Секреты хорошего резюме

Написать профессиональное резюме не так уж сложно. А вот написать хорошее профессиональное резюме...

Недавно моя знакомая попросила помочь ее подруге найти новую работу. Сказала, что та - хороший специалист с большим опытом на управленческих должностях и рядом достоинств. Я ответил, что могу сделать для нее протеже на общих основаниях: пусть, дескать, передаст свое резюме, а там посмотрим. Через некоторое время знакомая принесла резюме своей подруги. Я посмотрел и был очень удивлен: в тексте, занимавшем едва ли не страницу, не удалось увидеть всех тех достоинств, о которых рассказывали. Вроде бы все формальные требования к резюме были соблюдены: цель, образование, опыт, но... Судя по тексту, это обычный человек, ничем не выдающийся, которого на руководящую должность вряд ли можно было бы рекомендовать.

Некоторые считают, что чем большее количество резюме отправишь в разные места, тем выше шансы на успех. Особенно этим соблазняются программисты. Благо, есть Интернет, можно без особых трудов слать письма во все концы земли. Только результат совсем не обязательно бывает положительным. Дело в том, что работодатель стремится не просто взять людей на работу, а найти себе хорошего специалиста. И если ваше резюме не представляет вас как такового, это уже не резюме, а просто спам.

Как же написать хорошее профессиональное резюме? В прошлом номере мы рассматривали его общую структуру. В этом поговорим о некоторых тонкостях "самопрезентации на одной странице".

Первая тонкость базируется на знании законов восприятия. Когда работодатель берет в руки резюме, в первые секунды он его даже не читает, а только просматривает, пробегает взглядом. Для того, чтобы начать читать, нужно сделать некоторое усилие. А стоит ли? Взгляд ни на чем не задерживается... Нет, не стоит. Резюме отправляется в мусорную корзину. Чтобы этого не произошло, в вашем резюме должны быть какие-то зрительные, визуальные зацепки, способные остановить пробегающий взгляд и заставить читать.

 

Например, это могут быть простые слова, знакомые настолько, что их не надо даже читать: они сразу ухватываются, воспринимаются взглядом и настраивают работодателя на знакомую волну. В частности, это могут быть такие слова, как проекты, решения, продукт, клиенты, прибыль, бизнес, развитие, ноу-хау. Это могут быть также специально выделенные места в тексте или подчеркивания. Например, какие-то специальные термины типа С++, Java, Unix, Oracle, IBM LAN Server.

Некоторые места с этой же целью полезно вывести отдельной строкой, Например,

Сертифицированный специалист...

Вторая тонкость относится к стилю написания резюме. Он должен быть лаконичным, конкретным, активным. Другими словами, используйте энергичные глаголы, показывающие действие, причем, завершенное действие. Если вы пишете "разрабатывал программы", то не ясно, вы их все-таки разработали, или еще продолжаете разрабатывать. Больше впечатляет "разработал и внедрил программу складского учета" или "занял первое место на республиканском конкурсе студенческих работ по программированию".

Еще один способ - использовать несколько вариантов резюме. Предлагая свои услуги разным фирмам, вы можете представлять резюме в соответствии с особенностями своего потенциального заказчика. Одним клиентам одно резюме, другим - другое. Самый простой вариант здесь - сделать резюме на разных языках (как минимум, на русском и на английском). Но не останавливайтесь только на этом. Можно сделать резюме с упором на ваше образование, можно - с упором на профессиональный опыт. Резюме может характеризовать вас сугубо как программиста и как предпринимателя, как организатора и как командного игрока. Может быть резюме для коммерческих фирм, государственных предприятий или общественных объединений.

Помните! Работодатель ожидает некоего "особенного" специалиста, который, придя на работу, решит его (работодателя) специфические проблемы. Если хотите получить ту работу, которая вам по вкусу, сделайте свое резюме более специфичным.

Можно поступить и таким образом. Резюме пускай будет одним (ну, может быть, с вариантом на английском языке). А чтобы придать вашему предложению специальный колорит, воспользуйтесь сопроводительным письмом.

Это способ сделать ваше обращение к работодателю более персонифицированным, личным и более привлекательным. В нем вы должны в сконцентрированной форме:

а) объяснить причину своего обращения именно в эту компанию;

б) в сжатом виде привлечь внимание работодателя и доказать свою пригодность для работы, на которую вы претендуете;

в) изложить ваши возможности и достигнутые результаты, подтверждающие, что вы - именно тот человек, которого они ищут;

г) сообщить о ваших намерениях (звонок о назначении встречи, приход в организацию в предлагаемое время, если оно устроит адресата и др.).

Вот примерный вариант подобного письма.

Кому

От кого

Адрес, телефон, E-mail

Уважаемый Иван Иванович!

В газете "Х" за 12 августа 2000 года я прочел статью о Вашей компании и был приятно удивлен тем фактом, что компания "АБВ-системс", являющаяся бесспорным лидером РБ (не грех сказать и комплимент работодателю!) в разработке компьютерных бизнес-программ, планирует начать разработку новых продуктов класса "Бизнескомп".

Мне очень импонирует Ваш постоянный творческий поиск, в котором мне также хотелось бы принять участие.

Работая в "ZZZ Compani", я создал ряд программ для сопровождения таких сфер деятельности предприятия, как бизнес-планирование, маркетинг, работа с клиентами, работа с кадрами, специализированные базы данных и др. Использование этих программ позволило существенным образом повысить эффективность деятельности предприятия.

Хотелось бы, чтобы эти наработки нашли более широкое применение, а мои навыки в создании подобных программ послужили компании "АБВ-системс" и ее клиентам. Надеюсь, что мой х-летний опыт работы в данной области будет полезен для Вашей фирмы.

С Вашего разрешения я позвоню Вам в четверг (12.09.2000г.), чтобы договориться об удобном времени для встречи. К письму прилагаю профессиональное резюме.

Итак, небольшое резюме о том, как сделать ваше резюме более эффективным: оно должно быть смотрибельным, энергичным, используйте несколько вариантов резюме и сопроводительные письма.

Олег СИЛЯВСКИЙ,
агентство "Кадры_ИT",
kadry_it@mail.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

36 за 2000 год

Рубрика: 

На заметку
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!