Хорошему звуку - хороший объем

Сравнительно небольшая по возможностям программа Cubic Studio 1.2 beta от корейских разработчиков Cubici Ltd. (www.cubici.com), может стать такой же бессменно революционной программой, как и T-Racks от IK Multimedia. Явных конкурентов на рынке пока нет, и, пожалуй, не предвидится.

Если мы станем говорить о современном сведении, то, пожалуй, практически всегда будем затрагивать тему спецэффектов, 3D-локализации источников звука. И данная тема злободневней день ото дня. Где-то "ходят" формулы, сложные алгоритмы, а продуктов выпускается мало, и все с недостатками. Разговоры - большей частью, а нормальная 3D-локализация - меньшей.


Проблема 3D-технологий в стереозвуке

Затрону немного суть проблемы. Дело в том, что в смежной области - графике, развивается такое направление, как стереографика. Для этого изобретаются специальные устройства - стереоочки, в которых пользователь может наслаждаться объемным изображением, хотя на экране та же самая картинка смотрится обычно. "Стереоочки" для звука - это... наушники, кои появились уже давно. С помощью изучения функционирования человеческого уха можно создать такие же нормальные алгоритмы эмуляций, как это делается и в графике. Но все намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Сколько уже лет такому изобретению как наушники? Сколько лет назад NASA закончила свои мощнейшие исследования по локализации источников звука совместно с Висконсинским университетом? Понятно, что у каждого уха свои частотные характеристики, что между ушами есть разность фаз и т.п. Но такого реалистичного эффекта, как в графике, еще не добились. К тому же и современная индустрия звукозаписи пока к этому не готова по следующим причинам: первая - лучше продавать новые технологии, такие как Dolby Digital, Dolby Surround, а не совершенствовать старые; вторая - осуществление 3D-локализации в современной музыке требует специализированного и масштабного обучения новых специалистов. Сейчас подобных специалистов, как, собственно, и корпораций, продвигающих идею 3D, можно сосчитать по пальцам. Так что, парадокс: с одной стороны, технологии уже давно готовы, и должен быть бум, с другой - к ним еще не готовы.

Одной из веских причин, по которым не хотят работать с 3D, - это эксперименты с фазой, заложенные в алгоритмы. То есть, существует большая вероятность получить неприемлемый коэффициент корреляции, что скажется на качестве прослушивания музыки без наушников (возможно пропадание инструментов и т.п.). Я протестировал не одну программу, в которой бы применялась новая идея 3D-звука. Протестировать, кстати, можете и вы. Каким образом? Прослушайте полученный после преобразований стереотрек в монорежиме. А также вставьте его в композицию и опять включите монорежим. В 80% из ста 3D-эффекты не прошли тесты. Звук исчезал, уровень трека значительно падал, при этом выделяя не всю партию инструмента, прописанного в трек, а только отдельные его фрагменты. Выделить хочется 3D Audio и Panhadler, которые и являются сегодня одними из самых популярных программных продуктов, и коэффициент благоприятности примененных эффектов у них наиболее высок.

 


Cubic Studio 1.2 beta. Первые ощущения...

Первое ощущение от интерфейса программы - не из лучших. То есть, когда смотрел на Cubic Studio первый раз в общей массе других новинок, то, как бы это лучше выразиться, "пролистнул" я ее. Интерфейс очень стандартен, напоминает старые звуковые редакторы с небольшим набором возможностей. Но потом я вернулся к сему продукту и послушал, что он делает. Результат значительно превзошел ожидания. Cubic Studio 1.2 beta - это "3D-графический пакет" для работы с аудио.


Рабочие "тонкости"

Итак, мы загружаем файл в рабочий интерфейс программы. Нас, естественно, интересует пункт главного меню 3D EFFECT. Что мы там видим? Только две опции: User Defined и System Defined. Это не то, что думает пользователь (кстати, основной прикол программы мы рассмотрим чуть-чуть позже).

Первый метод - User Defined. Перед пользователем появляется новая рабочая область, очень похожая на ряд графических пакетов уровня 3D Studio MAX. Пользователь предстает в четырех проекциях, вокруг него можно локализовать источники звука в трехмерном пространстве с помощью этих проекций. Источники звука представляются в виде изображения шарика. Если вы выбрали опцию Fixed Source Position, то достаточно указать только одно положение, и звук локализуется там. Если же вы выбрали Moving Source Position, тогда можете(!) указывать передвижения звука из одной точки в другую. Причем оных точек может быть бесконечное множество. Если, например, пользователь хочет, чтобы в течение песни трек инструмента постоянно находился в движении в какой-нибудь плоскости или трехмерном пространстве, то данная опция программы незаменима. В общем, посмотрите иллюстрацию, и все станет ясно.

Второй метод - System Defined. Совершенно другое, уже стереогеометрическое представление, хотя результаты работы с User Defined и System Defined не сильно отличаются друг от друга. Пользователь находится в центре объемного куба (ясно, откуда название Cubic Studio). Предоставлено 25 возможных позиций источника звука, хотя, по идее, должно быть 27, но не хватает прямых положений спереди и сзади. Если таковые и предусмотрены, то ваш покорный слуга не нашел, в чем раскаиваюсь, но... искал долго. То есть, вся идея System Defined заключается в том, что есть несколько положений, в которых локализация наиболее ощутима. Разработчики изобразили эту схему в виде куба, на котором отметили ряд основных "точек".

Реализация алгоритмов позиционирования в кубической модели произведена качественно, и если надо услышать звук в правом верхнем углу, то он там и находится. Причем никакими простыми подручными средствами или программами типа PanHadler такой глубины эффекта добиться практически невозможно.


Остальные эффекты в Cubic Studio

Для того, чтобы просмотреть, что может сделать программа в плане эффектов, следует заглянуть в опцию Effectors. Наиболее интересным мне показался Modulator. Главным образом из-за того, что там присутствуют не простейшие алгоритмы, кои можно наблюдать в ряде продуктов, а внедрены два осциллятора. Сравнивать есть с чем - Opcode fusion: free filter. Наверное, поэтому Cubic Studio оказался не на высоте. Алгоритмы по результатам своей работы больше напоминают GoldWave, нежели действие профессиональных пакетов. То есть программа еще очень сырая, использует одновременно супералгоритмы, параллельно совмещая их с халтурой. Остается непонятным, что можно сделать с флэнджером, который управляется всего двумя слайдерами, и так далее...


Основной "прикол" программы

Может, я скачал очень "веселую" версию, но в ней перепутаны каналы для 3D-эффектов. То есть, если наденешь наушники наоборот (вместо правого - левый, вместо левого - правый), то каналы эффекта оказываются не перепутаны в ряде случаев. Я понимаю, что разная письменность и прочее, только не поверю, что корейцы слышат справа машину, которая едет слева. Если таковое присутствует, то у нас совершенно разные виды... Скорее всего, это "нововведение" предусмотрено для версии beta, распространяемой бесплатно, и все функции являются рабочими. Хотя...


Выводы

Программа революционна, бесплатна (пользователи ее могут скачать по адресу www.cubicstudio.com) и имеет много несовершенств.

Главной ошибкой разработчиков я вижу стремление создать "все в одном", что для данного уровня продуктов является "смерти подобным". Если бы функции программы были ограничены 3D-локализацией, открытием, закрытием и сохранением файлов, то она была бы самодостаточна и уникальна.

Честно сказать, я буду в новых альбомах своей группы использовать эту программу, так как она (программа) в ряде позиций лучшая, поэтому своим читателям рекомендую ее попробовать.

Минимальные требования: Pentium 90 MHz, 32 RAM, Windows 9x/NT 4.0.

Кристофер М. ИХИХО

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

36 за 2000 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!