Ухватить перо жар-птицы!

Законы формирования прибыли

То, что прибыль не может возникать на пустом месте и имеет вполне определенный источник (см. "КВ" №36), достаточно очевидно. Однако непреложным фактом является также и то, что еще никому и никогда не удавалось получать прибыль стабильно в течение длительного времени без применения новых технологий. Почему же она исчезает? Казалось бы, ответ уже ясен - причиной такого результата является закон сохранения равновесия систем (см. "КВ" №31), однако ясно также и то, что в нашем мире ничто не может как появляться неизвестно откуда, так и бесследно исчезать. Объяснение может заключаться в том парадоксе, что максимальная прибыль возможна только при максимальном снижении цены, т.е. до уровня себестоимости! В этом случае максимальный успех для предпринимателя, применившего новую технологию, обусловлен фактической нелинейной зависимостью спроса от цены товара, которая имеет следующий вид:

Такая нелинейная зависимость позволяет увеличить скорость обращения капитала и получать максимально возможную прибыль, поскольку спрос растет быстрее, чем снижается цена. Начало кривой определяется сектором рынка предпринимателя до применения новой технологии (x1) и действующей рыночной ценой (y1), а конечная точка - потенциальным рынком (x2) и себестоимостью товара по новой технологии (y2). Характер кривой обусловлен общей закономерностью, которая является следствием действия естественных законов и поэтому означает лишь возможность получения прибыли, но не позволяет оценить саму эту прибыль. Для этого необходимо выяснить, как будет изменяться прибыль в зависимости от объема продаж. Очевидно, что при разумном снижении цены прибыль вначале будет возрастать за счет увеличивающегося спроса, однако этот спрос в конечном итоге ограничен и на каком-то этапе неминуемо начнет снижаться, что приведет к соответствующему снижению прибыли, т.е. характер зависимости массы прибыли от объема продаж выглядит следующим образом:

 

Вот уж поистине, пути Господни неисповедимы! Это же закон нормального вероятностного распределения! Конечно же, прежде чем продажа товара станет фактом, нужно еще оценить вероятность этой продажи. Предпринимателю, применившему новую технологию, дается шанс получить награду за свой труд и риск. Но он должен также понимать, что миг удачи нужно еще поймать, и максимальную выгоду для себя он может извлечь только в том случае, если будет отчетливо сознавать, что его товар - это заслуга всего общества, и ему удастся в лучшем случае только ухватить перо жар-птицы, т.е. неизбежно снизить в конечном итоге цену до уровня себестоимости! Характер кривой определяется уравнением:

Но применительно к оценке возможной прибыли от внедрения новой технологии это исходное уравнение принимает вид:

где P - суммарная прибыль, p - норма прибыли как результат снижения себестоимости, n - число оборотов капитала, x - объем потенциального рынка, a - математическое ожидание, - квадратичное отклонение.

Казалось бы, в левой части кривая должна круто расти вверх, поскольку вначале цена товара максимальная, т.е. равна рыночной, и норма прибыли также максимальная. Однако объяснение плавного роста прибыли связано с тем, что нужно прежде всего покрыть затраты на новую технологию, т.к., по меткому выражению Ф. И. Шаляпина: "Бесплатно только птички поют!" Далее, после того как затраты на новую технологию покрываются, рост прибыли начинает ограничиваться спросом, а для его увеличения нужно снижать цену, т.е. уменьшать норму прибыли для того, чтобы увеличить ее массу. Таким образом, один и тот же характер левой и правой половины кривой обеспечиваются разными механизмами, что вовсе даже не удивительно с точки зрения понятия "системы" как единства двух полюсов и наглядно демонстрируется хотя бы примерами систем координат (см. "КВ" №26) или синтеза цвета (см. "КВ" №28), но может вызвать полное недоумение, если это понятие и законы систем (основной закон, законы иерархий и сохранения равновесия) остаются неизвестными. Очевидно, что принятие решения о снижении цены с целью увеличения объема продаж должно быть связано с поддержанием определенного баланса между предложением и спросом, что можно представить в виде следующей системы:

Основной закон рынка - "Спрос рождает предложение", отсюда и возникают полюсы системы. В свою очередь, увеличение спроса возможно путем уменьшения цены товара, которая формируется из цепочки цен, образующих компоненты системы: ПЦ - производственная (отпускная) цена, ОЦ - оптовая цена в сфере торговли, РЦ - розничная цена для конечных потребителей. Компоненты другого полюса системы образуются из производственных мощностей, оборотных средств и условий конкретных региональных рынков, а именно: ИП - издержки производства, ИО - издержки обращения, ИУ - издержки управления, т.е. в конечном итоге сводятся к размеру капитала, имеющегося в распоряжении предпринимателя.

Здесь мы вновь можем наблюдать интересную аналогию с другими известными науке законами. Если прибыль уподобить энергии, то потенциальная энергия будет заключаться в норме прибыли, а кинетическая энергия - в скорости оборота капитала. Таким образом, снижая цену, предприниматель вовсе не теряет прибыль, а наоборот, увеличивает ее, превращая потенциал нормы прибыли в увеличение ее массы. С другой стороны, объяснение известных фактов с точки зрения понятия "система" и вытекающих из этого понятия свойств и общих законов позволяет предпринимателю не только оптимально управлять процессом производства и сбыта товаров, но и делает совершенно очевидным тот факт, что прибыль как экономическая категория может существовать только тогда, когда она направляется на расширение производства, т.е. становится капиталом, иначе она переходит в категорию зарплаты собственника капитала, т.е. ложится на себестоимость товара. Действительно, если предприниматель стремится получить максимальную прибыль, то он должен увеличивать предложение товара, т. е. расширять производство за счет доходов, поступающих в его распоряжение, следовательно, его капитал - это новые рабочие места! Но, все-таки, куда же она девается после того, как цена товара становится равной его себестоимости?

Юрий КРАСКОВ,
c_city2000@mail.ru

Все права на публикацию принадлежат автору

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

37 за 2000 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!