Начались "войны пейджеров"?

Помните, как еще буквально пару-тройку лет назад мировая компьютерная общественность с интересом следила за так называемыми "войнами браузеров"? События развивались почти что в робингудовском духе: маленькая, но очень умная и гордая фирма Netscape против большого и ненасытного монстра по имени Microsoft. Тогда Билл Гейтс привычным жестом кинул на "раскрутку" MSIE три миллиарда долларов и буквально выцарапал лидерство у Netscape.

Сегодня ситуация удивительным образом повторяется уже на рынке систем мгновенного обмена сообщениями через Интернет, называемых чаще интернет-пейджерами. Только вот действующие лица поменялись местами. Netscape теперь не самостоятельная компания, а часть медиа-гиганта America Online. Как и израильская фирма Mirabilis - создатель первого интернет-пейджера, ICQ.

В результате вовремя перехватившая инициативу America Online (AOL) сегодня фактически является монополистом на рынке систем мгновенного обмена сообщениями. Ей принадлежат самые популярные в мире программы - ICQ и AOL Instant Messenger (AOL IM). Эти две системы в настоящее время используют 4/5 всех пользователей интернет-пейджеров.

Тем не менее, на рынке сегодня существует масса других систем мгновенного обмена сообщениями. Так, в частности, за последний год собственные интернет-пейджеры предложили своим пользователям крупнейшие интернет-порталы типа Yahoo, Excite, Prodigy. Не обошла новая мода и Рунет - InfoArt предлагает собственную разработку iPage, а Апорт - eLine 2.5, русифицированную версию Odigo. Неудивительно, что большинство разработчиков интернет-пейджеров, стремясь получить свою долю рынка, решили объединиться и, если можно так выразиться, "дружить против AOL". Так появился альянс IMUnified, в который вошли AT&T, Excite@Home, iCAST, Odigo, Phone.com, Prodigy, Tribal Voice, Yahoo! и, разумеется, Microsoft со своей сервисной сетью MSN. IMUnified на прошлой неделе завершила разработку технических требований к функциональной совместимости между сервисами компаний - участниц этого альянса. Теперь IMUnified призывает остальных разработчиков интернет-пейджеров присоединиться к созданному ею открытому стандартизированному протоколу обмена мгновенными сообщениями. Конечно же, в первую очередь призыв относится к AOL как к монополисту на этом рынке. Объединившиеся в альянс разработчики уговаривают AOL открыть пользователям своих систем доступ к пользователям ICQ и AOL IM.

Однако руководство AOL отлично понимает, чем чревата для концерна совместимость ICQ и AOL IM с аналогичными системами других производителей. Стоит AOL "открыть миру" свою клиентскую базу, как ее монополия на рынке моментально окажется под угрозой - уж Билл Гейтс не пожалеет миллиардов, чтобы "перетянуть одеяло на себя". Да и другие в накладе не останутся: то же Odigo, к примеру, намного более "дружественная" к рядовому пользователю программа, нежели навороченное ICQ. Конкуренты AOL жалуются на несправедливость американским властям, но чиновники Федеральной Торговой Комиссии США (FTC), призванной бороться с монополиями и недобросовестной конкурентной борьбой, только руками разводят: по их словам, AOL в данном случае нельзя назвать монополистом, так как рынок интернет-пейджеров не является коммерческим.

 

Конечно, производителей "альтернативных" интернет-пейджеров можно понять. Однако трудно спорить с тем, что ICQ сегодня является наиболее развитой и совершенной программой данного класса. Реальных конкурентов у "Аськи", пожалуй, пока и нет. Разве что Odigo - создатели этого интернет-пейджера с самого начала предложили своим пользователям уникальный сервис по поиску в Сети "родственных душ", до чего не додумались разработчики из "Мирабилиса". Однако могу утверждать, основываясь на собственном опыте: ICQ и Odigo, установленные на одном компьютере, не конкурируют, а взаимно дополняют друг друга, занимая собственные "экологические ниши" в числе других коммуникационных программ.

Ну а мы будем следить за развитием ситуации "IMUnified vs AOL" и сообщать нашим читателям обо всех перипетиях этого "технологического детектива".

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

36 за 2000 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!