Modulator), обрабатывающий как амплитуду, так и частоту и делэй (SDelay), искажения (distortion) (DigiGrunge).

Помимо этого, есть и новые для данного уровня программ эффекты.

Spatial (Sspat - аббревиатура от stereo spatializer). Это не что иное, как панорамное управление 3D-звуком. Причем пользователь может запрограммировать траекторию движения звука. И, в соответствии с сеткой темпа, эффект будет работать довольно качественно. Глубина эффекта намного более ощутима, чем в известном нам Panhandler. Управление эффектом разделяется на два уровня: пути и траектории. В окне Path Path (путь) вы указываете изменение позиции источника звука в течение определенного интервала времени. В окне Trajectory (траектория) - положение самого эффекта относительно слушателя. То есть, сам эффект двухуровневый. На выходе, в отличие от других модулей эффектов, есть три канала: правый, левый и реверберационный.

Если вы обрабатываете этим эффектом звуки от инструмента с генераторной природой, то советую подключить к этому же блоку эффекта и звук от TestGen. Положительный результат не заставит себя ждать.

Shaper. Этот эффект позволяет создать гармонические искажения (distortion), основываясь на множественной форме звука от Чебышева. Метод позволяет пользователю усиливать какую-нибудь из первых 27 гармоник (или все 27). В результате можно самоcтоятельно управлять искажениями.


Фильтры

В качестве фильтров разработчики предусмотрели моно и стерео параграфические эквалайзеры (MParaEQ и SParaEQ). Отдельно хочется отметить пятиполосный фильтр 5Combs. Из исходного звука вы можете выделить пять частотных полос и управлять их громкостью и, что самое интересное, уровнем реверберации для каждой в отдельности.


Микшеры

После того, как звук был написан и обработан, он направляется на виртуальный микшерский пульт. По пути к микшерам могут использоваться кроссфэйдеры (Crossfader), имеющие четыре входа и два выхода. Помимо этого, пользователю предоставляется целый арсенал различных моделей.

M (количество входов) Mixers - микшеры с моновыходом.

S (количество входов) Mixers - микшеры со стереовыходом и с добавленной функцией gain-контроля каждой стереопары.

P (количество входов) Mixers - микшеры со стереовыходом, где каждый входящий канал управляется независимо от других.

Matrix - "матричные" микшеры, которые позволяют перенаправлять входящие и выходящие сигналы, а также распределять их и управлять настройками fade. Представлено две модели 4х4 и 8х8.

Invert - фазоинвертор (180 градусов).

Gain - управление уровнем сигнала (сделан как отдельное устройство). То есть это выгодно, когда у вас сформирована "пачка", например, из восьми инструментов, и требуется поднять их общий уровень.


Заключение

Я бы не рекомендовал программу для совсем начинающих, так как она обладает весьма сложным интерфейсом. Для того, чтобы научиться качественно в ней работать, посоветую сначала попробовать силы в Re-Birth, Tuareg, Rubber Duck H30+. Для уже сформировавшихся профессионалов, работающих в направлении техно, AudioMulch - настоящая находка. Для людей, работающих с живой, современной музыкой, важными параметрами могут оказаться современные обработки (эффекты и фильтры), которые могут работать в режиме envelopes. Да, чтобы этот режим включить, достаточно поднести курсор мыши к любой ручке управления и открыть правой кнопкой маленькое меню, из опции которого надо выбрать Automate. Таких "ручек" в программе превеликое множество.

Главное достоинство программы - ее абсолютная прозрачность для системы. На входе могут стоять обыкновенные wav-файлы, на выходе - они же. Среди отличительных эффектов можно выделить SSpat - 3D-панорамирование с движением и эффект, получающийся при микшировании исходного сигнала с генерируемым шумом.

Набор инструментов еще не достаточно разнообразен, но отличается особенной структурной гармонической моделью. И последний положительный момент программы - малая ресурсоемкость (AudioMulch может работать на простом Pentium).

Давайте закруглимся на этой интересной ноте и будем ждать продолжения. Все-таки оно будет интересным: Storm, AudioMulch... Что дальше?

Кристофер М. ИХИХО

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

25 за 2000 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!